Классический рынок: сущность, функции,структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:35, реферат

Описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 75.07 Кб (Скачать документ)

  3.Дифференцировать  доходы товаропроизводителей в  соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса.

  4.«Санитарная»  роль рынка сводится к вымыванию  неконкурентоспособных предприятий  и свертыванию устаревших производств.

  Такова  сущность рынка как политэкономической категории, свойственная в той или  иной степени всем этапам развития цивилизации, но одновременно это сложное  социально – философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической  сферой. Как результат естественно  – исторического развития человеческого  общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все  богатство многовековых традиций совместного  устройства культурной и экономической  жизни. Это определяет особенности  современного рынка и рыночной системы  в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его  роль в них значительно различается.

Типология, структура и инфраструктура                             

    рынка                 

    Типология рынка

  История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

  Неразвитый  рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

  Свободный (классический) рынок  характеризуется следующими чертами:

  1.Неограниченное  число участников рыночных отношений  и свободная конкуренция между  ними.

  2.Свободный  доступ к любой хозяйственной  деятельности всех членов общества.

  3.Полная  мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения  капитала.

  4.Наличие  у каждого участника полной  информации о рынке (о норме  прибыли, спросе, предложении). Осуществление  принципа рационального поведения  рыночных субъектов (оптимизация  индивидуального благосостояния  в результате прироста доходов:  продать подороже, купить подешевле)  невозможно без информации.

  5.Полная  однородность одноименных товаров  (отсутствие торговых марок).

  6.Ни  один участник свободной конкуренции  не в состоянии оказать непосредственное  влияние на решение другого  неэкономическими методами.

  7.Цены  устанавливаются стихийно в ходе  свободной конкуренции.

  8.Отсутствуют  монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное  регулирование.

  Свободный рынок имеет как и преимущества, так и серьезные недостатки.

  Преимущества  заключаются в том, что он функционирует  на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через  цены на основе спроса создает ориентиры  для капиталовложений в производство. Механизм свободного рынка – это  механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение  в обществе ресурсов, гибкость и  высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов, повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти  автоматически, хотя на самом деле регулирование  здесь осуществляется методом проб и ошибок.

  Недостатки  свободного рынка:

  -рынок  приводит к дифференциации в  уровне жизни населения; не  обеспечивает социальную «защиту»  населения; социальные последствия  – безработица, разорение, бедность  отдельных групп населения; распределение  на рынке осуществляется на  основе полученных доходов, а  тот, кто не в состоянии получить  этот доход (по состоянию здоровья, старости), обречен на нищенское  существование; рынок не гарантирует  стабильного уровня цен, а также  полной занятости населения; трудоустраиваются  только те, на чью рабочую силу  имеется спрос.

  -механизм  свободной конкуренции не обеспечивает  экономику нужным количеством  денег для развития производства.

  -деятельность  свободных конкурентов часто  приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды,  загрязнение продуктов питания  вредными веществами);рынок зачастую  игнорирует потенциально негативные  последствия принимаемых решений,  а также не способствует сохранению  невоспроизводимых ресурсов.

  -рынок  не создает стимулы для производства  товаров и услуг коллективного  пользования, не в состоянии  обеспечить общество услугами, в  которых нуждается любой человек  и от которых никто не получает  прибыли (оборона, охрана природы).

  -рынок  не обеспечивает действенную  мотивацию для фундаментальных  исследований; он реализует уже  имеющиеся научно – технические  достижения, но не выделяет средства  для исследований в этих областях.

  -экономика,  функционирующая на основе свободного  рынка, подвержена нестабильному  развитию с соответствующими  рецессионными (спад или замедление  темпов роста производства) и  инфляционными процессами.

  -рынок  не распространяется на те  виды деятельности, которые не  могут быть подчиненными исключительно  коммерческим критериям (здравоохранение,  образование, наука), но необходимы  обществу.

