Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:09, курсовая работа
Проблема экономического роста ставится не столько по объективной необходимости разработки и реализации экономической теории и политики, сколько задана президентскими посланиями. Суть ситуации состоит в следующем: правительство, долгое время ориентированное на либеральные направления экономической теории, исходило из того, что все усилия следует сконцентрировать вокруг монетарных проблем денежная масса, темпы инфляции, курс валюты). И по сей день у него нет специальной программы экономического роста, как и нет программы стратегического развития экономики. В инерционном состоянии текущего благополучия оно может находится благодаря тому, что действуют внешние конъюнктурные факторы роста, к созданию которых правительство отношения не имеет. К тому же эти факторы ухудшают качество отраслевой структуры экономики. Итак, поддержка экономического роста еще не стала органичным элементом политики правительства.
Введение стр.3
1.Экономический рост и его показатели стр.5
1.1. Понятие экономического роста стр.5
1.2.Показатели экономического роста стр.7
1.3. Факторы и типы экономического роста, его значение и издержки стр.10
1.4. Государственная политика и экономический рост стр.17
2. Экономический рост в России в период 1998-2005 гг. стр.21
2.1.Состояние экономики России до 1998г. стр.21
2.2.Структура экономического роста в России стр.22
2.3.Показатель производительности труда как одна из причин низких темпов развития отраслей экономики стр.25
2.4.Состояние материально-технической базы основных отраслей экономики стр.29
2.5.Влияние инвестиций на экономический рост стр.32
2.6.Политика государства в отношении экономического роста стр.38
2.7.Прогноз социально-экономического развития России стр.41
Заключение стр.43
Список используемой литературы стр.45
2.6.Политика государства в отношении экономического роста
Многие
годы Россия во главу своего развития
ставила институциональное
Однако нынешняя экономическая политика основывается на дальнейшей либерализации экономических отношений. Благоприятная экономическая среда по сути такой политики должна стимулировать силы рынка к ускоренному экономическому росту. Такой подход не дает ответа на вопросы: к какому году будет достигнуто удвоение ВВП, что будет представлять собой какая-либо отрасль в перспективе, что произойдет раньше: реабилитация материально-технической базы или развал экономики? Проводимая политика развития экономики практически полностью исключает участие государства в этом процессе. В условиях финансовой неустойчивости предприятий, слабости финансовой системы, гипертрофированного развития добывающей промышленности и крайней отсталости обрабатывающих отраслей необходимо существенно усилить роль государственного регулирования в той мере, которая допустима и при необходимости применялась или принимается в других странах с рыночной экономикой. При этом наибольшие акценты должны быть сделаны на усилении бюджетного(прямого) регулирования и, в частности, на усиление государственной инвестиционной политики, а также управлении собственностью. Бюджетные ресурсы могут и должны целенаправленно сбалансировать развитие отраслей и секторов экономики, ускорить темпы экономического и социального развития страны.
Переход на оптимальную траекторию социально-экономического развития страны должен определяться долгосрочной(15 лет) стратегией. Правительство ограничивается среднесрочными (на несколько лет) программами. Реальное управление сводится к годовому планированию, являющемуся основой разработки и принятия бюджета на очередной год.
Бюджет в 2006г. в долларовом эквиваленте составляет 176,4 млрд.долл., т.е. на 59% больше, чем в 2005г. Однако если в 2005г. рост ВВП был 6%, то в 2006г. он ожидается на уровне 5,8%. Ситуация совершенно парадоксальная. С другой стороны, цены за баррель нефти перевалили уже за 60 долл. (в бюджете 40 долл.). Это означает дальнейшее увеличение части экономического роста, образуемой сверхдоходами от продажи нефти. В условиях снижения общего экономического роста с 7,1 до 6% в 2005г. составляющая реального развития отраслей(вторая часть экономического роста) является отрицательной величиной, означающей спад производства. Бюджет растет на 59%, а рост ВВП замедляется. Это бюджет «проедания» будущего страны. Причина такого «роста» очевидна- нарастающий кризис производительных сил. Даже безусловно важные дела требуют очередности решения, а очередность определяется стратегией, которой нет. Налицо странная ситуация. Экономика разрушается под давлением абсолютно изношенных основных фондов и деградировавшей в связи с этим материально-технической базой. Для ее восстановления требуются огромные средства, и они имеются в наличии. Получается, есть потребность и есть источник ее удовлетворения, но они упорно не находят друг друга. Причина этого- правительство не видит потребности, не готово сформулировать ее в виде общехозяйственного инвестиционного проекта, который в полной объеме можно обозначить как инновационную реконструкцию народного хозяйства.
Идея
проекта заключается в
Абсолютно приоритетным является усиление государственного участия на стратегически важном направлении коренной реконструкции материально-технической базы народного хозяйства для форсированного перевода отраслей экономики(в первую очередь промышленности) на инновационный путь развития, позволяющего ликвидировать нерентабельный сектор общественного производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и сократить импорт, ускорить экономический рост, обеспечивающий многократное увеличение ВВП в сравнении с исходным периодом и на этой основе повысить уровень жизни населения не на проценты, а в разы.
Итак,
если общая социально-экономическая
стратегия государства
2.7.Прогноз социально-экономического развития России
Прогноз социально-экономического развития России в 2007 и 2008гг. можно представить в виде следующих диаграмм:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В заключение можно добавить, что для обеспечения долгосрочных и устойчивых темпов роста следует мобилизовать те средства экономической политики, которые ведут к увеличению совокупного выпуска на основе изменения количества и качества факторов производства. Это предполагает реализацию специальной программы экономического роста, которая содержит как долгосрочные, так и краткосрочные меры научно-технической и структурной политики: стимулирование эффективного спроса (в том числе инвестиционного) и товарного предложения, технологического прогресса, изменения «человеческого капитала».
Данная программа должна быть направлена на решение проблемы качества роста, основываясь на трех уровнях: факторно-экономическом- преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций; структурно-экономическом- опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии; социально-экономическом- преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности полученного за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д. Россия, выбравшая в качестве ориентира наиболее высокоразвитые страны, должна стремиться к тому, чтобы выравняться с ними по доле заработной платы в ВВП (или национальном доходе).
Также программа должна содержать следующие меры:
1.Необходимо
восстановить
2.Для
обеспечения устойчивости
3.Для
устойчивого развития
4.Очень
важна проблема
Итак,
качественный экономический рост должен
превратиться в приоритетную задачу
теории и экономической политики.
Необходимо выработать и реализовать
государственную программу
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальные документы и нормативные акты
1.Россия в цифрах.2005:Краткий статистический сборник/ Федеральная служба государственной статистики. М.2005
2.Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М.2004
Монографии и статьи
3.Дасковский В. Экономический рост: темпы и качество. Экономист, №11,2005,стр.10-23
4.Спицын А. Ориентиры экономического роста. Экономист,№10,2004,стр.35-41
5.Цыгачко А. Устойчив ли экономический рост?. Экономист,№12,2003,стр.25-29
6.Хубиев К. Противоречия экономического роста. Экономист,№8,2005,стр.46-54
7.Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост. Экономист,№9,2005,стр.82-85
Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
8. Матвеева
Т.Ю. введение в