Экономика предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:25, курс лекций

Описание

Рынок – это система экономических отношений, основывающаяся на следующих принципах:
- экономическая свобода деятельности хозяйствующих субъектов;
- экономическая ответственность хозяйствующих субъектов;
- свободное ценообразование;
- конкуренция;
- открытость рыночных отношений;

Работа состоит из  1 файл

Экономика предприятий Конспект лекций.doc

— 334.00 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 1. Предприятие в условиях рыночной экономики.

 

1.      Принципы рыночной экономики.

2.      Понятие предприятия. Предприятие – основной субъект рыночной экономики.

3.      Хозяйственные средства предприятия.

 

1. Рынок – это система экономических отношений, основывающаяся на следующих принципах:

-         экономическая свобода деятельности хозяйствующих субъектов;

-         экономическая ответственность хозяйствующих субъектов;

-         свободное ценообразование;

-         конкуренция;

-         открытость рыночных отношений;

-         наличие соответствующих рыночных институтов.

Институты рынка – это, прежде всего, нормы, регулирующие рыночные отношения и организации, которые являются носителями этих норм.

К институтам относятся:

1)     договор, как основная регулирующая рыночная форма;

2)     институты инфраструктуры рынка (информационно-аналитические, консалтинговые,  аудиторные, рекламные фирмы);

3)     институты товарных рынков (товарные биржи, торговые предприятия, система франчайзенга);

4)     институты финансовых рынков (кредитные организации, фондовые биржи, инвестиционные фонды, страховые компании).

 

2. Основой любой экономической системы является производственная деятельность, т.е. производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.

Производство создает необходимую базу для потребления, непосредственно определяет его уровень и обеспечивает благосостояние как отдельных работников, так и общества в целом.

В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.

Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.

В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.

Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.

Предприятие представляет собой обособленную хозяйственную единицу, обладающую экономической и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющую общие цели деятельности.

С этой позиции любое предприятие представляет собой организацию.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Представление о предприятии, как об организации позволяет сделать выводы о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. Т.е. предприятие – это социальная единица.

Предприятие не только хозяйствующий субъект, но юридическое лицо.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом  или ответчиком.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

В зависимости от цели и деятельности юридические лица подразделяются на две категории:

1)     коммерческие организации;

2)     некоммерческие.

Цель коммерческой организации – это получение прибыли от своей деятельности. Некоммерческие организации такой цели не ставят.

Коммерческие организации могут быть созданы только в определенной организационно-правовой форме. Организационно-правовая форма – это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию с одной стороны и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами.

Несмотря на отличия между отдельными предприятиями, мы можем выделить общие положения, которые характеризуют экономику предприятия:

1)     наличие обособленного имущества;

2)     расходы (затраты), которые характеризуют стоимость потребленных ресурсов;

3)     доходы, которые характеризуют результат деятельности предприятия;

4)     капиталовложение (инвестиции), которые характеризуют воспроизводственный процесс, т.е. способность предприятия осуществлять свою деятельность сколь угодно.

Основные вопросы экономики предприятия:

1.      Как формируется имущество и ресурсы предприятия?

2.      Как формируются доходы предприятия?

3.      Как управлять затратами?

4.      Как осуществить инвестиции?

Необходимо помнить, что предприятие представляет собой сложную систему, имеющую  внутреннюю среду (структуру) и внешнюю среду.  При этом предприятие является открытой системой, т.е. его внутренняя структура активно взаимодействует с внешней средой.

 

                                                                                                                                  законодательство,

                                                                                                                                   налоговая и

поставщики,                                                                                                       таможенная

потребители,                                                                                                        системы,

конкуренты                                                                                                        финансовая

                                                                                                                                    инфраструктура                                                                                                                                                 

                                                 Обычаи, мораль, религия

3. Предприятие как имущественный комплекс включает все виды имущества (хозяйственные средства), которые необходимы для осуществления производственной деятельности. Имущество предприятия неоднородно и классифицируется по различным признакам.

Прежде всего, имущество классифицируется по составу и по источникам формирования.

По составу выделяют:

1)     внеоборотные активы;

2)     оборотные активы.

Внеоборотные активы – это средства производства, которые:

-         имеют срок полезного использования более 1 года;

-         используются в деятельности предприятия;

-         не создается в целях их последующей перепродажи.

              Внеоборотные активы характеризуются длительным использованием в течение многих производственных циклов и возмещают свою стоимость по частям.

              Оборотные активы потребляются в течение одного производственного цикла и в течение этого цикла переносят свою стоимость на готовую продукцию.

              По источникам формирования хозяйственные средства предприятия подразделяются на:

1)     собственные;

2)     заемные.

Собственные средства формируются в основном за счет средств учредителей предприятия.

Заемные средства используются временно в течение определенного периода, по истечении которого подлежат возврату.

Рассмотренная классификация является основой для построения баланса предприятия, который является наиболее общей характеристикой состава и размещения хозяйственных средств и источников их формирования.

Баланс состоит из двух частей, которые называются актив и пассив. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса. Статьи баланса группируются в разделы. Итог баланса называется валютой баланса.

В активе баланса представлены внеоборотные и оборотные активы. Экономическая сущность актива может быть охарактеризована с двух сторон:

1)       актив показывает состав, размещение и фактическое использование хозяйственных средств предприятия. Основное внимание уделяется тому, во что вложены финансовые ресурсы предприятия и каково их функциональное назначение.

2)       актив представляет собой затраты предприятия, сложившиеся в результате предшествующей хозяйственной деятельности, а также понесенные расходы ради возможных будущих доходов, поэтому в активе представлены экономические ресурсы (способные принести доход).

Пассив показывает, за счет каких источников сформированы хозяйственные средства и по своему экономическому содержанию представляет собой капитал собственников и сумму обязательств предприятия.

              А (активы) = К (капитал) + О (обязательства)

Состав и структура баланса.

Актив

Пассив

1.      Внеоборотные активы

1.1.     Нематериальные активы.

1.2.     Основные средства.

1.3.     Доходные вложения.

1.4.     Незавершенное строительство.

1.5.     Долгосрочные финансовые

        вложения.

1.6.     Прочие внеоборотные активы.

2.      Оборотные активы

2.1.     Мариально-производственные

        запасы

2.2.     Дебиторская задолжность (счета к получению).

2.3.     Краткосрочные финансовые вложения.

2.4.     Денежные средства.

2.5. Прочие оборотные активы.

3.        Капитал и резервы.

3.1.   Уставный капитал .

3.2.     Добавочный капитал.

3.3.     Резервный капитал.

3.4.     Целевые фонды.

3.5.     Нераспределенная прибыль.

3.6.     Прочий капитал.

4.          Долгосрочные обязательства.

5.          Краткосрочные обязательства.

5.1.   Краткосрочные кредиты и займы

5.2.   Кредиторская задолжность (счета к оплате)

5.3.   Прочие краткосрочные обязательства.

 

 

Хозяйственные средства в балансе отражаются на определенную дату (на начало и на конец периода).

Информация баланса не может быть отнесена к конфедициальной.

Любое хозяйственное действие вызывает изменения в балансе. В активе баланса статьи расположены в порядке возрастания их ликвидности, т.е. способности и скорости превращения отдельных видов имущества в денежные средства. В пассиве статьи расположены в порядке возрастания срочности обязательств.

 

 

ТЕМА 2: Основные средства и нематериальные активы.

 

1.      Понятие, состав и структура основных средств.

2.      Методы оценки основных средств.

3.      Износ основных средств.

4.      Амортизация основных средств.

5.      Показатели наличия, движения и эффективности использования основных средств.

6.      Нематериальные активы и их амортизация.

 

1. Основные средства – это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа.

