Экономическое учение А. Смита. Структура и проблематика книги «Исследование о природе и причине богатства народов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:12, доклад

Описание

Адам Смит родился в Шотландии в XVIII веке. Данный период исторического развития Шотландии как нельзя кстати способствовал развитию его таланта и учения. Дело в том, что несколько столетий до этого шотландцы вели упорные войны с Англией, но при королеве Анне в 1707 г. была, наконец, заключена государственная уния. Это было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, влияние которых к этому времени заметно усилилось.

Содержание

Введение
1. Адам Смит. Биографическая справка.
2. Экономическое учение А. Смита (Адам Смит – «отец» классической политэкономии)
3. Общее содержание (и структура) книги «Исследование о природе и причине богатства народов».
4. Структура книги «Исследование о природе и причине богатства народов».
5. Проблематика книги «Исследование о природе и причине богатства народов».
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 32.45 Кб (Скачать документ)

Экономическое учение А. Смита. Структура и проблематика книги  «Исследование  о природе и  причине богатства народов».

 

 

 

Оглавление

Введение 

  1. Адам Смит. Биографическая справка.
  2. Экономическое учение А. Смита (Адам Смит – «отец» классической политэкономии)
  3. Общее содержание (и структура) книги «Исследование о природе и причине богатства народов».
  4. Структура книги «Исследование  о природе и причине богатства народов».
  5. Проблематика книги «Исследование  о природе и причине богатства народов».

Заключение

Список использованной литературы

 

Оглавление 

Введение

 

Адам Смит. Биографическая справка

 

 

 «Этот рассеянный человек, всегда витавший в облаках, с невнятной дикцией, страдавший нервным тиком, считается сегодня подлинным основателем политической экономии».

 

Адам Смит родился в  Шотландии в XVIII веке. Данный период исторического развития Шотландии как нельзя кстати способствовал развитию его таланта и учения. Дело в том, что несколько столетий до этого шотландцы вели упорные войны с Англией, но при королеве Анне в 1707 г. была, наконец, заключена государственная уния. Это было в интересах английских и шотландских промышленников, купцов и богатых фермеров, влияние которых к этому времени заметно усилилось. После этого, как раз с начала XVII века, в Шотландии началось значительное экономическое развитие. Влияние церкви и религии на общественную жизнь и науку постепенно уменьшалось. Церковь утратила контроль над университетами. Шотландские университеты отличались от Оксфорда и Кембриджа духом свободомыслия, большой ролью светских наук и практическим уклоном. В этом отношении особенно выделялся Университет Глазго, где учился и преподавал Смит. Рядом с ним работали и были его друзьями изобретатель паровой машины Джемс Уатт, один из основоположников современной химии Джозеф Блэк.Примерно в 50-х годах Шотландия вступает в полосу еще большого культурного подъема, который обнаруживается в разных областях науки и искусства. Блестящая когорта талантов, которую породила на протяжении полувека маленькая Шотландия, выглядит очень внушительно. Кроме названных в нее входят экономист Джемс Стюарт и философ Давид Юм, ближайший друг Смита, а также социолог и экономист Адам Фергюсон и другие. Такова была среда, атмосфера, в которой вырос талант Смита.

Особенно быстро рос город  и порт Глазго, вокруг которого возникал целый промышленный район. Именно здесь, в треугольнике между городами Глазго, Эдинбургом (столица Шотландии) и  Керколди (родной город Смита) прошла почти вся жизнь великого экономиста. Адам Смит родился в 1723 г. в маленьком городке Керколди, близ Эдинбурга. Его отец, таможенный чиновник, умер за несколько месяцев до рождения сына. Адам был единственным ребенком молодой вдовы, и она посвятила ему всю жизнь. Мальчик рос хрупким и болезненным, сторонясь шумных игр сверстников. К счастью, в Керколди была хорошая школа, а вокруг Адама всегда было много книг - это помогло ему получить хорошее образование.

Очень рано, в 14 лет (однако было в обычаях того времени), Смит поступил в Университет Глазго, где выбрал для себя гуманитарное направление. Впрочем, он занимался также математикой и астрономией и всегда отличался изрядными познаниями в этих областях. К 17 годам Смит имел среди студентов репутацию ученого и несколько странного малого. Он мог вдруг глубоко задуматься среди шумной компании или начать говорить с самим собой, забыв, об окружающих.

