Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:49, реферат
Классические и неоклассические теории имеют один существенный недостаток: для того, чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые в реальной жизни, к сожалению, осуществить – сложно, это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях.
Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли1.
1.Классические теории международной торговли 3
1.Теория сравнительных преимуществ 4
2.Теория абсолютных преимуществ 5
3.Теория Хекшера – Олина – Самуэльсона 7
4.Теория международной торговли Леонтьева 9
5.«Альтернативные» теории международной торговли 10
2.Международный валютный фонд 13
1.Основные цели и направления деятельности МВФ 13
2.Особенности кредитной политики МВФ 15
2.2.1 Механизмы кредитования Фондом стран-членов 16
Список используемых источников и литературы 22
В
пределах резервной позиции страны-
Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие "верхние кредитные доли" стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен наднациональную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, по сути дела, открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в скорме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК. Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года, при необходимости и по просьбе страны-члена - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения -ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях" или "меморандуме об экономической и финансовой политике", направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной -получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых "критериев реализации" . Если МВФ сочтет, что страна использует кредит "в противоречии с целями Фонда", не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны -заёмщицы.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать временные кредитные механизмы. Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами - членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись: нефтяной фонд, механизм дополнительного финансирования.
Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ, действовала в 1981 - 1992 гг. Цель - предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот механизм использовался для финансового содействия осуществлению государствами-членами корректирующих экономических мер в тех случаях, когда они нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного кредитования, и на более продолжительный срок. Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран - членов Фонда в рамках девятого общего пересмотра квот указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты: предоставление кредитов (точнее - принятие Фондом на себя обязательств по предоставлению кредитов) на протяжении года - до 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом величины выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм, запланированных к погашению). В исключительных случаях данные лимиты могут быть превышены. МВФ взимает со стран-заемщиц комиссионные сборы в размере порядка 0,5% суммы займа и определенную плату, или процент, за предоставляемые им кредиты.
За время своего существования МВФ превратился в подлинно Универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик.Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных, экономических и политических интересов. США лишились возможности монопольно определять политику Фонда.
Одновременно
в МВФ усиливается влияние
развивающихся стран Азии, Африки
и Латинской Америки, отстаивающих
свои интересы. Начинают активно заявлять
о себе и бывшие страны-члены СЭВ,
особенно Россия и другие страны СНГ.
Из этого потребность в более
эффективном механизме сопоставления,
учета и примирения конфликтных интересов
в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества,
необходимость совершенствования как
институциональных структур Фонда, так
и реализуемых им программных политических
установок.
Список используемых источников и литературы
Информация о работе Классические теории международной торговли