С точки зрения учета и оценки основные средства представляют собой часть имущества, которая используется в качестве средств труда, при производстве продукции, выполнении работ и оказания услуг или для управления организаций в течение периода, который превышает 12 месяцев.

 

Классификация основных средств.

1.      По назначению и сфере применения:

-         основные производственные средства;

-         основные непроизводственные средства.

2.      По степени использования:

-         находящиеся в эксплуатации основные средства;

-         находящиеся в резерве основные средства;

-         находящиеся в стадии достройки, реконструкции, частичной ликвидации;

-         находящиеся на консервации.

3.  В зависимости от имеющихся прав на имущество:

-         объекты, принадлежащие предприятию на правах собственности;

-         объекты, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведение;

-         объекты, полученные в аренду.

4.      По натурально-вещественному составу:

-         здания;

-         сооружения;

-         передаточные устройства;

-         машины и оборудование;

-         транспортные средства;

-         инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.

В настоящее время при классификации основных средств рекомендуется использовать общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятий земельные участки и объекты природопользования.

В структуре основных средств в зависимости от конкретной их роли принято выделять активную и пассивную части.

Активная часть непосредственно воздействует на предмет труда и определяет количество и качество выпускаемой продукции.

Пассивная часть создает необходимые условия для функционирования активной части.

Соотношение отдельных групп основных средств по стоимости характеризует их структуру. Структура определяется путем расчета удельного веса отдельных групп основных средств в общей совокупности и выражается процентами.

 

3.      Методы оценки основных средств.

Основные средства учитываются в натуральных и стоимостных показателях.

Натуральные необходимы для установления количества и состава основных средств, расчета производственной мощности, организации ремонта и замены оборудования.

Стоимостные показатели необходимы для определения общей стоимости структуры и динамики основных средств, расчета амортизационных отчислений, себестоимости, рентабельности и т. д.

Существуют 3 метода оценки основных средств:

1.         По первоначальной стоимости – это сумма фактических затрат организации на приобретение, доставку и доведения до рабочего состояния основных средств.

Первоначальная стоимость – это фактическая стоимость создания основных средств. По первоначальной стоимость основные средства учитываются и оцениваются в ценах тех лет, когда они были созданы.

2.         По восстановительной стоимости.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных конкретных эксплуатационных условиях. Восстановительная стоимость показывает, сколько денежных средств пришлось бы затратить предприятию в данный момент времени для замены имеющихся изношенных в той или иной степени основных средств такими же, но новыми.

              Восстановительная стоимость определяется путем переоценки основных средств.

              В настоящее время предприятие имеет право самостоятельно не чаще 1 раза в год (на начало отчетного периода) производить переоценку основных средств. Переоценка может производиться:

-         по официально-публикуемым индексам;

-         прямым пересчетом по документально подтвержденным рыночным ценам.

3.         По остаточной стоимости.

Остаточная стоимость – это стоимость, еще не перенесенная на готовую продукцию. Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизацией.

Основные средства учитываются на предприятии по первоначальной стоимости, а после переоценки по восстановительной стоимости.

В балансе предприятия основные средства отражаются по остаточной стоимости.

              Кроме этого можно выделить два вида оценки основных средств:

1.       Ликвидационная стоимость – это стоимость возможной реализации, выбывающих, полностью изношенных основных средств.

2.       Амортизируемая стоимость – это стоимость, которую необходимо перенести  на готовую продукцию. В Российской экономической практике – это первоначальная (восстановительная) стоимость, в мировой практике – разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью.

Для расчета целого ряда экономических показателей необходимо знать среднегодовую стоимость основных средств.

                                

1)                                  

Фмi – суммарная стоимость основных средств на первое число каждого месяца (с февраля по декабрь).

                           

2)                      

tэ – число полных месяцев эксплуатации основных средств;

Фпост. – стоимость поступивших в течение года основных средств

Фвыб. – стоимость выбывших в течение года основных средств.

 

              3. Износ основных средств.

В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу, который может быть вызван воздействием как материальных, так и нематериальных факторов.

С точки зрения экономики износ – это потеря стоимости основных средств.

Виды износа:

1.        Физический износ – это потеря стоимости в результате изменения физических, механических и т.п. свойств основных средств.

2.        Моральный износ делится на:

-         моральный износ I-го рода – это удешевление новых средств труда и потеря стоимости у действующих средств труда;

-         моральный износ II-го рода – это потеря стоимости из-за появления более производительных и технически совершенных новых средств труда.

3.        Социальный износ – это потеря стоимости в результате того, что новые основные средства обеспечивают более высокий уровень социальных требований (комфортность, безопасность, эргономичность).

4.        Экологический износ – это потеря стоимости в результате ужесточения стандартов в области охраны окружающей среды.

Кроме этого, можно выделить частичный и полный износ.

Частичный наступает вследствие неравномерного износа отдельных элементов основных средств и возмещается путем ремонта.

Полный износ соответствует полному обесцениванию основных средств, когда их дальнейшее использование убыточно или невозможно. В этом случае основные средства ликвидируются и замещаются новыми.

 

4. Амортизация основных  средств.

Амортизация – это процесс переноса стоимости основных средств на готовую продукцию и возмещение этой стоимости в процессе реализации продукции.

Амортизационные отчисления – это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных средств. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции.

С 1 января 1991 года в экономическую практику были внедрены единые нормы амортизационных отчислений. При этом нормы показывали процент ежегодного возмещения стоимости основных средств и применялись к первоначальной стоимости.

В настоящее время вопрос о начислении амортизации регламентируется стандартом ПБУ 6/01 «Учет основных средств». При исчислении амортизации предприятие самостоятельно определяет норму амортизации и метод амортизации, при этом основную роль играет срок полезного использования основных средств – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход или служить для выполнения целей деятельности организации.

Начисление амортизации может производиться одним из четырех следующих методов, при этом годовая сумма амортизационных отчислений (Аг.) определяется:

1)           линейный метод (способ равномерного, пропорционального списания стоимости основных средств), Аг. определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормой амортизации, исчисленной исходя из срока полезного  использования этого объекта.

Фн. – срок полезного использования

На. – норма амортизации

 

2)    способ уменьшения остатка. Аг. определяется, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало года, нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования и коэффициента ускорения (утверждается Законодательством РФ).

Ку – коэффициент ускорения

А)лин. – норма амортизации, исчисленная при линейном способе.

3)  способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (куммулятивный способ) Аг. определяется, исходя из первоначальной стоимости и соотношения между n и S: n/S

                                                                     

n – число лет до окончания нормативного срока эксплуатации объекта,  включая год, за который начисляется амортизация;

S – сумма чисел лет.

4)  способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Qф –фактический объем продукции в отчетном периоде.

Qпл – предполагаемый объем продукции за весь срок полезного использования

              Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу разрешено списывать на затраты по мере отпуска их производства.

              Амортизационные отчисления производятся ежемесячно в размере 1/12 суммы годовой амортизации, независимо от способа начисления амортизации.

Способ амортизации    Аг      Ам

              На введенные в действие основные средства амортизация начинает начисляться с 1-го числа следующего за датой введения месяца. На выбывающие основные средства начисления амортизации прекращается с 1-го числа следующего за датой выбытия месяца.

              Особенности начисления амортизации  и исчисления прибыли.

              Порядок расчета амортизации и определения прибыли регламентируется Налоговым кодексом (25 глава).

              Разрешается использовать как линейные методы начисления амортизации, так и нелинейные (2 и 3).

              Для исчисления полезного срока использования основных средств предусмотрена их классификация на 10 групп:

1)     все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2-х лет включительно;

2)     2-3 года;

3)     3-5 лет;

4)     5-7 лет;

5)     7-10 лет;

6)     10-15 лет;

7)     15-20 лет;

8)     20-25 лет;

9)     25-30 лет;

10)свыше 30 лет.