Успешно окончив в 1740 г. университет, Смит получил стипендию на дальнейшее обучение в Оксфордском университете. В Оксфорде он почти безвыездно провел шесть лет, с удивлением отмечая, что в прославленном университете почти ничему не учат и не могут  научить. Невежественные профессора занимались лишь интригами, политиканством и слежкой  за студентами. Через 30 с лишним лет, в "Богатстве народов", Смит свел с ними счеты, вызвав взрыв их ярости. Он писал, в частности: "В Оксфордском  университете большинство профессоров в течение уже многих лет совсем отказалось даже от видимости преподавания".

Бесплодность дальнейшего  пребывания в Англии и политические события (восстание сторонников  Стюартов в 1745-1746 гг.) заставили Смита  летом 1746 г. уехать в Керколди, где  он прожил два года, продолжая заниматься самообразованием. В свои 25 лет Адам Смит поражал эрудицией и глубиной знаний в самых различных областях. Первые проявления специального интереса Смита к политической экономии также относятся к этому времени.

В 1751 г. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там место профессора в университете. Сначала он получил  кафедру логики, а потом - нравственной философии. В Глазго Смит прожил 13 лет, регулярно проводя 2-3 месяца в году в Эдинбурге. В старости он писал, что это был счастливейший  период его жизни. Он жил в хорошо знакомой ему и близкой среде, пользуясь уважением профессоров, студентов и видных горожан. Он мог  беспрепятственно работать, и от него многого ждали в науке.

Как в жизни Ньютона  и Лейбница, в жизни Смита женщины  не играли никакой заметной роли. Сохранились, правда, смутные и недостоверные  сведения, что он дважды - в годы жизни  в Эдинбурге и в Глазго - был  близок к женитьбе, но оба раза все  по каким-то причинам расстроилось. Его  дом всю жизнь вели мать и кузина. Как записал один приезжий, посетивший Смита, дом был "абсолютно шотландский". Подавалась национальная пища, соблюдались  шотландские традиции и обычаи.

 

Первая книга, которая  приносит ему известность, посвящена  социальной философии: речь идет о “Теории  нравственных чувств”, опубликованной в 1759 году. Адам Смит считал ее основным своим трудом, судя по тому, что последние  годы своей жизни он посвятил ее переизданиям.

Между тем уже в ходе работы над "Теорией" направление  научных интересов Смита заметно  изменилось. Он все глубже и глубже занимался политической экономией. В торгово-промышленном Глазго экономические  проблемы особенно властно вторгались в жизнь. В Глазго существовал  своеобразный клуб политической экономии, организованный богатым и просвещенным мэром города. Скоро Смит стал одним  из виднейших членов этого клуба. Знакомство и дружба с Юмом также  усилили интерес Смита к политической экономии.

В конце прошлого века английский ученый-экономист Эдвин Кэннан обнаружил и опубликовал важные материалы, бросающие свет на развитие идей Смита. Это были сделанные каким-то студентом Университета Глазго, затем слегка отредактированные и переписанные записи лекций Смита. Судя по содержанию, эти лекции читались в 1762-1763 гг. Из этих лекций прежде всего ясно, что курс нравственной философии, который читал Смит студентам, превратился к этому времени, по существу, в курс социологии и политической экономии. В чисто экономических разделах лекций можно легко различить зачатки идей, получивших дальнейшее развитие в "Богатстве народов".

Таким образом, к концу  своего пребывания в Глазго Смит уже  был глубоким и оригинальным экономическим  мыслителем. Но он еще не был готов  к созданию своего главного труда. Трехлетняя поездка во Францию (в качестве воспитателя  юного герцога Баклю) и личное знакомство с физиократами завершили его подготовку. Можно сказать, что Смит попал во Францию как раз вовремя. С одной стороны, он уже был достаточно сложившимся и зрелым ученым и человеком, чтобы не подпасть под влияние физиократов (это случилось со многими умными иностранцами, не исключая Франклина). С другой стороны, его система еще полностью не сложилась у него в голове: поэтому он оказался способным воспринять полезное влияние Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго.

Франция присутствует в книге  Смита не только в идеях, прямо  ли, косвенно ли связанных с физиократией, но и в великом множестве разных наблюдений (включая личные), примеров и иллюстраций. Общий тон всего этого материала критический. Для Смита Франция с ее феодально-абсолютистским строем и оковами для буржуазного развития - самый яркий пример противоречия фактических порядков идеальному "естественному порядку". Нельзя сказать, что в Англии все хорошо, но в общем и целом ее строй гораздо больше приближается к "естественному порядку" с его свободой личности, совести и - главное - предпринимательства.

