Экономический рост, его типы и темпы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 20:09, курсовая работа

Описание

Проблема экономического роста ставится не столько по объективной необходимости разработки и реализации экономической теории и политики, сколько задана президентскими посланиями. Суть ситуации состоит в следующем: правительство, долгое время ориентированное на либеральные направления экономической теории, исходило из того, что все усилия следует сконцентрировать вокруг монетарных проблем денежная масса, темпы инфляции, курс валюты). И по сей день у него нет специальной программы экономического роста, как и нет программы стратегического развития экономики. В инерционном состоянии текущего благополучия оно может находится благодаря тому, что действуют внешние конъюнктурные факторы роста, к созданию которых правительство отношения не имеет. К тому же эти факторы ухудшают качество отраслевой структуры экономики. Итак, поддержка экономического роста еще не стала органичным элементом политики правительства.

Содержание

Введение стр.3
1.Экономический рост и его показатели стр.5

1.1. Понятие экономического роста стр.5

1.2.Показатели экономического роста стр.7

1.3. Факторы и типы экономического роста, его значение и издержки стр.10

1.4. Государственная политика и экономический рост стр.17

2. Экономический рост в России в период 1998-2005 гг. стр.21

2.1.Состояние экономики России до 1998г. стр.21
2.2.Структура экономического роста в России стр.22
2.3.Показатель производительности труда как одна из причин низких темпов развития отраслей экономики стр.25
2.4.Состояние материально-технической базы основных отраслей экономики стр.29
2.5.Влияние инвестиций на экономический рост стр.32
2.6.Политика государства в отношении экономического роста стр.38
2.7.Прогноз социально-экономического развития России стр.41

Заключение стр.43
Список используемой литературы стр.45

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 645.82 Кб (Скачать документ)

     2.6.Политика государства в отношении экономического роста

     Многие  годы Россия во главу своего развития ставила институциональное переустройство, связанное с переходом к новому способу производства: от советской к рыночной экономике. До настоящего времени ни о чем ином, как о расчетах по внешним и внутренним долгам государства думать не приходилось. Но теперь свободный капитал (более 130 млрд.руб.), достаточный для начала масштабного продвижения по пути инновационного обновления всей материально-технической базы экономики, имеется. Следовательно, появились предпосылки для решения социально-экономических проблем и создания базы для их решения в будущем.

     Однако  нынешняя экономическая политика основывается на дальнейшей либерализации экономических  отношений. Благоприятная экономическая  среда по сути такой политики должна стимулировать силы рынка к ускоренному  экономическому росту. Такой подход не дает ответа на вопросы: к какому году будет достигнуто удвоение ВВП, что будет представлять собой какая-либо отрасль в перспективе, что произойдет раньше: реабилитация материально-технической базы или развал экономики? Проводимая политика развития экономики практически полностью исключает участие государства в этом процессе. В условиях финансовой неустойчивости предприятий, слабости финансовой системы, гипертрофированного развития добывающей промышленности и крайней отсталости обрабатывающих отраслей необходимо существенно усилить роль государственного регулирования в той мере, которая допустима и при необходимости применялась или принимается в других странах с рыночной экономикой. При этом наибольшие акценты должны быть сделаны на усилении бюджетного(прямого) регулирования и, в частности, на усиление государственной инвестиционной политики, а также управлении собственностью. Бюджетные ресурсы могут и должны целенаправленно сбалансировать развитие отраслей и секторов экономики, ускорить темпы экономического и социального развития страны.

     Переход на оптимальную траекторию социально-экономического развития страны должен определяться долгосрочной(15 лет) стратегией. Правительство  ограничивается среднесрочными (на несколько  лет) программами. Реальное управление сводится к годовому планированию, являющемуся основой разработки и принятия бюджета на очередной  год.

