Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:29, доклад
Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушения сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к совокупному спросу, нарушении условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях
ФГОБУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимирский филиал
Доклад
по дисциплине «Макроэкономика»
Тема «Экономический кризис»
Мошенец Алёна Андреевна
Специальность: бакалавр экономики
Владимир 2013
1. Сущность и
особенности экономического
Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушения сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения.
Сущность экономического
кризиса проявляется в
Каков же характер нынешнего кризиса? Он явно выходит за рамки обычного. Можно выделить три его важные особенности.
Первая, Начавшийся в условиях
глобализации, кризис охватывает практически
все динамично развивавшиеся
страны и регионы. Причем он сильнее
сказывается на тех, кто был наиболее
успешен в последнее
Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будет перераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.
Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации - новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели о них смутное представление, что привело к разным последствиям.
С одной стороны, финансовые
инновации существенно изменили
ряд товарных рынков, и, прежде всего
важнейших сырьевых товаров. Цена на
нефть всегда была плохо предсказуемой,
однако она все-таки зависела от соотношения
спроса и предложения, а потому в
какой-то мере контролировалась производителями
нефти. Несомненными историческими
фактами являются как организованный
арабскими странами - экспортерами
нефти резкий скачок цен на нефть
в 1973 г., так и осознанные (и также
политически мотивированные) действия
по их существенному снижению в 1986 г.
В настоящее время, с развитием
рынков вторичных финансовых инструментов,
ситуация кардинально изменилась. Теперь
цена на нефть почти не зависит
от действий ее производителей и слабо
реагирует на усилия членов ОПЕК и
других нефтедобывающих стран. Сегодня
она формируется на финансовых рынках
и в головах финансовых брокеров,
торгующих связанными с поставками
нефти вторичными финансовыми инструментами,
причем практически не имеющими отношения
к реальному движению этого товара.
Мир становится виртуальным, поскольку
важнейшие экономические
С другой стороны, в условиях инновационного финансового бума экономическая и политическая элита утратила контроль над движением финансовых инструментов. Поэтому нынешний кризис можно определить как "бунт финансовых инноваций" - бунт машин против своих создателей.
Природа и механизмы великих
экономических потрясений всегда загадочны
и до конца непостижимы. Великие
кризисы на десятилетия становятся
предметом дискуссий
2. Борьба с кризисом в России
Главный вопрос современности - когда закончится кризис? При этом многие уважаемые эксперты еще до сих пор не согласны по поводу того, когда же кризис начался. Ситуацией неопределенности и смятением умов пользуются чиновники, которые во время кризиса объясняли "Кризисом" любе негативные явления. Кризис стал оправданием для риторического произвола чиновников. Причины такого поведения лежат в том, что чиновники не знают, что именно говорить. Многовековой опыт российской истории показывает, что им нужны указы и законы, которые с точность демонстрировали бы не только вектор управленческих решений, но и ставили бы четкие рамки для публичных высказываний представителей бюрократии.
Другая проблема - поведение
высшей власти. Власть, которая ничего,
кроме стабильности, на своем веку
не видела, борется с кризисом методом
проб и ошибок. И само поведение
власти ни чем не ограничено, поскольку,
как считается, кризис субстанция непрозрачная
и полностью неуправляемая, а, следовательно,
нужно всегда иметь свободу маневра
на высшем уровне. Власть должна иметь
возможность делать, что хочет. Но
возможность для власти делать все,
что она хочет, выливается в то,
что стороннему наблюдателю, то есть,
в конечном счете, простому гражданину,
кажется самым настоящим
Как результат, у граждан возникает ощущение полной неподконтрольности ситуации и того, что власть и бюрократия просто не знают, что делать. Когда в России граждане понимают, что власть не знает, что делает, они утрачивают доверие к этой самой власти и начинают ожидать худшего. Ожидания, в свою очередь, часто становятся реальностью.
Чтобы повысить градус определенности и заодно уверенности населения в своем правительстве, нужно четко прописать, что такое кризис и что должна и не должна делать власть и бюрократия во время кризиса.
Для устранения этих очевидных
издержек ряд экспертных групп и
несколько депутатов ГД РФ при
поддержке редакции Liberty решили предложить
Федеральный конституционный
Антикризисная программа - принимаемый
Антикризисным Комитетом и
В Указе Президента Российской Федерации о введении антикризисного режима должны быть четко определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения антикризисного положения;
б) границы территории, на которой признаётся действие антикризисного положения;
в) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
г) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
д) указание к формированию Антикризисного комитета;
е) сроки предоставления Антикризисной программы на утверждение Президента Российской Федерации;
ж) время вступления указа в силу.
Особенности деятельности Федерального Собрания Российской Федерации в период действия антикризисного режима на всей территории Российской Федерации
1. При введении антикризисного
режима на всей территории
Российской Федерации Совет
2. На время действия
антикризисного режима
Указом Президента Российской Федерации о введении антикризисного режима на период действия антикризисного режима может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введен антикризисный режим, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений
на осуществление отдельных видов
финансово-экономической
д) регулирование цен и установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) эвакуация материальных
и культурных ценностей в безопасные
районы в случае, если существует реальная
угроза их уничтожения, похищения или
повреждения в связи с
и) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
к) приостановление деятельности политических партий, общественных объединений и иных организаций на территории РФ, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием введения антикризисного режима;
На территории, на которой введен антикризисный режим, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия антикризисного режима. В случае истечения в период действия антикризисного режима срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия антикризисного режима, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.
Антикризисный комитет.
1. Для обеспечения преодоления
кризисного положения Указом
Президента Российской
2. В состав Антикризисного комитета входят:
Президент Российской Федерации,
Председатель Правительства Российской
Федерации, главы фракций Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Директор Федеральной службы
безопасности России, Секретарь Совета
Безопасности России, Министр финансов
Российской Федерации, Министр экономического
развития Российской Федерации, Председатель
Центрального Банка Российской Федерации,
Министр здравоохранения и