Что означали три года во Франции для Смита лично, в  человеческом смысле? Во-первых, резкое улучшение его материального  положения. По соглашению с родителями герцога Баклю он должен был получать 300 фунтов в год не только во время путешествия, но в качестве пенсии до самой смерти. Это позволило Смиту следующие 10 лет работать только над его книгой; в Университет Глазго он уже не вернулся. Во-вторых, все современники отмечали изменение в характере Смита: он стал собраннее, деловитее, энергичнее и приобрел известный навык в обращении с различными людьми. Впрочем, светского лоска он не приобрел и остался в глазах большинства знакомых чудаковатым и рассеянным профессором.

Смит провел в Париже около  года - с декабря 1765 г. по октябрь 1766 г. Поскольку центрами умственной жизни  Парижа были литературные салоны, там  он в основном и общался с философами. Можно думать, что особое значение для Смита имело знакомство с  К. А. Гельвецием, человеком большого личного обаяния и замечательного ума. В своей философии Гельвеций  объявил эгоизм естественным свойством  человека и фактором прогресса общества. С этим связана идея природного равенства  людей: каждому человеку, независимо от рождения и положения, должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выиграет все общество. Такие идеи были близки Смиту. Они не были новы для него: нечто схожее он воспринял от философов  Дж. Локка и Д. Юма и из парадоксов Мандевиля. Но конечно, яркость аргументации Гельвеции оказала на него особое влияние. Смит развил эти идеи и применил их к политической экономии. Созданное Смитом представление о природе человека и соотношении человека и общества легло в основу взглядов классической школы. Понятие экономический человек (homo economicus) возникло несколько позже, но его изобретатели опирались на Смита. Знаменитая формулировка о "невидимой руке" является одним из наиболее цитируемых фрагментов "Богатства народов".

Вернувшись в Шотландию, он принимается за “Исследования  о природе и причинах богатства  народов”, которые выходят в свет в 1776 году. Работе сопутствует большой  успех, и еще при жизни автора она переиздается четыре раза (1778, 1784, 1786, 1789).  
Экономическое учение А. Смита (Адам Смит – «отец» классической политэкономии)

 

Общее содержание и структура книги «Исследование о природе и причине богатства народов».

 

В работе «Исследование о природе и причине богатста народов» «отец» классической политической экономии Адам Смит обобщил идеи ученых предшествующей эпохи, выработал систему категорий, методов и принципов экономической науки и задал направления ее развития в XIX веке в Великобритании и других странах, включая Россию.

 

Названная работа А.Смита состоит из 5 книг. В первой изложены его взгляды на экономические законы, его теория стоимости и доходов. А.Смит исходит из того, что в основе общества лежат разделение труда, обмен различными видами труда. Соответственно, все экономические вопросы рассматриваются в их взаимосвязи с разделением труда. Во второй книге, посвященной материальным условиям создания богатства, анализируются капитал и его формы, соотношение труда и капитала, излагаются идеи о производительном и непроизводительном труде. Третья книга включает в себя анализ роста богатства различных народов и причин, которые могут ему препятствовать. В четвертой книге рассматриваются предшествующие экономические теории (системы политэкономии) меркантилистов и физиократов. Пятая книга посвящена доходам «государства и государя», государственным финансам.

 

Что такое "экономический  человек" и "невидимая рука"? Ход мыслей Смита можно представить  себе примерно так. Главным мотивом  хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек  может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается  разделение труда. Каждый отдельный  человек стремится использовать как свой труд так и свой капитал таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. При этом он и не думает при этом об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. "Невидимая рука" - это красивая метафора для обозначения стихийного действия объективных экономических законов. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, с другой - это теоретическая конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.

В физике полезными орудиями познания природы являются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут  себя "идеально" или ведут себя так лишь при некоторых определенных условиях. Однако имеет большой смысл  абстрагироваться от этих нарушений, чтобы  изучать явления "в чистом виде". Нечто подобное представляет собой  в политической экономии абстракция "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Наука не смогла бы изучать массовые экономические  явления и процессы, если бы она  не делала известных допущений, которые  упрощают, моделируют бесконечно сложную  и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции  сыграла важнейшую роль в экономической  науке.

Информация о работе Экономическое учение А. Смита. Структура и проблематика книги «Исследование о природе и причине богатства народов»