Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 13:44, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения, а так же их эластичность.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.
Введение…………………………………………….……………………….....3
1. Спрос, кривая спроса……………………………………………………….5
1.1 Факторы изменения спроса……………………………………………….9
1.2. Эластичность спроса……………………………………………………...12
2. Предложение, кривая предложения……………………………………….16
2.1. Факторы изменения предложения……………………………………….19
2.3. Эластичность предложения………………………………………………21
3. Взаимодействие спроса и предложения…………………………………...24
4. Учет эластичности в структуре налогообложения………………………28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………………….32
В случае если спрос неэластичен, налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. Тогда объем покупок не зависит от цены товара, а новая цена будет включать налог. Поскольку покупатель не может сократить объем покупок при повышении цены он и оплатит введение налога. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, алкогольные напитки).
Теперь рассмотрим зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. При абсолютно эластичном предложении налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. Самое незначительное снижение цены приводит к падению предложения до нуля — покупатель не может влиять на цену продажи. Введение налога приводит к введению издержек производителя.
При неэластичном предложении наблюдается обратная картина. Производитель не может сократить производство и вынужден продавать фиксированный объем товара при любом изменении равновесной цены на рынке. Таким образом, производитель не влияет на цену и не может переложить расходы, связанные с введением налогов на покупателя, а цена и объем остаются на прежнем уровне.
Во всех разобранных нами ситуациях, бремя оплаты налогов несет тот участник рынка, спрос или предложение которого абсолютно неэластичны. Меньшее бремя уплаты налогов будет нести тот участник рынка, эластичность функций спроса и предложения которого больше по абсолютной величине (модулю). В этом случае распределение налогового бремени, естественно, не зависит от того, кто именно по закону должен выплачивать налог.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
Мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в условиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.
Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.
Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.
Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичность спроса.
Эластичность
предложения зависит от трудности
перераспределения ресурсов между
альтернативными областями их использования.
В свою очередь, эта мобильность ресурсов
зависит от количества времени, имеющегося
в распоряжении производителей для того,
чтобы приспособиться, к данному изменению
цены.
Список
использованной литературы
Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юрист, 2001.
Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997.
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 1998.
Экономическая теория, Добрвнин А., Тарасевич Л., С-П., Питер, 1999.
Экономика, К.Р.Макконнел, С.Л.Брю, М., «Инфра-М.»,1999.
Макроэкономика, Бродская Т., Карпухин Н.,С-П., Питер, 2001.