              Классификация основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утверждается Правительством РФ. В целях налогообложения прибыли исчисляется не годовые суммы и нормы амортизации, а месячные. 

             

 

 

              5. Показатели наличия, движения и эффективности использования основных средств.

              Основные средства учитываются ежемесячно в натуральных и стоимостных показателях. При этом стоимость основных средств на конец года определяется по балансовой формуле.

                            Фк = Фн + Фпост – Фвыб

              Показатели движения основных средств:

1.      Коэффициент поступления (ввода) основных средств:

2.      Коэффициент выбытия основных средств:

3.      Коэффициент обновления основных средств:

4.      Коэффициент ликвидации основных средств:

5.      Коэффициент прироста основных средств:

              Показатели степени годности основных средств:

1)     коэффициент износа основных средств:

                                                                  Кизн = А / Фперв

              Фперв – первоначальная стоимость             

2)     коэффициент годности основных средств:

                                                                Кизн + Кгодн = 1

 

              Показатели эффективности использования основных средств.

              Для оценки эффективности использования основных средств используется система показателей, которая включает в себя общие и частные показатели.

              Общие показатели характеризуют эффективность использования всей совокупности основных средств. При этом используется их стоимостная оценка.

1.      Показатель фондоотдачи:

Фотд = Ф / Q,    где   [руб / руб]

Q ­ - объем произведенной продукции.

Ф – средний показатель стоимости основных средств.

2.      Показатель фондоемкости.

Фемк = Ф / Q = 1 / Фотд.

              Частные показатели используются для оценки эффективности использования отдельных элементов основных средств:

-         коэффициент загрузки площадей;

-         коэффициент сменности работы оборудования;

-         коэффициент интенсивной, экстенсивной и интегральной загрузки оборудования.

 

6. Нематериальные активы и их амортизация.

Нематериальные активы – это затраты предприятия на не имеющие материально-вещественные формы активы, используемые в течение длительных периодов и приносящие доход.

К нематериальны активам относятся права, возникающие:

1)       из авторских и иных договоров на произведение искусства, науки, литературы, программы ЭВМ, базы данных и т.д.;

2)       из патентов на изобретение, свидетельств на полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки или лицензионные договоры на их использование.

Учет нематериальных активов регламентируются положением по бухгалтерскому учету и Налоговым Кодексом (25 глава).

В составе нематериальных активов учитываются также организационные расходы и деловая репутация фирмы (ее цена).

Организационные расходы – это долгосрочные затраты, связанные с созданием фирмы.

Деловая репутация фирмы возникает в результате купли-продажи действующих предприятий. Также предприятия покупаются и продаются по рыночной цене. Отклонение рыночной цены от стоимости активов и составляет величину деловой репутации фирмы или ее цену.

Нематериальные активы переносят свою стоимость на готовую продукцию или на издержки производства и обращение путем начисления амортизации.

Амортизация может начисляться линейным способом, способом списания стоимости пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка.

Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием самостоятельно с учетом следующего:

1)           срок полезного использования совпадает со сроком действия нематериальных активов, который устанавливается в соответствующем договоре;

2)           срок использования нематериальных активов определяется на предприятии;

3)           если срок полезного использования определить невозможно, то он устанавливается в 20 лет.

 

 

 

ТЕМА 3: Оборотные средства предприятия.

1.      Понятие, состав и структура оборотных средств.

2.      Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств.

3.      Методы оценки отдельных элементов оборотных средств.

4.      Нормирование оборотных средств (определение потребности в оборотных средствах).

 

1. Оборотными средствами называется постоянно находящиеся в движении совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения. Это означает, что оборотные средства призваны обслуживать как сферу производства, так и сферу обращения.

Оборотные производственные фонды – это предметы труда, которые полностью потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Фонды обращения призваны обслуживать процесс реализации продукции и включают:

-         готовую продукцию;

-         денежные средства;

-         средства в расчетах.

По своей экономической природе оборотные средства представляют собой денежные средства, вложенные (авансированные) в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Основное назначение оборотных средств – это обеспечение непрерывности и ритмичности производства.

По назначению в производственном процессе (по элементам) оборотные средства делятся на:

1)     материально-производственные запасы:

-         сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

-         вспомогательные материалы;

-         топливо;

-         тара;

-         запасные части.

2)     находящиеся в процессе производства средства:

-         незавершенное производство;

-         расходы будущих периодов – это расходы, произведенные сейчас, но относящиеся к будущим периодам (заранее уплаченная арендная плата);

3)     готовая продукция:

-         готовая продукция на складе предприятия;

-         готовая продукция отгруженная;

4)     денежные средства и средства в расчетах:

-         дебиторская задолжность;

-         краткосрочные финансовые вложения;

-         денежные средства.

Структура оборотных средств характеризуется удельным весом отдельных элементов оборотных средств в общей совокупности и выражается в процентах.

 

2. Кругооборот и оборачиваемость оборотных средств.

По характеру участия в торгово-производственном обороте предприятия оборотные производственные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот.

Схема кругооборота:

Д (деньги)  - Т (товар) - … - П (пр-во) - … - Т (новый товар) –

- Д (новые деньги) –

              Д – МПЗ  -  … - НП - … - ГП – Д   – 

 

              I                    II                                          III

МПЗ – материально-производственные запасы

НП – незавершенное производство

ГП – готовая продукция

Д – выручка от реализации

              Принято выделять три стадии кругооборота:

I этап – оборотные средства выступают в денежной форме и используются для создания материально-производственных запасов.

II этап – производственные запасы потребляются в процессе производства, образуя сначала незавершенное производство, а затем готовую продукцию.

III этап – реализация готовой продукции, в результате которой получаются денежные средства, которые восполняют запасы предприятия и создают необходимый прибавочные продукт.

              Затем кругооборот повторяется и, таким образом, создаются необходимые условия для обеспечения непрерывности производства.             

              Для оценки эффективности использования оборотных средств применяют следующие показатели:

1.      Коэффициент оборачиваемости:

              Q – объем выпущенной продукции;

              ОС – средний размер оборотных средств (рассчитывается по средне хронологической).

              Этот коэффициент показывает количество оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период.

              Коэффициент оборачиваемости может быть посчитан как для всей  совокупности оборотных средств, так и для отдельных элементов оборотных средств.

              Величина коэффициента оборачиваемости зависит от длительности периода. Если предприятие работает стабильно, то величина ОС из месяца в месяц будет одинакова, а Q  увеличивается с увеличением периода.

2.      Коэффициент закрепления оборотных средств:

Показывает, сколько оборотных средств используется для производства 1 руб. продукции.

3.      Длительность одного оборота:

Тп – длительность периода (30, 90, 360 дней).

Длительность оборота можно сравнивать вне зависимости от величины расчетного периода.

Ускорение оборачиваемости равносильно дополнительному вовлечению денежных средств в хозяйственный оборот.

Чем меньше продолжительность одного оборота (больше количество оборотов), при одинаковом объеме производства, тем меньше оборотных средств требуется предприятию.

Замедление оборачиваемости сопровождается отвлечением денежных средств из хозяйственного оборота и их относительно более длительным омертвением в производственных запасах, незавершенном производстве и готовой продукции.

 

Задача. В отчетном периоде предприятие выпустило продукции на 2400 тыс. руб. при среднем размере оборотных средств 120 тыс. руб. В следующем периоде предполагается увеличить выпуск продукции на 10 %. Сколько требуется оборотных средств , если: 1) оборачиваемость не измениться; 2) длительность одного оборота сократиться на 1 день?

1) z = 2640 / x тыс. руб.                            ОС = x = 1320

 

3. Методы оценки отдельных элементов оборотных средств.

