Экономические законы и категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 02:15, реферат

Описание

Цель данного реферата – изучить основные экономические законы и категории, основные элементы производства.
Задачи, которые я поставила перед собой: изучить специальную литературу по теме исследования, сформулировать понятие экономического закона и экономической категории, определить основные элементы производства и рассмотреть их по отдельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
Экономические категории и законы...............................................................4
Экономические законы...................................................................................4
Закон экономии времени.......................................................................6
Закон повышающейся производительности.......................................7
Закон возвышения потребностей.........................................................9
Закон стоимости...................................................................................10
Закон спроса и предложения...............................................................13
Закон денежного обращения...............................................................15
Экономические категории............................................................................15
Собственность как экономическая категория...................................16
Государственный кредит как экономическая категория..................20
Основные элементы производства................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

       Темпы изменения производительности труда  — средство ускорения или замедления роста уровня производительности труда. В темпах роста производительности труда отражается превосходство данного периода производства по сравнению с предшествующим.

       Темп  прироста производительности труда  — результат сложного взаимодействия средств производства и рабочей силы. До реального трудового процесса они представляют собой лишь исходный момент, возможные факторы процесса производства. Будет ли возможность превращена в действительность и какими будут конечные результаты взаимодействия средств производства и работника, — зависит от активности последнего, определяемой множеством факторов экономического, социального и политического характера.

      1. Закон возвышения потребностей

       Закон возвышения потребностей объективно выражает прогрессивный процесс обновления системы экономических потребностей общества, их количественный и качественный рост. Механизм действия этого закона состоит в постоянном переходе потребностей высшего порядка в обычные, а последних — в потребности низшей степени необходимости; одни потребности угасают, появляются новые. Развитие системы потребностей обусловлено развитием производства, реализацией требований основного экономического закона и законов экономии времени, повышающейся производительности труда и др.

       Особенность категории экономических потребностей состоит в том, что она находится как бы вне воспроизводственного процесса, одновременно пронизывая всю систему экономических отношений и выступая стимулом, мотивом труда и его эффективных результатов. В связи с этим рассмотрение в качестве второй сущности закона возвышения экономических потребностей общественного производства вряд ли является отражением реальной действительности. При таком подходе взаимосвязываются две системы разного экономического порядка. Экономические потребности как бы предшествуют процессу непосредственного производства, это его исходный побудительный мотив, его предпосылка. Сущностью порядка, аналогичного экономическим потребностям, служат экономические возможности, или ресурсы, общества. Они так же как и потребности, — исходная экономическая предпосылка процесса воспроизводства. Эти две категории и составляют две стороны закона возвышения потребностей, его противоречивое единство. Особенностью экономических потребностей является их стремление к безграничному развитию, к постоянному опережению экономических возможностей общества. Но экономические ресурсы ограничены. В постоянном преодолении этого противоречия, в удовлетворении уже возникших потребностей, в поисках новых экономических ресурсов и состоит прогрессивный характер действия закона возвышения потребностей. В силу этого ограниченность ресурсов носит относительный характер.

       Главным фактором реализации требований закона возвышения потребностей выступает НТП. Он стимулирует возникновение новых потребностей как у производителей, так и у потребителей. Одновременно НТП служит средством разрешения противоречия между постоянно увеличивающимися и возвышающимися потребностями и ограниченными материальными и социальными возможностями для их удовлетворения.

       В любой социально-экономической системе  производство призвано удовлетворять  и постоянно развивать систему  личных экономических потребностей. Если производство перестает служить этой естественно предназначенной цели, оно теряет стимул и источник развития и в конце концов саморазрушается.

       1.1.4 Закон стоимости

       Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя  индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат общественно необходимые затраты труда.

       Закон стоимости имеет объективный  характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние общественно необходимых затрат труда.

       Закон стоимости есть закон цен, ибо  внешней формой проявления стоимости  являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.

       Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением общественно необходимых затрат труда.

