Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:56, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии. Для этого необходимо решить следующие задачи:
раскрыть социально- экономическую сущность циклов;
рассмотреть характер и закономерности развития различных видов циклов;
раскрыть объективные причины циклов, их природу, показать воздействие циклических колебаний на национальное производство и занятость.
рассмотреть основные фазы делового цикла;
проанализировать возможность антициклического регулирования;
исследовать роль циклического развития в экономике России.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические концепции цикличности………………………………..6
1.1 Классическая концепция экономических циклов…………………6
1.2 Неоклассическая концепция цикличности……………………….12
1.3 Современные направления в теории циклов……………………. 13
2 Классификация циклов…………………………………………………17
2.1 Виды циклов в зависимости от их продолжительности……….…17
2.2 Классификация циклов по причине возникновения……………...21
2.3 Основные фазы экономического цикла……………………….......28
3 Антициклическая политика…………………………………………….31
3.1 Кейнсианская концепция циклического регулирования………....31
3.2 Монетарная концепция анти циклической политики……………33
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………36
На уровне микроэкономики депрессия представляется картиной неуверенности, беспорядочных действий. Особенно страдают торговые посредники, биржевые агенты, которым общая обстановка кажется хуже, чем она есть на самом деле.
Итак, спад прекратился, но тенденция к росту еще не наметилась. Производство осуществляется на суженной базе, но началось рассасывание товарных запасов. Доверие предпринимателя к конъюктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя еще вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. При классическом варианте эта фаза характеризуется падением нормы процента до самого низкого уровня в пределах данного цикла.
ОЖИВЛЕНИЕ. Следующая фаза - оживление – сопровождается:
некоторым повышением потребительского спроса,
незначительным повышением уровня производства,
начинаются капиталовложения предприятий в оборудование и здания,
цены на сырье и материалы повышаются,
сокращается безработица,
постепенно начинают повышаться цены на товары и услуги
растет ссудный процент.
начинают расти цены на акции.
Оживление, фаза восстановления, когда деловой мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне оправданы. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Условно говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается чистый рост.
Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы.
ПОДЪЕМ
(БУМ).Подъем (бум) - фаза, при которой
«рысь переходит в галоп»,
ускорение экономического развития
обнаруживается в волнах нововведений,
возникновении массы новых
Процветание
может характеризоваться
Подъем зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы.
Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них тоже растут. На фазе подъема усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления.
Вместе с тем, нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Экономика подходит к следующему витку. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, заканчивается «новой бездной краха».
Неправильным было бы также полагать, что между потрясениями, то есть фазах оживления и подъема, деловой мир напоминает море в ясную погоду. Нет, на нем довольно часты волнения, «барашки» в виде частичных, малых, промежуточных спадов.
Современные
экономические циклы
Во
второй половине XX века обнаруживается
тенденция к относительному ослаблению
циклических колебаний. Вместе с ослаблением
кризисов наблюдается их учащение и явное
нарушение классического цикла, выпадение
некоторых фаз. Современные кризисы, происходящие
на фоне инфляции, не сопровождаются, как
это было раньше, падением цен.
1.2 Неоклассическая концепция цикличности
Теоретической
основой неоклассической модели
послужили концепции
Главные препятствия на этом пути — высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией и выполнение государством других экономических функций. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ и общее разгосударствливание экономики.
К мероприятиям по разгосударствливанию экономики относятся:
политика приватизации государственной собственности;
политика дерегулирования, которая означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким
образом, в неоклассической модели
государство может лишь косвенно
влиять на экономику. Главная же роль в
реализации экономического развития страны
отводится рыночным силам.
1.3 Современные направления в теории циклов
В наше время популярность вновь приобретают кейнсианские методы регулирования макроэкономики. Основными направлениями макроэкономической политики кейнсианцы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим вкратце их сущность.
Фискальная политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов, фискальная политика предполагает:
снижение ставки налога
увеличение расходов государства
применение обоих методов одновременно
Если
же в экономике существует избыточный
уровень совокупных расходов, тогда
правительству нужно
увеличение ставки налога
сокращение расходов
применение обоих методов одновременно
Данные меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый доход и, соответственно, потребительские расходы, а также увеличиваются расходы государства; увеличение же потребительских и государственных расходов приводит к многократному увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных и потребительских расходов, что ведет к многократному сокращению совокупного спроса. В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.
Однако фискальная политика имеет ряд недостатков:
Разрыв восприятия, т. е. требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика
Административный разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
Функциональный разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит.
Популярность
стимулирующих мер. Стимулирующие
меры фискальной политики обычно более
популярны в народе и, следовательно,
к ним охотнее прибегают
Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
операции на открытом рынке
изменение резервной нормы
изменение учетной ставки
При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного пользования (изменения экономических параметров перечислены в причинно-следственном порядке).
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
покупка ценных бумаг
снижение резервной нормы
снижение учетной ставки
В результате проведения в жизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступа к нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денег в обращении.
Если
же в экономике уровень
продажа ценных бумаг
повышение резервной нормы
повышение учетной ставки
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
Ослабление контроля за предложением денег.
Циклическая ассиметрия.
Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.
Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Учитывая вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.