При поступлении на предприятие материально-производственные запасы учитываются по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость складывается из затрат на приобретение материальных ресурсов и включает в себя стоимость этих ресурсов, наценки и комиссионное вознаграждение, уплаченное снабженческим организациям; таможенные пошлины; расходы на транспортировку, хранение и доставку, выполняемые сторонними организациями.

Стоимость потребленных в процессе производства материальных ресурсов и стоимость запасов на конец периода определяется следующими способами:

1)           по себестоимости каждой единицы запаса (для уникальных материалов);

2)           по средней себестоимости – оценка производиться по средней стоимости имеющихся в наличии материальных ресурсов на начало периода плюс средняя стоимость приобретенных в течение периода материалов;

3)           по себестоимости первых по времени закупок ФИФО  (FIFOFirst-in, First-out). Оценка запасов основана на допущении, что ресурсы в течение отчетного периода используются в последовательности из закупки с учетом стоимости ресурсов на начало периода.

4)           по  себестоимости последних по времени закупок ЛИФО (LIFOlast-in, list-out) – ресурсы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних по времени закупок.

В условиях роста цен метод ФИФО показывает наибольший размер прибыли, а ЛИФО – наименьший. Метод оценки по средней себестоимости учитывает все цены на ресурсы и в значительной мере сглаживает их колебания.

 

4. Нормирование оборотных средств (определение потребности в оборотных средствах).

Нормирование оборотных средств – это процесс разработки обоснованных норм и нормативов, т.е. определение расчетных величин оборотных средств, необходимых для создания постоянных минимальных запасов, достаточных для бесперебойной работы предприятия.

Норма – это минимальный запас, установленный в относительных величинах (норма запаса материала – 20 дней, норма запаса тары – 50 р. на 1000 р. выпущенной продукции).

Норматив – это минимальный размер материально-производственных запасов в денежном выражении.

Для материально-производственных  запасов между нормой и нормативом существует следующая взаимосвязь.

                            Нос = Нз * Род

Нос – норматив оборотных средств

Нз - норма запаса

Род – стоимость однодневного расхода материала

              Нормативы бывают общие и частные.

Частный норматив определяет размер денежных средств, необходимых для формирования отдельных элементов оборотных средств.

Общий норматив характеризует общую потребность предприятия в оборотных средствах.

Нормативы можно рассчитать по запасам материалов, незавершенному производству и готовой продукции.

СОС (собств. оборот. ср-ва) = СК (собств. капитал) + ДЗ (долгосроч. источники финансирования) – ВА (внеоброт. активы)

Методы нормирования:

1.            Аналитический метод (опытно-статистический или отчетно-статистический). Этот метод основан на статистических данных по использованию оборотных средств. Учитывает сложившуюся на предприятии практику организации производства, труда и управления. Точность расчетов зависит от имеющихся на предприятии отчетных данных и опыта работников.

2.            Метод прямого счета предусматривает расчет экономически обоснованных нормативов по каждому элементу оборотных средств. Точность зависит от уровня прогрессивности и степени напряженности норм на предприятии. Связан с большими затратами труда.

3.            Метод коэффициентов используется для корректировки норматива в связи с изменением объемов производства и уровня оборотных средств.

Нормирование материальных запасов.

Основой для нормирования являются нормы запасов материалов в днях, рассчитанные по каждому виду материальных ресурсов.

При определении нормы необходимо учитывать:

1)           время нахождения материалов в пути, для крупных предприятий ежедневно потребляющих большие размеры сырья и материалов;

2)           время приемки, разгрузки, сортировки, складирования и т.п.;

3)           время подготовки материала к производству;

4)           время пребывания материалов в виде текущего складского запаса – это время является основой для определения нормы запасов в днях.

Норма оборотных средств на образование текущего складского запаса определяется:

-         средний интервал поставок между двумя поставками:

Иср = Тn / n  ,    где

Тn – длительность периода

n – количество поставок за этот период.

-         норма текущего запаса

Нт.з. = 0,5 Иср

При нормировании необходимо учитывать отраслевые особенности, место расположения предприятия, возможности поставщиков и т.п.

Для обеспечения непрерывности в случае возможны срывов поставок на предприятии формируется страховой запас на уровне 30 – 50 % от текущего складского запаса.

Нормирование незавершенного производства.

        

Тц – длительность производственного цикла

Кн – коэффициент нарастания затрат

Зперв – затраты первоначальные

Зпосл. – затраты последующие

Qпр – объем продукции по производственной себестоимости

Тп – длительность периода

              Нормирование годовой продукции

                            Нгп = Тпод * Qсут

Тпод – время подготовки готовой продукции к реализации

Qсут – суточный объем выпуска продукции.

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 4: Себестоимость продукции предприятия.

 

1.      Понятие себестоимости и классификация затрат.

2.      Классификация затрат по экономическим элементам.

3.      Классификация затрат по статьям калькуляции.

 

1. Себестоимость – это затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежном исчислении.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Это определение полной себестоимости.

Затраты классифицируются по следующим направлениям:

1.          Для калькулирования себестоимости, оценки готовой продукции и полученной прибыли.

2.          Для принятия решения и планирования.

3.          Для осуществления контроля и регулирования деятельности предприятия.

В рамках I-го направления затраты классифицируются по следующим признакам:

1)           по назначению:

-         основные;

-         накладные;

Основные связаны с осуществлением технологического процесса. Накладные – это затраты по обслуживанию и управлению производством.

2)           по участию в производственном процессе:

-         производственные;

-         внепроизводственные.

Внепроизводственные затраты – это затраты на реализацию продукции. Они все чаще называются коммерческими затратами.

3)           по способу включения затрат в себестоимость:

-         прямые;

-         косвенные.

Прямые непосредственно связаны с производством конкретных видов продукции, и их непосредственно и однозначно можно включить в себестоимость отдельных видов продукции (прямые материальные и трудовые затраты).

Косвенные затраты связаны с производством нескольких или всех видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем условного распределения пропорционально выбранной базе распределения.

4)           по однородности состава затрат:

-         простые;

-         комплексные.

Простые – это экономически однородные затраты одного целевого назначения (зарплата).

Комплексные – это экономически разнородные, но одного целевого назначения затраты (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования).

5)           по экономическому содержанию:

-         по экономическим элементам;

-         по статьям калькуляции.

6)           по отношению к объему производства:

-         постоянные;

-         переменные.

 

2. Классификация затрат по экономическим элементам.

Экономическим элементом называется первичный, однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разделить на составные части.

В экономике предприятия принято выделять следующие экономические элементы:

1.      Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов):

-         затраты на сырье;

-         на запасные части для ремонта;

-         комплектующие изделия;

-         затраты на топливо и энергию со стороны;

-         услуги сторонних организаций производственного характера;

2.      Затраты на оплату труда, включая выплаты работникам организации в денежной и натуральной форме; стимулирующие доплаты и надбавки; компенсирующие выплаты; премии и единовременные поощрительные выплаты, а также затраты, связанные с содержанием работника, предусмотренные контрактом.

3.      Отчисления на социальные нужды (в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования).

4.      Амортизация основных средств.

5.      Прочие затраты.

Классификация по экономическим элементам одинакова для всех предприятий независимо от их размера и отраслевой принадлежности.

Выделение экономических элементов необходимо для установления плановых и фактических затрат по предприятию в целом, а также для определения фонда оплаты труда, объема закупаемых материальных ресурсов, размера амортизации и т.д.

В основу классификации положен принцип экономической однородности затрат, независимо от места их возникновения и направления.

Подразделение затрат по элементам позволяет определить все затраты на производство и реализацию продукции и отразить их в смете затрат на производство.

 

3. Классификация затрат по статьям калькуляции.

Статьей калькуляции называется вид затрат, образующих как себестоимость отдельных видов продукции, так и всей продукции в целом.

В основу классификации положено отношение затрат к способу включения их в себестоимость отдельных видов продукции (прямо или косвенно).