     Бюджет  в 2006г. в долларовом эквиваленте  составляет 176,4 млрд.долл., т.е. на 59% больше, чем в 2005г. Однако если в 2005г. рост ВВП был 6%, то в 2006г. он ожидается на уровне 5,8%. Ситуация совершенно парадоксальная. С другой стороны, цены за баррель нефти перевалили уже за 60 долл. (в бюджете 40 долл.). Это означает дальнейшее увеличение части экономического роста, образуемой сверхдоходами от продажи нефти. В условиях снижения общего экономического роста с 7,1 до 6% в 2005г. составляющая реального развития отраслей(вторая часть экономического роста) является отрицательной величиной, означающей спад производства. Бюджет растет на 59%, а рост ВВП замедляется. Это бюджет «проедания» будущего страны. Причина такого «роста» очевидна- нарастающий кризис производительных сил. Даже безусловно важные дела требуют очередности решения, а очередность определяется стратегией, которой нет. Налицо странная ситуация. Экономика разрушается под давлением абсолютно изношенных основных фондов и деградировавшей в связи с этим материально-технической базой. Для ее восстановления требуются огромные средства, и они имеются в наличии. Получается, есть потребность и есть источник ее удовлетворения, но они упорно не находят друг друга. Причина этого- правительство не видит потребности, не готово сформулировать ее в виде общехозяйственного инвестиционного проекта, который в полной объеме можно обозначить как инновационную реконструкцию народного хозяйства.

     Идея  проекта заключается в концентрации огромных инвестиционных ресурсов(к сожалению, не 2,5 млрд.долл., «выжатых» для бюджета 2006г.) на коренной реконструкции действующего производства, не допуская их распыления на новые крупные, быть может, и заманчивые проекты(транспортные тоннель под океаном до Сахалина, воссоздание «шелкового пути» и др.). Совокупность решенных в рамках этого проекта достаточно локальных и стереотипных, но массовых задач пообъектной реконструкции превзойдет и по масштабам, и по результатам самые фантастические замысли кабинетных работников. К тому же отпадает необходимость придумывать что-либо. Низовые потребители инвестиций(предприятия) представят свои проекты. Дело сводится к тому, чтобы разработать четкую, прозрачную и жесткую систему их отбора и финансирования.

     Абсолютно приоритетным является усиление государственного участия на стратегически важном направлении коренной реконструкции  материально-технической базы народного  хозяйства для форсированного перевода отраслей экономики(в первую очередь промышленности) на инновационный путь развития, позволяющего ликвидировать нерентабельный сектор общественного производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и сократить импорт, ускорить экономический рост, обеспечивающий многократное увеличение ВВП в сравнении с исходным периодом и на этой основе повысить уровень жизни населения не на проценты, а в разы.

     Итак, если общая социально-экономическая  стратегия государства формулируется  как повышение материального  и духовного уровня жизни народа, то на данном этапе в сфере производства она трансформируется в стратегическую установку форсированной коренной реконструкции материально-технической  базы народного хозяйства и связана  с максимальным объемом ресурсов, необходимых для ее реализации. Временной  горизонт действия стратегической установки не может быть больше 15 лет. Затяжка сроков привела бы к скоплению больших объемов вновь устаревшего оборудования, что сделало бы бессмысленным изначальный замысел обеспечить отрасли достойной нынешнего времени материально-технической базы. Это грандиозное мероприятие, требующее концентрации на его реализацию колоссальных ресурсов, может иметь шанс быть реализованным только один раз. В случае успеха процесс воспроизводства и инновационного обновления основных фондов с соблюдением экономически обоснованных параметров войдет в русло самофинансирования. «Сопутствующими» явлениями этого естественного процесса станут высокая и перманентно возрастающая производительность и оплата труда, высокая рентабельность активов и продукции, конкурентоспособность отечественных товаров, независимо от экспорта нефти и газа. Социальный эффект, ради чего все предпринимается, должен проявить себя уже в первые 2-3 года реализации стратегии и быстро нарастать в ходе ее осуществления.

