К. Менгер – основоположник Австрийской школы маржинализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:37, реферат

Описание

“Австрийская школа” возникла в 70-х годах XIX в.. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма и его теории трудовой стоимости противопоставить теорию предельной полезности, где величина меновой стоимости выводится не из затрат труда, а из интенсивности потребления. В течение последних тридцати лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2
К. Менгер – основоположник Австрийской школы
маржинализма……………………………………………………….3
Теория Е. Бем-Баверка…………………………………………….5
Заключение…………………………………………………………..7

Работа состоит из  1 файл

Австрийская школа.docx

— 42.80 Кб (Скачать документ)

                            Содержание

  • Введение……………………………………………………………..2
  • К. Менгер – основоположник Австрийской школы

маржинализма……………………………………………………….3

  • Теория Е. Бем-Баверка…………………………………………….5
  • Заключение…………………………………………………………..7

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“Австрийская школа” возникла в 70-х  годах XIX в.. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма и его теории трудовой стоимости противопоставить теорию предельной полезности, где величина меновой стоимости выводится не из затрат труда, а из интенсивности потребления. В течение последних тридцати лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования. Основная идея маржинализма – исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли, а также в масштабе всего народного хозяйства. Необходимо подчеркнуть, что факт начала "маржинальной революции" едва ли кем был замечен. А о том, что она уже свершилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л. Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой "революции". Но поскольку в пределах трех лет, т.е. с 1871 по 1874 гг., работы подобной направленности были опубликованы также У. Джевонсом и К. Менгером. Между этими тремя экономистами началась неразрешимая на первый взгляд тяжба о научном приоритете. И только в 1878 г. ее неожиданно прервал английский профессор Адамсон, случайно обнаруживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г. Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.  Чтобы рассмотреть суть и особенности произошедшей "маржинальной революции", отметим, что маржинализм (от слова "marginale", которое в переводе с французского означает "предел") базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важнейших отличий от классической политической экономии. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.          "Революционное" отличие методологии маржинализма состоит в том, что, если "классики" подразделяли экономические явления тенденциозно, считая сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость – исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому благодаря маржинальной теории проблема равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.         В свершении "маржинальной революции" в экономической литературе выделяют два этапа. Первый этап охватывает 70 – 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе "австрийской школы" маржинализма. Второй этап "маржинальной революции" приходится на 90-е гг. XIX в. Главное достижение маржиналистов на данном этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг. На втором этапе "маржинальной революции" – этапе формирования неоклассической экономики – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б.Кларк и итальянец В. Парето.

2. К. Менгер – основоположник Австрийской школы маржинализма.            Теория предельной полезности (ТПП). Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки хозяйственной жизни и позволила создать тот раздел экономической науки, который называется теория потребительского выбора. В связи с этим упоминается “парадокс Смита” : почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит так дорого. Ответить на этот интересный вопрос помогает именно ТПП. При разработке ТПП Австрийская школа рассматривала субъективную ценность, выражающую отношение человека к вещи. Таким образом «австрийцы», создавая ТПП использовали различные определения стоимости полезности вещи, которые развивали Сэй, Герман и так называемые законы Госсена.           Карл Менгер (1840-1921) как ученый экономист с мировым именем и глава Австрийской школы маржинализма занимает достойное место в ряду лучших представителей экономической науки второй половины XIX в. Он первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. Он утверждал, что истинным исходным пунктом исследования являются  человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял как разновидность неудовлетворенных желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает проблема, как наилучшим образом распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему, в которой римскими цифрами обозначал потребности человека в различных предметах от  I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага,  удовлетворяющего ту или иную потребность.

ТАБЛИЦА  МЕНГЕРА

 

Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал  потребности I и V. Потребность I – в  зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках.  Если человек  имеет запас зерна в 3 мешка, то  предельная полезность зерна по схеме  будет равна 8 единицам, а, предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или  наименее  важную) полезность 2 единицы. Менгер при решении проблемы цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды. Предложение товаров  на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего – от предельной полезности этих благ.              Среди основателей Австрийской школы Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью,  которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице К. Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателем и пролетарием различна, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ  в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении  или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он  считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе.