При группировке затрат по статьям калькуляции учитывается и место возникновения затрат, и их направление.

Единого порядка калькуляции себестоимости не существует. Порядок определения себестоимости регламентируется отраслевыми методическими рекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости.

Типовая классификация статей по калькуляции (обрабатывающие отрасли промышленности):

1)           сырье и основные материалы;

2)           возвратные отходы (вычитаются);

3)           покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

4)           вспомогательные материалы;

5)           топливо и энергия на технологические цели;

6)           основная заработная плата производственных рабочих;

7)           дополнительная зарплата производственных рабочих – это зарплата за непроработанное время (отпуски, время выполнения государственных обязанностей). Она устанавливается в процентах.

8)           отчисления на социальные нужды;

9)           расходы на подготовку и освоение производство (в соответствии с нормативными документами).

10)      общепроизводственные расходы в зависимости от размера и вида деятельности предприятия можно разделить на:

-         цеховые расходы;

-         расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

11)      общехозяйственные расходы;

12)      потеря от брака;

13)      прочие производственные расходы;

14)      внепроизводственные или коммерческие расходы.

Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени оплаты тех или иных расходов.

 

 

ТЕМА 5: «Анализ взаимоотношения:

затраты-объем-прибыль (CVP

 

1.      Постоянные и переменные затраты и их поведения.

2.      Определение критического объема продаж.

3.      Влияние изменения отдельных видов затрат на прибыль.

4.      Структурные сдвиги в ассортименте продукции.

1. Подразделение затрат на постоянные и переменные может быть использовано как для калькуляции себестоимости и определения прибыли, так и для принятия управленческих решений и планирования.

Особенность вычисления себестоимости в данном случае заключается в том, что по отдельным видам продукции исчисляются (калькулируются) только переменные затрат. Постоянные же затраты между отдельными видами продукции не распределяются и учитываются как затраты отчетного периода.

Переменные затраты – это затраты, которые изменяются пропорционально объему выпуска продукции.

Постоянные затраты не изменяются с изменением объема выпуска продукции или с изменением степени загрузки производственных мощностей.

Пример.

Переменные издержки: VC на единицу продукции

VC = 10000 руб/шт.

FC = 60000 руб/мес

Предприятие способно выпустить до 15 изделий в месяц.

VC1 – переменные затраты на единицу продукции

FC1 – на единицу продукции

С/ст – полная себестоимость

показатели

Произведено, шт

1

2

3

10

15

VC1

10

10

10

 

10

 

10

FC1

60

30

20

 

6

 

4

C/ст

70

40

30

 

16

 

14

 

VC              AVC

 

 


                                              N                                                             N

       FC              AFC

                                         

 

 

 

              N              N

     ATC              FC

             

 

 

 

 

              N              N

              Постоянные затраты изменяются скачкообразно

Приемлемый диапазон объемов производства (область релевантности) характеризует определенный объем производства, при котором сохраняется устойчивая взаимосвязь между объемом производства, затратами и прибылью.

 

2. Определение критического объема продаж.

Объем продаж, при котором выручка от реализации продукции полностью покрывает все затраты на производство этой продукции называется критическим объемом продаж

Методы расчета точки безубыточности (критического объема продаж):

1.      Метод уравнений:

                                          ВпVCFC = Пп = 0

Вп – выручка от продаж

Пп – прибыль от продаж

Пусть:                  FC = 2000 р/мес

                            VC1 = 120 р/шт

                            Р1 = 200 р/шт

                            N - ?

                                          Р1N – VC1*N – FC = 0

N = 25 шт. – количество продаж

2.      Метод маржинального дохода:

                            ВпVCFC = Пп = 0

                            Р1N – VC1*N – FC = 0

                                                       

P1VC1 – маржинальный доход на единицу продукции (величина покрытия)

3.      Графический метод:

              Вп              Пп              руб              Вп                   Пп

руб              А                            ТС

              ТС              FC    Dм

              VС

              VC

              FC

 

 

              N              N

т. А – точка безубыточности

Dм – маржинальный доход

1)   Пп = 1200 руб.

    

      Пч = 1200 руб. – чистая прибыль после уплаты всех обязательств

      Нст – 0,4 = 40 % - налоговая ставка

             

      Пч = Пп – Пп * Нст

      N = 50 шт.

2)   предприятие имеет следующие данные о финансовых результатах

      деятельности за месяц:

      Вп = 120 т.р.                            - 100 % = 1,0                            100 т.р.

   -  VC = 48                                          - 40 % = 0,4                                  -              40

  =  Dм = 72                                          - 60 % = 0,6                                  =  60

  -   FC – 60                                                                                          -   60

  =  Пп = 12                                                                                          =  0

                   –  объем продаж, при котором достигается б/у

 

S = 60 / 0.6 = 100 т.р.

Пусть разность (ВпS) будет называться запасом финансовой прочности, тогда эта величина будет характеризовать финансовую устойчивость предприятия.

ЗФП = 120 – 100 = 20 т.р. = (20 / 120) * 100 = 17 % - величина, на которую мы сможем уменьшить объем реализации, не неся при этом убытки.

ЗФП менее 30 % является признаком повышенного риска деятельности предприятия.

3)   какой    объем    реализации   у    предприятия   должен    быть    для

      обеспечения прибыли от продаж в размере 10 % объема продаж?

   

     0,5S = 60,   S = 120

 

3. Влияние изменения отдельных видов затрат на прибыль.

Пример:

Р1 = 6 р.                                          Вп = N * P1                            P1 = Bп / N = 1125 / 150

VC1 = 4 p.                                          VC = VC1 * P1

FC = 200 p.

N = 150 шт.

Проанализируем изменение прибыли при увеличении цены на 25 %, снижении VC и FC на 25 % и увеличении объема продаж на 25 %.

 

 

0

1

2

3

4

Вп

900

1125

900

900

1125

VC

600

600

450

600

750

Dм

300

525

450

300

375

FС

200

200

200

150

200

Пп

100

325

250

150

175

Nкр

100

58

67

75

100

 

4. Структурные сдвиги в ассортименте продукции.

 

Показатель

А

В

Всего

1. Объем продаж (т.шт.)

120

40

160

2. ВпА = 5 р., РВ = 10 р.)

600

400

1000

3. VC (VCA = 4 p., VCB = 3 p.)

480

120

600

4. Dм

120

280

400

5. FC

-

-

300

6. Пп

 

 

100

 

1.      Предприятие выпускает только изделие А:

NА = 300 / (5-4) = 300 (т.шт.)

2.      Только В:

NВ = 300 / (10-3) = 42,8 (т.шт.)

3.      Предприятие выпускает оба вида изделия:

А = 3В

(5*3В + 10В) – (4*3В + 3В) – 300 = 0

 

              Вп                            VC

                В = 30 (т. шт.)     А = 90 (т. шт.)    - обеспечение безубыточности

 

 

              Kn – доля отдельного вида продукции в общем объеме продаж.

 

:   90 А,    30 В   

             

Точка безубыточности изменяется с изменением структуры продаж.

При анализе используются следующие допущения:

1)     поведение общих затрат и выручки от продаж жестко определено и нелинейно в пределах области приемлемого диапазона объемов производства;

2)     все затраты можно разделить на постоянные и переменные;

3)     постоянные расходы остаются независимы от объема производства только в пределах приемлемого диапазона производства;

4)     переменные расходы прямо пропорционально объему выпуска  продукции;

5)     цена реализации не изменяется;

6)     цена на используемые ресурсы не изменяется;

7)     производительность не меняется;

8)     отсутствуют структурные сдвиги в ассортименте продукции;

9)     объем производства равен объему продаж, или изменение начальных и конечных запасов продукции не значительны. 

 

 

 

ТЕМА 6: Состав косвенных расходов и порядок их распределения.

