Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:00, реферат
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение
численности населения обуславливают решение двуединой задачи:
экономического роста и эффективности экономики.
1. Экономический рост и его измерение. 3
1.1 Понятие экономического роста 3
1.2. Показатели динамики экономического роста 4
1.3.Основные модели экономического роста. 5
1.4.Факторы экономического роста. 8
1.5. Типы экономического роста 9
2. Государственное регулирование экономического роста. 9
2.1 Государственное регулирование экономического роста. 9
2.2 Фискальная политика государства 10
2.3. Дискреционная фискальная политика 11
2.4. Недискреционная, фискальная политики 12
3. Условия стабильности экономического роста. 14
3.1 Условия стабильности экономического роста 14
Заключение 18
Список используемой литературы 19
сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы,
идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления
и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение
единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены
личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении
потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти
экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли
корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на
инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше
внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня
реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них,
сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным
перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного
продукта при полной занятости и полной загрузке производственных
мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и
другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например,
некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством
которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании
структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство
могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей
и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных
отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на
фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический
прогресс. Рост расходов
на образования также может
качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов
стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том,
что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой
задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются
мерам регулирования.
2.2 Фискальная политика государства
Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность
финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных
доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от
поставленных стратегических задач, как. например, антикризисное
регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направления
использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и
главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических
условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с
тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и
косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым
относятся способы
государственного бюджета финансируются: а) затраты на расширенное
воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; и) развитие
инфраструктуры, научных исследований и т.п.: г) проведение структурной
политики; е) содержание
военно-промышленного
С помощью
косвенных методов
возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского
спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки
налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая
необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться
возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких
взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала,
относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство
освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли,
искусственно
70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось
списывать до 20—30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в
первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять
в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.
Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, значительно
превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего
повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию.
Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов,
то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает
покупательную способность населения.
В зависимости
от характера использования
методов различают два вида фискальной политики государства: а)
дискреционную и б) недискреционную.
2.3. Дискреционная фискальная политика
Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению)
политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои
расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения
страны. При этом
правительство учитывает
функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает
совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает
выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что
государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции
(действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс):
мультипликатор
валовой национальный продукт ( ВНП в результате увеличения этих расходов
(G:
Естественно,
что при уменьшении
объем ВНП.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы
налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом
случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей
силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских
расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем
мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных
расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и
государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При
уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на
потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.
Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной
политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта
политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В
интересах роста ВНП увелич
иваются государственные расходы, снижаются
налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы
мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора
налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный
избыточным спросом), правительство проводит политику сдерживания деловой
активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти
меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения
расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате
снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
2.4. Недискреционная, фискальная политики
Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика
автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор –
экономический механизм, который без содействия государства устраняет
неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными
встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные
выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при
прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В
этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние
малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по
безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается
совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и тем
самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств.
Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия
по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения,
что помогает преодолению спада экономики.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в
финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных
направлений фискальной политики государства является совершенствование
налогового законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем
для примера наиболее важную
разновидность налогов —
налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм.
Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных
физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода
по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные,
транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые
льготы (необлагаемый минимум доходов; например, в США в 1990 г. этот
минимум составил 2050 долл.; суммы пожертвований, льготы для пенсионеров,
инвалидов и др.). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница
между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно
установить оптимальную
обложения). Различаются следующие ставки налога:
. твердые,
которые устанавливаются на
его стоимости (например, автомашину);
. пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от
размеров доходов;
. прогрессивные,
возрастающие с увеличением
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов
подрываются материальные стимулы к труду и новаторству. Непомерное
возрастание в 60—70-е годы в западных странах налогового бремени привело к
отрицательным последствиям. Оно вызвало «налоговые бунты», широкое
уклонение от налогов, способствовало утечке капиталов и бегству получателей
высоких личных доходов в страны с более низким уровнем налогообложения.
Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию предложения.
Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное
воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет
повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения
поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения
налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также
сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают
сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.
Основной задачей хозяйственной политики представители теории
предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и
налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве
средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с
инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет
стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной
массы товарами.