Как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

В настоящее время экономика России находится на подъеме: профицит бюджета, снижение уровня инфляции, укрепление курса рубля, повышение деловой активности в экономике. Однако структура российской экономики, в которой основной акцент сделан на добывающую промышленность, не претерпевает существенных изменений. В связи с этим, основной и наиболее актуальной задачей государственной политики в сфере модернизации промышленности страны является создание условий для динамичного инвестиционного процесса.

Содержание

Содержание
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Экономическая сущность инвестиций и их виды...........................4
1.1. Понятие инвестиций.........................................................................................4
1.2. Классификация инвестиций............................................................................5
1.3. Функции инвестиций.......................................................................................7
Глава 2. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора.........................................................................................................10
2.1.Инвестиции и динамика ВВП.........................................................................10
2.2. Теория мультипликатора и акселератора.....................................................11
2.3.Зависимость притока инвестиций и объёма ВВП........................................15
3. Проблемы инвестиций в современной экономике РФ.............................17
Заключение.............................................................................................................23
Список использованной литературы...................................................................27
Приложение...........................................................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

                      недостаточный уровень развития фондового рынка.

Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.[5]Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Поэтому к числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

Отраслевые проблемы привлечения иностранных инвестиций тесно стыкуются с не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

Проблема конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро - и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми операциями компании “Сибнефть”, а отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.

Решению региональных проблем во многом  способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику

Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого  роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов.  Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2003 г. Российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд. долларов[6]. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов.

Однако все взоры сейчас обращены к власти, которая выдвигает предложение о создании фонда государственных инвестиций. К этому году в государственном бюджете планируется создание инвестиционного фонда, с помощью которого правительство собирается финансировать проекты в области инфрастуктуры, наукоемкого производства и промышленности, подтолкнув, таким образом, экономический рост. Но у отдельных экономистов есть большие сомнения в эффективности такого фонда.


Заключение

В заключение хочется отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом.

Также мы определили, что инвестиции по объектам вложения средств делятся на капиталообразующие (прямые) и портфельные (финансовые), также существует и более разветвленные структуры, разграничивающие  инвестиции, такие как: инвестиции в нефинансовые активы, инвестиции  по отраслям экономики, по формам воспроизводства в реальном секторе, по источникам финансирования и др.

От подбора источников финансирования зависит не только жизнеспособность инвестиционной деятельности, но и распределение конечных доходов от нее, эффективность использования авансированного капитала, финансовая устойчивость предприятия, осуществляющего инвестиции. Состав и структура источников финансирования инвестиций зависят от действующего в обществе механизма хозяйствования.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание.

По ряду системных рыночных признаков инвестиционный климат в стране по-прежнему столь же неблагоприятен, как и в преддевальвационный период. Причины состоят в институциональной и законодательной неурегулированности инвестиционной деятельности, в том числе относительно обеспечения прав собственности; незащищенности инвесторов; высоких транзакционных и налоговых издержках; высоких барьерах для “входа” инвесторов на рынок; исключительно низкой роли государства как создателя правового режима инвестиционной деятельности.

Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных инвестиций в  российскую  экономику  преследует  долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного  общества,  характеризующегося  высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию   рынка   товаров,  рабочей  силы  и  капитала.  

Также, спрогнозировав динамику инвестиционных процессов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, мы определили положительную тенденцию к дальнейшему росту. В связи с повышение темпов роста производства продукции и услуг базовых отраслей экономики и, прежде всего, повышение темпов роста промышленного производства, увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов, расширение инвестиционных возможностей экспортоориентированных отраслей в результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры наблюдается положительная динамика прироста как инвестиций в основной капитал, так и иностранных инвестиций. В тоже время инвестиционная активность относительно высоким темпом инфляции, незначительными объемами государственных инвестиций, высокой динамикой импорта.

Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к ВТО, углубление сотрудничества с ЕС и трансформация экономических связей в рамках СНГ), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должны быть направлены на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально-экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутрирегиональных источников инвестиций объемы внешних поступлений не позволят регионам выйти из кризиса и обеспечить высокие темпы экономического роста.

Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженностей предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.

Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.


Список использованной литературы

Официальные документы

1.                 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 02.01.2000 г.)

Учебники, монографии, сборники научных трудов

2.                 Е. Яковлева. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.//МЭиМО.2005.№9.С.16

3.                 Инвестиционная деятельность: Учебное пособие/ Под ред. Г.П.Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.

4.                 Макроэкономика: Учебное пособие/ Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2000.

5.                 Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учебное пособие/ Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2004.

6.                 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2002.

7.                 Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003

 

Статьи из журналов и газет

8.                 Агентство «Интерфакс», новости от 05.08.2004

9.                 Вариавский В. Риски частных инвестиций в производственную инфраструктуру России.// МЭиМО. 2004. № 5

10.            Инвестиционная модель России //МЭиМО. 2003. №11.

11.            Куприянов Д. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост.// Экономист. 2005. № 9.

12.            Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике //Вопросы экономики. 2004. №6.

13.            Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.// МЭиМО.2005. № 9.

14.            Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы.// Вопросы статистики. 2005. № 9.

Интернет

14. Сайт газеты «Ведомости». http://www.vedomosti.ru./ Великолепная четверка/.

15. Сайт http://www.gzt.ru./ Трижды инвестиционная/.

16. Сайт газеты «Время новостей». http://www.vremya.ru./ В России будет хорошо/.

17. http://www.aetoshyips.com

18. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” России по адресу http://www.gks.ru.


Приложение

Таблица 1.

 

2000

2001

2002

2003

2004

Валовой внутренний продукт
в рыночных ценах

7305,6

7677,6

8041,8

8632,7

9249,4

в основных ценах (без снятия косвенно-измеряемых услуг финансового посредничества)

6530,4

6850,9

7171,5

7710,6

8261,4

в том числе:

 

 

 

 

 

Производство товаров

2939,6

3131,0

3243,8

3510,5

3731,4

из них:

 

 

 

 

 

Промышленность

2049,2

2149,7

2235,1

2401,8

2548,3

Сельское хозяйство

420,2

468,1

481,7

509,1

523,9

Строительство

428,8

471,3

484,5

553,8

610,1

Производство услуг

3590,8

3719,9

3927,7

4200,1

4530,0

в том числе:

 

 

 

 

 

Рыночные услуги

3041,3

3173,6

3369,3

3619,3

3935,7

из них:

 

 

 

 

 

Транспорт и связь

586,4

619,8

655,9

712,8

780,7

Торговля (оптовая, розничная),      общественное питание и заготовки

1545,5

1606,1

1737,1

1926,4

2120,7

Нерыночные услуги

549,5

546,3

558,4

580,8

594,3

Информация о работе Как фактор экономического роста