 

1.      Общепроизводственные расходы.

2.      Общехозяйственные расходы.

3.      Коммерческие расходы.

4.      Порядок распределения косвенных расходов.

 

1. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и носят комплексный характер.

              При выпуске двух и более видов продукции эти расходы не могут быть непосредственно включены в себестоимость отдельных видов продукции, они распределяются путем условного распределения.

              В состав общепроизводственных расходов включаются:

1)       расходы на содержание и эксплуатацию оборудования:

-           амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

-           ремонт производственного оборудования и транспортных средств;

-           затраты на эксплуатацию оборудования;

-           внутризаводское перемещение грузов;

-           прочие расходы;

2)       общецеховские расходы:

-           содержание аппарата управления;

-           зарплата прочего персонала;

-           амортизация зданий, сооружений и инвентаря;

-           ремонт зданий, сооружений и инвентаря;

-           содержание зданий, сооружений и инвентаря;

-           испытания, опыты, исследования;

-           изобретательство и рационализаторство;

-           охрана труда;

-           улучшение качества продукции;

-           прочие затраты;

3)       затраты на подготовку и освоение производства;

4)       непроизводительные расходы:

5)       прочие производственные расходы:

-           затраты на гарантийное обслуживание;

-           связанные со стандартизацией и т.д.

2. Общехозяйственные расходы.

              Виды общехозяйственных затрат:

1)       зарплата аппарата управления предприятия;

2)       командировочные расходы;

3)       содержание охраны;

4)       зарплата прочего общехозяйственного персонала;

5)       амортизация и ремонт основных средств;

6)       содержание зданий и прочих объектов;

7)       подготовка кадров;

8)       организованный набор рабочей силы;

9)       испытания, опыты, исследования;

10)   изобретательство и рационализаторство;

11)   охрана труда;

12)   улучшение качества;

13)   налоги, сборы и отчисления;

14)   прочие общехозяйственные расходы.

В состав общехозяйственных расходов включаются непроизводительные потери.

3. Коммерческие расходы.

Виды коммерческих расходов:

1)       расходы на тару  и упаковку;

2)       расходы на транспортировку;

3)       комиссионные сборы;

4)       расходы на рекламу;

5)       содержание и ремонт основных средств;

6)       расходы на участие в ярмарках;

7)       расходы по содержанию торговых точек в местах реализации товаров;

8)       прочие коммерческие расходы.

 

4. Порядок распределения косвенных расходов.

              Для включения в себестоимость отдельных видов продукции прямых материальных и трудовых затрат на предприятии необходимо разрабатывать систему соответствующих норм и нормативов.

По косвенным расходам разрабатываются соответствующие сметы (бюджеты), в которых фиксируются расходы, связанные с выпуском всех видов продукции. Эти сметы привязываются к отчетным периодам и составляются в разрезе статей, перечисленных в 1, 2, 3 вопросах.

Косвенные расходы при исчислении полной себестоимости включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем условного распределения пропорционально установленной на предприятии базе распределения.

В качестве базы распределения обычно выбирают:

1)                      основная зарплата производственных рабочих (без доплат по премиальным системам);

2)                      затраты на обработку без стоимости материалов, полуфабрикатов и доплат к зарплате;

3)                      сметные (нормативные) ставки работ и оборудования;

4)                      количество отработанных человеко-часов;

5)                      объем продукции;

6)                      прочие виды прямых затрат.

Важнейшим принципом выбора способа распределения косвенных затрат является максимальное приближение результата распределения к фактическому расходу на данный продукт того или иного вида косвенных затрат.

Наиболее распространенным способом распределения косвенных затрат является способ распределения пропорционально основной зарплате производственных рабочих.

 

Показатель

А 150 штук

Б 250 штук

В 100 штук

Всего

1. Основная зарплата

400

500

300

1200

2. Косвенные расходы

600

750

450

1800

3. Косвенные расходы на единицу

4

3

4,5

 

 

1.        Определяем общую сумму зарплаты: 400+500+300=1200

2.        Определяем коэффициент распределения косвенных расходов: 1800/1200=1,5 или 150%, на 1 рубль зарплаты производственных рабочих приходится 1,5 рубля косвенных расходов.

3.        Определяем сумму косвенных расходов по отдельным видам изделий:                                                                                                  400*1,5=600

500*1,5=750

300*1,5=450

4.      Определяем косвенные расходы на единицу продукции:

600/150=4

750/250=3

450/100=4,5

Использование основной зарплаты в качестве базы распределения в высокомеханизированном и автоматизированном производстве может исказить рассчитанные величины себестоимости. В данном случае целесообразно использовать в качестве базы распределения нормативные ставки работы оборудования.

В настоящее время общехозяйственные коммерческие расходы могут не распределяться по отдельным видам продукции и при определении прибыли учитываться как затраты отчетного периода.

 

 

 

ТЕМА 7: Прибыль и рентабельность.

 

1.      Классификация затрат для определения прибыли.

2.      Виды себестоимости.

3.      Подходы к определению прибыли.

4.      Прибыль предприятия.

5.      Рентабельность и ее показатели.

 

1. Для определения величины потребленных ресурсов принято выделять входящие и истекшие затраты.

Входящие – это затраты  на приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые должны принести доход в будущем.

Эти затраты отражаются в активе баланса в составе производственных запасов. Они постепенно переходят в состав расходов будущих отчетных периодах.

Истекшие – это израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доходы в будущем.

Эти затраты регистрируются как расходы на счете прибылей и убытков текущего отчетного периода.

В соответствии с мировой экономической практикой в себестоимость включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством продукции.

В связи с этим можно выделить производственные и непроизводственные затраты.

Производственные затраты – образуют себестоимость продукции и относятся на произведенные в течение отчетного периода продукты.

Непроизводственные затраты – на отдельные виды продуктов не распределяются; образуют затраты отчетного периода и учитываются как самостоятельные расходы на счете прибылей и убытков.

 

 

2. Виды себестоимости.

Себестоимость может быть сформирована на базе следующих пяти блоков:

1.             Прямые материальные затраты: (прямые затраты, переменные затраты, основные, производственные расходы.)

2.             Прямые трудовые затраты: (такая же характеристика как и у предыдущего блока)

3.             Общепроизводственные расходы: (косвенные, основные производственные расходы, условно-постоянные.)

4.             Общехозяйственные расходы: (косвенные, непроизводственные расходы, условно-постоянные.)

5.             Коммерческие расходы: (косвенные, непроизводственные расходы, постоянные и переменные.)

Затраты 1, 2 и 3-го блоков вызваны производством конкретных видов продукции и составляют себестоимости этих видов продукции.

Затраты 4-го и 5-го блоков вызваны функционированием предприятия как субъекта хозяйствования и составляют затраты отчетного периода.

Затраты всех пяти блоков составляют полную себестоимость (затраты на производство и реализацию).

Традиционно исходя из статей калькуляции выделялись следующие виды себестоимости:

1.           Цеховая себестоимость ( сумма первых 10 статей калькуляции);

2.           Общезаводская себестоимость (сумма 13 статей калькуляции);

3.           Полная себестоимость.

В современных условиях затраты целесообразно группировать по следующей схеме:

1.           Производственная себестоимость (сумма первых трех блоков)

2.           Общая производственная себестоимость (сумма первых 4 блоков)

3.           Полная себестоимость.

 

3. Подходы к определению прибыли.

Функционирование рыночного механизма постоянно выдвигает новые требования к учету производственных затрат, методам их формирования и системам управления затратами.

