Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященных исследованию рыночного хозяйства. Как
определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения
общественного продукта?
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава I: Экономический рост.
1.1. Сущность понятия «экономический рост». . . . . . . . . . . .4
1.2. Факторы экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста. . 9
Глава II: Экономическое развитие России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста. . . . . . . . 13
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России. . .18
2.3. Перспективы экономического роста в России. . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . .
реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в педиатрах,
работающих водопроводчиками.
При всем значении факторов спроса и распределения ресурсов основное внимание
в обсуждении проблем экономического роста уделяется факторам предложения.
Экономический рост определяется факторами, смещающими кривую совокупного
предложения вправо – рис. 3.
На рис. 3. увеличение совокупного спроса показано как смещение кривой AD вправо,
от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных
уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.
Рис. 4. показывает схему влияния факторов предложения на экономический рост.
Эта схема показывает, что увеличение реального продукта и дохода может
осуществляться двумя основными способами: (1) путем вовлечения большого
объема ресурсов и (2) путем более производительного их использования. Прежде
всего, рассмотрим рост трудозатрат.
Можно сказать, что реальный ВВП в любое время определяется как трудозатраты
(в человеко-часах),
умноженные на
выработка на одного занятого). Или ВВП = число отработанных человеко-часов *
производительность труда.
Пример. Предположим, в хозяйстве занято 10 человек, каждый из которых
отрабатывает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабочих часов в неделю), так
что общее число отработанных человеко-часов составляет 20 тыс. Если средняя
выработка в расчете на человеко-час составляет 5 долларов, то общий выпуск
продукции или реальный ВВП, составит 100 тыс. долларов (20 тыс. * 5 дол.).
Рис. 4 дает схему ответов на такие вопросы, как: (1) Что определяет
количество отработанных часов? (2) От чего зависит производительность труда?
Величина трудозатрат зависит от численности занятых и от продолжительности
средней рабочей недели. В свою очередь, численность занятых зависит от
численности населения в трудовом возрасте и уровня вовлечения рабочей силы в
производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально
занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и
институциональными факторами, а также коллективными договорами.
Производительность
труда находится под
технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и
эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами.
Иными словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения
здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения
заинтересованности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а
также природными ресурсами; при лучшей организации и управлении
производством; при перемещении рабочих их менее в более эффективные отрасли.
Рис. 4 дает представление о факторах, определяющих спрос на продукцию. На нем
перечислены факторы, определяющие способности экономики предлагать или
производить совокупный продукт.
Сейчас хочу рассказать о таком факторе экономического роста, как технический
прогресс. Этот фактор является важным двигателем экономического роста. По
определению, технический прогресс включает в себя не только совершенно новые
методы производства, но также и новые формы управления и организации
производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается
открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с
целью увеличения конечного выпуска продукции.
На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно
взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые
машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость строить
атомные электростанции для применения технологий для использования атомной
энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение
обеспечивает значительный прирост продукции, они совсем не обязательно
требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего
оборудования.
На первый взгляд ход технического прогресса исторически характеризуется
глубиной и стремительностью. Газовые и дизельные двигатели, конвейеры и
сборочные линии приходят на ум как наиболее существенное достижение прошлого.
Совсем недавно «волшебная лампа технологии» выпустила «джинна автоматизации»
и вместе с тем все возможные чудеса фабрики, приводимой в движение одним
нажатием кнопки. Сверхзвуковые самолеты, транзисторы и интегральные схемы,
компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки и ядерная энергия, не говоря уже
о космических полетах, - это те технологические достижения, которые
относились к области фантастики в недалеком прошлом. Подобные нововведения
благоприятно влияют на экономический рост.
2.2. Ключевые факторы
Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но
ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или
человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых,
изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей
факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического
прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика
государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие
инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и
т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического
роста через эти два процесса.
Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и
роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного
капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в
эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего
препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как
показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей
мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала.
Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если
капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его
величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных
счетов.
Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как фактора роста является
тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся
странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу
населения. Например, в развитых странах и беднейших странах Африки они
примерно одинаковы и составляют в среднем примерно 20% ВВП.
Что касается накопления человеческого капитала как фактора роста, то основной
вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в
экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт,
необходимые в производстве и продвижении на рынок продукции. Данные навыки
являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным
образом зависят от уровня образования. Однако большая часть эмпирических
исследований роста основываются на измерениях именно уровня образования,
который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны.
Конечно, образовательный уровень позитивно влияет на эффективность
производства и процессов обучения, повышая восприимчивость работников к новым
технологиям, ноу-хау и т. д. Но сам по себе он не гарантирует высоких темпов
роста, особенно если
в экономике отсутствуют
Экономика бывшего СССР, да и современной России представляет в этом смысле
яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей стране была и остается
сопоставимой с аналогичными показателями в передовых странах, однако это
практически не сказалось на ее экономической динамике. В ряде странах Африки
и Азии рост образования достиг за последние четверть века невиданных ранее
темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных
стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы государства
направлялись на
повышение образования и
индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.
2.3. Перспективы экономического
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее,
опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который
можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации
- не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в
последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.),
осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному,
т. е. решали иные задачи.
Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое
сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке
стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста
на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран
(что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР), то теперь
приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в
производстве компьютеров на душу населения, разработать программы