     2.7.Прогноз социально-экономического развития России

     Прогноз социально-экономического развития России в 2007 и 2008гг. можно представить в  виде следующих диаграмм:

       
 
 
 

       
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     В заключение можно добавить, что для  обеспечения долгосрочных и устойчивых темпов роста следует мобилизовать те средства экономической политики, которые ведут к увеличению совокупного  выпуска на основе изменения количества и качества факторов производства. Это предполагает реализацию специальной  программы экономического роста, которая  содержит как долгосрочные, так и  краткосрочные меры научно-технической  и структурной политики: стимулирование эффективного спроса (в том числе  инвестиционного) и товарного предложения, технологического прогресса, изменения  «человеческого капитала».

     Данная  программа должна быть направлена на решение проблемы качества роста, основываясь  на трех уровнях: факторно-экономическом- преобладание в структуре факторов роста научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций; структурно-экономическом- опережающее развитие наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные технологии; социально-экономическом- преодоление высокой дифференциации доходов, справедливое распределение национального дохода, в особенности полученного за счет природных ресурсов, алкоголя, табака и т.д. Россия, выбравшая в качестве ориентира наиболее высокоразвитые страны, должна стремиться к тому, чтобы выравняться с ними по доле заработной платы в ВВП (или национальном доходе).

     Также программа должна содержать следующие  меры:

     1.Необходимо  восстановить воспроизводственную  функцию финансовой системы, обеспечить  реструктуризацию коммерческих  банков, проведение активной финансовой  политики государства, когда эмиссия  долговых обязательств велась  бы с учетом их оптимального  погашения. При этом размещение  обязательств с высокой доходностью  должно быть направлено на  обеспечение темпов роста экономики  и укрепление доходной базы  бюджета;

     2.Для  обеспечения устойчивости рубля  целесообразно снизить экономическую  зависимость российского финансового  рынка от спекулятивного воздействия  иностранного капитала путем  жесткого применения установленных  санкций в отношении нарушений  валютного законодательства, усиления  защищенности отечественного финансового  рынка от резких колебаний  мировой конъюнктуры, восстановления  ограничений на вывоз капитала  и сферы использования валютных  счетов. Гибкая политика обменного  курса рубля должна обеспечить  поддержание конкурентоспособности прежде всего отечественных товаропроизводителей, как и потребности платежного баланса.

     3.Для  устойчивого развития производственной  и инвестиционных сфер, их реструктуризации  необходимы механизмы бюджета  развития, в том числе по предоставлению  государственных гарантий под  инвестиционные кредиты, а также  выполнение государственной инвестиционной  программы. При наличии продукции  отечественного производства нецелесообразно  производить импортные операции  за счет государственного бюджета.

     4.Очень  важна проблема государственной  поддержки и стимулирования НТП,  развития инновационной деятельности, конверсии наукоемкой промышленности. Здесь необходимо поэтапное доведение  государственных расходов на  эти цели до нормативного уровня, установленного действующим законодательством.

     Итак, качественный экономический рост должен превратиться в приоритетную задачу теории и экономической политики. Необходимо выработать и реализовать  государственную программу роста  экономики на основе ее модернизации, изменить теоретическую и социально-политическую ориентацию, с тем чтобы экономический рост был органически связан с социально-экономическим развитием общества. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

     Официальные документы и нормативные  акты

1.Россия в цифрах.2005:Краткий статистический сборник/ Федеральная служба государственной статистики. М.2005

2.Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. М.2004

     Монографии  и статьи

3.Дасковский В. Экономический рост: темпы и качество. Экономист, №11,2005,стр.10-23

4.Спицын А. Ориентиры экономического роста. Экономист,№10,2004,стр.35-41

5.Цыгачко А.  Устойчив ли экономический рост?. Экономист,№12,2003,стр.25-29

6.Хубиев К. Противоречия экономического роста. Экономист,№8,2005,стр.46-54

7.Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост. Экономист,№9,2005,стр.82-85

     Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты

8. Матвеева  Т.Ю. введение в макроэкономику: уч.пособие.- 2-е изд., испр.-М.: ГУ ВШЭ, 2004.-512 с.

Информация о работе Экономический рост, его типы и темпы