В настоящее время существует два основных подхода к исчислению затрат и определению прибыли:

1)            подход ориентирован на совершенствование методов калькуляции и систем контроля за затратами по каждому виду продукции. Характеризуется делением всех затрат на прямые и косвенные с последующей группировкой затрат по видам расходов. Системы учета и управления затратами предусматривают отображение наших затрат;

2)            подход направлен на создание и совершенствование систем управления затратами и создания методик принятия управленческих решений в зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов. Он характеризуется делением всех затрат на постоянные и переменные. Система учета затрат предусматривает отображение зависимости расходов от объема и структуры готовой продукции, при этом себестоимость калькулируется на основе частичных затрат.

Считается, что первый подход ориентируется на производство (внутренний фактор), а второй на рынок (внешние факторы).

Двум предложенным подходам соответствуют два различных алгоритма определения прибыли.

 

1. Вп (нетто)

2. Вп (нетто)

- С/ст (пр-я)

- VC (производственные)

= Пв (валовая прибыль)

= Dм

- Рупр (расходы управления)

- PC (производственные)

- Рком (расходы коммерческие)

= Пп

= Пп

Вп (нетто) – выручка за минусом НДС, таможенных начислений и платежей и других аналогичных расходов.

Результаты расчетов по предложенным схемам могут совпасть только в том случае, когда вся произведенная продукция в отчетном периоде в нем же и реализована.

 

4.      Прибыль предприятия.

При определении прибыли предприятия учитываются следующие элементы:

1)       Доходы и расходы по обычным видам деятельности.

2)       Операционные расходы и доходы.

3)       Внереализационные расходы и доходы.

4)       Чрезвычайные доходы и расходы.

Для определения прибыли предприятия полученная ранее прибыль от продаж корректируется по следующей схеме.

1)     Пп (прибыль от продаж)

2)     +- Операционные доходы (риск):

+- % к получению (уплате)

+- доходы от участия в других организациях

+- прочие операционные доходы.

3)     +- Внереализационные доходы ( расходы)

= Прибыль до налогообложения

-  Налог на прибыль

= Прибыл от обычной деятельности

4)     Чрезвычайные доходы (расходы)

= Чистая прибыль.

 

Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и служит для формирования различных фондов (резервный фонд, фонд накопления, фонд поощрения).

В настоящее время происходит разграничение между показателями прибыли, формируемыми в бухучете, и показателями прибыли, исчисленными в целях налогообложения.

 

 

5.      Рентабельность и ее показатели.

Результаты деятельности предприятия можно охарактеризовать с помощью показателя экономической эффективности.

Экономический эффект – это абсолютный показатель, который рассчитывается как разность между доходами и расходами, обусловившими это доход. К таким показателям относятся показатели прибыли.

Однако показатели экономического эффекта не дают представления о степени доходности предприятия.

Экономическая эффективность – это относительный показатель, который соизмеряет полученный эффект с затратами, которые обусловили этот эффект или с ресурсами, которые были использованы для достижения этого эффекта.

Для оценки экономической эффективности используются показатели рентабельности, которые можно сгруппировать по трем основным направлениям:

1)        Рентабельность активов: ROA

=Соответствующие виды прибыли / Соответствующие виды активов

2)        Рентабельность продаж: ROS

= Соотв. Виды прибыли / Выручка от продаж

3)        Рентабельность капитала: ROI

= Соотв. Виды прибыли / Виды капитала

 

 

 

 

ТЕМА 8: Виды калькуляции.

 

1.      Позаказный метод.

2.      Попроцессный метод.

3.      Попередельный метод.

 

1. Суть метода заключается в том, что все прямые затраты учитываются по отдельным заказам. Остальные затраты учитываются по местам возникновения или по назначению и включаются в себестоимость отдельных заказов, в соответствии с принятой на предприятии базой распределения затрат.

  Объектом учета затрат и объектом калькулирования являются отдельные производственные заказы.

Особенность метода в том, что фактические затраты могут быть определены только после завершения заказа. До этого момента все затраты считаются незавершенным производством.

Область применения – единичное и мелкосерийное производство.

 

2. Метод попроцессный применяется на предприятиях с массовым типом производства, непродолжительным производственным циклом и ограниченной номенклатурой выпускаемой продукции и фактически полным отсутствием незавершенного производства.

Используется в добывающих отраслях, электроэнергетике;

На сборочных предприятиях с массовым типом производства.

Расчет себестоимости проводится в 3 этапа:

1)              Рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции; и определяется себестоимость единицы продукции.

2)              Определяется сумма коммерческих и управленческих расходов и их размер приходящийся на единицу продукции.

3)              Расчет полной себестоимости единицы продукции.

 

3. Для многих производств характерна последовательная переработка исходного сырья в готовую продукцию. Особенностью таких производств являются последовательные стадии или переделы.

Передел – это совокупность таких операций, которые завершаются выработкой промежуточного продукта или получением готового продукта.

Объектом реализации могут быть как готовые продукты. Так и полуфабрикаты. Объектом учета затрат является каждый отдельный передел, при этом прямые затраты отражаются не по видам продукции, а по переделам.

Метод применяется на предприятиях с повторяющейся, однородной по сырью, и материалам массовой продукции.

 

 

 

ТЕМА 9: Персонал предприятия.

 

1.      Персонал предприятия и его структура.

2.      Основы организации труда.

3.      Основы организации зарплаты.

 

1. Персонал предприятия – это совокупность физлиц, состоящим с предприятием, как с юрлицом в отношениях, которые регулируются трудовым кодексом и договором найма.

Предприятие обычно осуществляет свою деятельность в различных сферах и поэтому могут иметь персонал, занятый в основной и неосновной деятельности.

В настоящее время выделяют такие категории персонала:

1. рабочие

2. служащие

3. специалисты

4. руководители.

На конкретных предприятиях в составе рабочих выделяют основных рабочих и вспомогательных рабочих. Разнообразие трудовых функций, которые выполняются рабочими, требует при планировании потребности в них производить группировку рабочих по профессиям, специальностям и уровню квалификации.

Профессия определяет вид деятельности, который характеризуется совокупностью знаний и трудовых навыков, полученных в результате специального обучения или на практике.

Правильное распределение рабочих по профессиям и фактическим занятиям необходимо при принятии решения в области управления персоналом. Такое распределение должно осуществляться классификатора профессий рабочих. Либо на основе классификатора профессий и должностей служащих. В пределах каждой профессии на предприятии могут быть заняты рабочие разных квалификаций.

Квалификация - предполагает умение работника выполнять работу определенной сложности.

Для работников уровень квалификации определятся тарифными разрядами.

Для специалистов или технических исполнителей уровень квалификации определяется на основе специального образования или стажа работы. Этот уровень в процессе трудовой деятельности периодически корректируется на основе периодически проводимых аттестаций персонала.

Изучение структуры персонала предполагает анализ структуры персонала по рассмотренным признакам, а также изучение персонала по различным демографическим признакам.

 

2. Основы организации труда.

Организация труда на предприятии представляет собой конкретные формы и методы соединения работников и технических средств в процессе труда.

При этом принято выделять технические и социально-экономические стороны в организации труда.

  1. Организация труда включает:
  2. Разделение и кооперация труда
  3. Нормирование труда
  4. Организация и обслуживание рабочих мест
  5. Организация подбора и развития персонала
  6. Улучшение условий труда
  7. Эффективное использование рабочего времени
  8. Рационализация трудовых процессов
  9. Укрепление дисциплины труда.

Организация труда тесно связана с организацией производства и организацией управления.

Современный опыт показывает, что наиболее высоких результатов добились те предприятия, которые рассматривают организацию труда как социально – техническую систему, которая состоит из:

1)                      Технической подсистемы, где основное значение уделяется повышению роли организации труда в более эффективном использовании технологий.

2)                      Социальной подсистемы, которая призвана обеспечить эффективное использование техники за счет эффективного управления персоналом.

Нормирование труда – это вид деятельности по управлению на предприятии, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников и оборудования.