  Свободный рынок – это абстракция, в действительности полной свободы нет и быть не может. Ещё Бухарин Н.И. отмечал, что хозяйствующий  субъект в своих мотивах и  действиях зависит от общественной среды, а Плеханов Г.В. подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности существует не сама по себе, а является следствием познания экономических  законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями.

  Итак, не может быть полной экономической  свободы, но должна быть достаточная  экономическая свобода, которая  способствует быстрому развитию экономики  и которая обеспечивается развитием  нормально, цивилизованного регулируемого  рынка.

  Регулируемый  рынок – это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

  Некоторые авторы да недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый  рынок» на том основании, что рынок  есть саморегулирующаяся система.

  Однако  рынок может регулироваться:

  -с  помощью своего собственного  рыночного механизма, элементами  которого являются конкуренция,  прибыль, цена, спрос, предложение;

  -а  также государством прямо и  косвенно через госзаказы, налоги.

  Крайне  важно найти оптимальное сочетание  рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка  носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования.

  Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и  чрезмерное вмешательство государства  в рыночные отношения приводит к  их деформации.

  Можно выделить следующие основные черты  деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства:

  -отсутствие  многочисленных рыночных субъектов,  организующих свою хозяйственную  деятельность на основе разных  форм собственности;

  -чрезмерная  централизация в распределении  товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в  коммерческой деятельности;

  -монополизм  производителя и торговца;

  -несбалансированность  спроса и предложения;

  -чрезмерный  рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения,  бюджетный дефицит;

  -расцвет  теневой экономики, «серого» и  «черного» рынков;

  -попытка  усиления региональных рынков, разгул  центробежных сил;

  -расцвет  бартерных сделок вместо более  развитых товарно – денежных  отношений;

  -деформация  экономических интересов субъектов  рыночных отношений (например, у  торговцев возникает интерес  не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному  труду, риску в хозяйственной  деятельности;

  -отсутствие  у потребителя права выбора  товара.

  Наиболее  ярким примером деформации рынка  может служить рынок в нашей  стране. Условия функционирования рынка  в нашей стране были таковы, что  его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет. Это  привело к заявлениям об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли –  продажи существовали. Личное подсобное  хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и  есть, но он серьезно деформирован.

  Чтобы устранить деформацию рынка, необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его развития. Такими условиями являются:

  -наличие  в экономике разнообразных форм  собственности и хозяйствования, а также свободной конкуренции  между ними, свобода участия всех  хозяйственников в конкуренции  и выхода из нее, достаточное  количество производителей (не менее  15-20 изготовителей однотипной продукции);

  -обеспечение  свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным  связям, самостоятельности, независимости  и ответственности за хозяйственные  решения рыночных субъектов, их  способности самостоятельно заключать  контракты, договоры, размещать и  принимать заказа, свободная купля  – продажа;

  -формирование  механизма свободного ценообразования,  право рыночных субъектов самим  устанавливать цены. Классический  рынок как бы задает извне  «невидимой рукой» цену покупателям  и продавцам;

  -свободное  маневрирование ресурсами, их  наличие, обеспечивающее мобильность  в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства  для его развития, возможность  изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение  любых капиталов в любую сферу  приложения;

  -полнота  и доступ к информации о  состоянии рынка всех хозяйственников;

  -наличие  рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса  отраслей, систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок;

  -сохранение  наряду с распространением рыночных  отношений значительного нерыночного  сектора экономики;

  -последовательная  интеграция национальной экономики  в систему мирохозяйственных  связей;

  -обеспечение  со стороны государства социальных  гарантий гражданам, предоставление  всем равных возможностей в  «зарабатывании средств» и поддержка  нетрудоспособных и социально  уязвимых членов общества.

  Современная модель рыночного хозяйствования, которая  сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется следующими общими закономерностями: максимальной приватизацией, открытостью рынков, высоким уровнем  развития экономики страны в целом  и инфраструктуры рынка, в частности, развитой системой методов финансово  – бюджетного регулирования национальной экономики, конвертируемостью валюты, экономическим ростом и циклическим  характером развития экономики в  целом.               

Информация о работе Классический рынок: сущность, функции,структура