                         3. Теория Е. Бем-Баверка

Наиболее развернутое  изложение теории предельной полезности дал  Е. Бем-Баверк. В работе “Основы  теории ценности хозяйственных благ”, используя  “законы Госсена”, он стремился доказать, что  меновая  стоимость, как и потребительская, определяется “предельной полезностью” товаров на базе субъективных оценок. Бем-Баверк  хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость,  уверяя, что субъективная  стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции. Бем-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввел понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял,  что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причем  последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бем-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден пожертвовать, что бы купить новое пальто.       Но противоречивость присуща и субституционной стоимости. Не спасает ссылка на самые маловажные нужды при определении предельной полезности. Ведь у бедного субституционная стоимость утерянного пальто будет определяться предельной полезностью необходимых продуктов питания, а у богатого – предельной полезностью предметов роскоши. А это в свою очередь будет зависеть от структуры цен на различные предметы потребления. Выходит, что сама субституционная полезность зависит от  цен. Это  еще раз свидетельствует о невозможности вывести из полезности меновое отношение, и даёт основание сделать вывод о теоретической несостоятельности австрийского варианта концепции предельной полезности.        Главным недостатком  Австрийской школы оказалось то, что при определении стоимости она абстрагировалась от производства – решающего условия образования стоимости и от труда – единственного её источника. Как отмечалось, австрийцы основной проблемой политэкономии провозгласили исследование рационального распределения ограниченных ресурсов, или отношение человека к вещи, в условиях заданности уровня производства. Товар в их  концепции выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости, австрийские экономисты ставили всё  с ног на голову. В действительности  относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. Теоретики Австрийской школы обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие, невоспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и попытка решать проблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь очевидно, что сама предельная полезность предполагает наличие запасов у продавца, что в свою очередь предполагает постоянное их производство. Следовательно, использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решения проблемы ценности неприемлемо.  Представители Австрийской школы сделали попытку разработать с позиций субъективно-психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. С этой целью Е. Бем-Баверк сконструировал такие категории, как  «настоящее благо» (например, заработная плата)  и  «будущее благо» (средства производства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница между оценкой «настоящих» и «будущих благ», причем «настоящее благо» оценивалось выше, чем «будущее благо». Капиталист авансирует капитал  и  отказывается будто тем самым от «настоящего блага» во имя «будущего блага»,  он  получает прибыль якобы потому, что  должен выжидать, чтобы реализовать благо. Другими словами, прибыль  выступает здесь не как результат эксплуатации рабочих капиталистами, а как результат «ожидания  капиталиста». В действительности ни ожидание, ни время само по себе не могут быть источником стоимости, создаваемой исключительно трудом рабочих.

 

Заключение

На современном этапе сложились  объективные предпосылки  для  синтеза трудовой теории стоимости  и относительной выделенности. Пока  труд является определяющей  субстанцией  для увеличения общественного богатства,  трудовая теория стоимости  занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к  интеллектуальным способностям  человека, т. е. к нетрудовым  факторам, на первое место выходит маржинализм, причем  трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем , который  дает о себе знать тогда , когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по  мере прохождения к  постиндустриальному обществу  все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и в наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность  получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.    Исходя из вышеизложенного думаю, что теория Австрийской школы маржинализма частично актуальна и на сегодняшний день. Однако, по моему мнению, актуальны также опровергаемые Австрийской школой некоторые позиции Классической школы. Например, считаю, что затратный принцип, лежащий в основе  классической концепции определения цены, где цена определяется  затратами труда, тоже необходимо учитывать при определении ценности производимых благ. Субъективно-психологический метод экономического анализа маржиналистов не  может полностью отражать экономические процессы 21века, т.к. сейчас труд, производство, спрос и предельная полезность одновременно  определяют цену  производимых благ.

 

 

Список использованной литературы:

  1. «Современные теории развития мировой экономики» Т.Н.Манасерян .
  2. “Всемирная история экономической мысли”, т. 3; М’89г
  3. «История экономических учений.» Курс лекций. Н. Каратаева

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе К. Менгер – основоположник Австрийской школы маржинализма