При этом используются следующие нормы:

1)                 Норма времени

2)                 Норма выработки

3)                 Норма обслуживания

4)                 Норма численности

5)                 Нормированное задание

6)                 Норма управляемости.

Нормы времени и нормы выработки используются для регламентации затрат труда при сдельной оплате труда.

Нормированное задание используется при повременной оплате труда.

 

 

3. Основы организации зарплаты.

Зарплата на предприятии может быть организована по тарифному и бестарифному плану.

Тарифный тип – предполагает разработку совокупности документов, регулирующих условие получения работником тарифной части зарплаты.

В тарифную систему входят:

1) Тарифно-квалификационные справочники. Они устанавливают систему разрядов для различных отраслей и являются основой для определения уровня сложности работ и уровня квалификации работников. По каждой специальности в справочнике представлено:

      характеристика выполняемых работ

      что должен знать работник

      примеры работ.

2) Тарифные сетки представляют собой шкалу коэффициентов, определяющих соотношение в оплате труда работников разных разрядов в зависимости от уровня их квалификации. При этом 1-му разряду присваивается тарифный коэффициент равный 1. На основе тарифных коэффициентов,  и с учетом уровня зарплаты на предприятии разрабатываются тарифные ставки.

Традиционными являются 6,8 разрядные сетки. При этом их диапазон достигает 1:18.

3)            Районные коэффициенты.

4)            Доплаты и надбавки за профессиональное мастерство.

В конкретных производственных условиях зарплата организуется по сдельной или повременной формах.

Взаимосвязь между общим объемом зарплаты  и зарплаты на единицу продукции:

 

 

 

ТЕМА 10: Экономические основы принятия решений

о капитальных вложениях.

1.            Понятие капитальных вложений.

2.            Система показателей для оценки эффективности капитальных вложений.

1. Капитальные вложения – это долгосрочное вложение денежных средств в инвестиционные проекты с целью их возврата и получения дополнительной прибыли.

При принятии решений о капитальных вложениях необходимо учитывать следующие основные факторы:

      Уровень риска

      Уровень инфляции

      Временная стоимость денег.

При оценке риска за точку отсчета принимается норма прибыли по инвестициям в особо надежные и высоколиквидные ценные бумаги. Чем выше уровень риска, тем выше стоимость капитала привлекаемого для инвестиций.

 

 

Учет уровня инфляции осуществляется на основе анализа и прогнозирования различных индексов цен.

Отличительной особенностью решений о капитальных вложениях является учет фактора времени. Для этого могут быть использованы методы наращивания дисконтирования, которые основываются на исчислении сложных процентов.

Наращивание – это процесс увеличения начальной стоимости денег в результате начисления процентов. При этом определяется величина стоимости некоторой суммы денег через определенный период времени.

Дисконтирование – предполагает нахождения суммы денег по ее известному или предполагаемому значению в будущем.

FVN = PV0 (1+r)n

FVN – будущая стоимость через n- лет.

PV0 – текущая стоимость.

KD – коэффициент дисконтирования.

r - стоимость капитал, то есть какой процент мы готовы отдать за привлечение капитала.

При оценке инвестиционных проектов используется метод дисконтирования.

При оценке инвестиционных проектов определяется жизненный срок инвестиций – это период времени, в течение которого инвестиции обеспечивают поступление доходов.

 

 

2. Система показателей.

Экономическая оценка инвестиционных проектов основана а сопоставлении планируемых поступлений денежных средств в будущем.

Для этого необходимо:

1)     оценить объем первоначальных инвестиций и будущих поступлений денежных средств;

2)     оценить степень риска инвестиций, и с учетом этого определить стоимость капитала;

3)     привести ожидаемые в будущем денежные поступления к текущей стоимости на определенную дату.

Для оценки инвестиционных проектов используются:

1.      Статистические показатели (прибыль и показатель рентабельности);

2.      динамические показатели (показатели, исчисленные на основе сопоставления первоначальных инвестиций с будущими чистыми потоками денежных средств.

Показатели, используемые для оценки инвестиций:

1.                               Чистый поток денежных средствNCF (Net Cash Flow) представляет собой разницу между ожидаемыми поступлениями и платежами за определенный период времени. При расчете NCF необходимо учитывать:

- чистые потоки денежных средств связываются только с конкретными инвестициями;

- NCF определяется с учетом выплаты налогов;

- NCF рассчитывается с учетом изменения потребности в оборотных средствах;

- при расчете NCF необходимо учитывать уровень инфляции;

- амортизационные отчисления не рассматриваются как расходы;

- NCF рассчитываются по определенным периодам ( по годам).

2.              Период окупаемостиPBP (Pay Back Period) – это период времени, необходимый для покрытия первоначальных инвестиций притоком денежных средств. Как правило, показатель используется для предварительного ранжирования имеющихся инвестиционных проектов. Показатель может рассчитываться как с учетом дисконтирования денежных средств, так и без него.

В качестве самостоятельного критерия для принятия инвестиционных решений показатель используется только при наличии на предприятии ограничительного уровня для принятия инвестиционных проектов. Основой недостаток показателя не учитывать поступления денежных средств после окончания периода окупаемости.

Пример:

Первоначальные инвестиции составляют 1000 т.р., жизненный срок инвестиций 4 года, возврат инвестиций 500; 700; 400; 300 т.р. Стоимость капитала r равна 10%. Определить период окупаемости инвестиций?

 

Показатель

1

2

3

4

NCF – чистые потоки денежных средств

*

KД – коэффициент дисконтирования

=

NCFД

500

 

0,909

 

454,5

700

 

0,826

 

578,2

400

 

0,751

 

300,4

300

 

0,683

 

204,9

 

РВР = 1+ (500/700) = 1,71

              РВРД = 1 + (1000 – 454,5) / 578,2 = 1,94

 

3. Чистая текущая стоимость – NPV (Net Present Value):

                                         

              NPV характеризует разницу между суммой дисконтированных денежных потоков и суммой первоначальных инвестиций. NPV представляет  собой абсолютный показатель финансовой самостоятельности инвестиционных проектов.

              Показывает на сколько увеличились чистые активы предприятия в результате реализации инвестиционного проекта. Величина NPV зависит от величины чистых денежных потоков и уровня стоимости  капитала.

              Инвестиционные проекты принимаются к исполнению при NPV ≥ 0.

              Чем выше уровень NPV, тем привлекательнее инвестиционный проект.

              Пример.

             

Показатели

1

2

3

4

NCF 10 %

454,5

578,2

300,4

204,9

NCF 20 %

416,5

485,8

231,6

144,6

NCF 35 %

370,5

384,3

162,4

90,3

NCF 36 %

367,5

378,7

159,2

87,6

 

              NPV 10 % = 1538 – 1000 = 538

              NPV 20 % = 1278,5 – 1000 = 278,5

              NPV 35 % = 1007,5 – 1000 = 7,5

              NPV 36 % = 993 – 1000 = -7

 

4. Внутренняя ставка доходности – IRR (Internal Rate of Return) представляет собой уровень доходности (r – стоимость капитала), при котором дисконтированные поступления дисконтированные поступления от инвестиций равны сумме этих инвестиций.

IRR – это максимально допустимая стоимость капитала. Чем больше разность IRRr, тем больше запас финансовой прочности у инвестиционного проекта.

Значение IRR восстанавливается из следующего отношения:

              Между IRR и NPV существует следующая зависимость.

             

 

              5. Индекс прибыльности: Iр

 

                                         

 

              Индекс прибыльности является относительным показателем и показывает сумму дисконтированных денежных потоков, приходящихся на 1 рубль первоначальных инвестиций.

              Проект принимается при Ip ≥ 1, то NPV ≥ 0.

              Рассмотренные показатели можно проиллюстрировать графически с помощью финансового профиля проекта.

 

Информация о работе Экономика предприятий