       Подведем  итог. Сущность закона стоимости состоит  в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров  определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.           

       Закон стоимости выполняет следующие функции:

       Первая  функция — осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

       Вторая  функция состоит в том, что закон обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

       Третья  функция — стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает ряд экономических преимуществ — ускорение реализации товаров, больший доход и прибыль. А, как известно, прибыль — объективный стимул развития производительных сил на базе ускорения научно-технического прогресса.

       Четвертая функция — распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями.

       Пятая функция закона стоимости заключается в том, что на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.

       Таким образом, закон стоимости:

  1. Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых;
  2. Обуславливает дифференциацию товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных трудовых затрат с общественно необходимыми;
  3. Стимулирует снижение затрат;
  4. Регулирует распределение труда по сферам производства;
  5. Проявляется как закон цен - в основе цен лежит стоимость.  Его функции осуществляются как при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении;
  6. Создаёт основы стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.

       Действие  закона стоимости нельзя абсолютизировать, ибо его роль в рыночной системе  хозяйствования имеет ограниченный характер. Этот закон достаточно убедительно объясняет экономические мотивы поведения товаропроизводителя, продавца. Но, оставаясь в рамках действия только этого закона, трудно, а в ряде случаев невозможно объяснить экономическое поведение другого субъекта рынка – покупателя, потребителя. В самом деле: товаропроизводитель при продаже своего товара хотел бы продавать его по такой цене, которая полностью возместила бы все  его затраты и принесла максимум прибыли. Следовательно, вся логика его поведения предопределена требованиями закона стоимости. В ином положении оказывается потребитель товара: покупателя мало или вовсе не интересуют затраты производителя на данный товар, его экономический интерес в том, чтобы цена была низкой, качество товара высоким. Но, самое главное в том, что покупатель ценит или не ценит потребительские качества товара, его полезность, нужность или ненужность его для себя. Поведение этого субъекта рынка требованиями закона стоимости объяснить невозможно. Здесь требуется знание другого закона рынка – закона спроса и предложения.

       1.1.5 Закон спроса и предложения

       Так в чем же заключается столь  важный закон - закон спроса?

       Фактически  он звучит так: чем цены выше, тем  спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом, главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена.

         На спрос также оказывают влияние  неценовые факторы:

  • доходы;
  • наличие данного товара на рынке (дефицит);
  • психология покупок и вкусы потребителей;
  • эффекты ожидания: рост или снижение цен;
  • наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов);
  • наличие на рынке дополняющих друг друга товаров (комплиментарных).

       Все неценовые факторы рассматриваются  в экономике не в динамике, а  в статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не может оказать на спрос такого решающего влияния как цена. Поэтому употребляется термин «при прочих равных условиях».

       Однако  спросу «противостоит»  такое понятие  как «предложение».

         «Предложение» - это обобщающий  термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

       Предложение – это количество товаров и  услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.

       Прямая  зависимость между ценой и  количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Чем выше цена, тем выше предложение. Изменение цены ведет к изменению величины предложения. Неценовые факторы предложения:

  • величина издержек (чем выше издержки, тем меньше предложение);
  • налоги и субсидии (снижение налогов и выделение дотаций сокращает издержки и увеличивает предложение, увеличение налогов сокращает предложение);
  • количество продавцов на рынке (увеличение продавцов ведет к увеличению объема предложения);
  • цены на сопряженные товары (изменение цены одного взаимозаменяемого товара приводит к изменению предложения другого в том же направлении);
  • ожидание в отношении изменения цен.

       Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать  за некоторый период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

       Термины «спрос» и «предложение» характеризуются теорией спроса и предложения. Суть этой теории сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.

       1.1.6 Закон денежного обращения

       Закон денежного обращения выражает объективную  связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что  покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.

       Так же существует еще множество других экономических законов, например: закон падения эффективности дополнительных затрат факторов производства, закон накопления, и. т. д.

Информация о работе Экономические законы и категории