Классификация благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:38, доклад

Описание

Дана наиболее распространенная класификация благ с примерами.

Работа состоит из  1 файл

доклад ! Классификация благ.docx

— 24.96 Кб (Скачать документ)

Классификация благ:

  1. Материальные и нематериальные.

Материальные блага подразделяются на два рода, имеющих разное функциональное назначение. Первый род полезных вещей – это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище). Второй род – средства производства, используемые для изготовления предметов потребления. Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага — это  блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются  в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)

  1. Экономические и неэкономические.

Это разграничение связано с  понятием редкости. Благо неэкономическое  имеется в неограниченном количестве. Неэкономические (даровые) блага предоставляются  природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и  постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.

Трансформация понятия «благо»  и «экономическое благо» связана  с ценностью. Если просто благо означает наличие полезности, то ценность отражает сочетание двух характеристик –  полезности и редкости.

  1. Специфические блага.

Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар — это  специфическое экономическое благо, предназначенное для купли-продажи  на рынке. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять  какую-либо человеческую потребность  и пригодностью к обмену.

Нормальный товар – такое  благо, величина спроса на которое увеличивается  с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода. Низшими являются блага, для  которых имеются взаимозаменяемые товары, отличающиеся большим качеством  или большими удобствами. Например, по мере роста доходов семьи переходят  от низших благ (таких, как картофель  и хлеб) к приобретению и потреблению  более дорогих продуктов (таких, как парное мясо и красная икра).

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результатом  которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности  человека. Специфика услуги заключается  в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой  полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она  может быть потреблена лишь в момент производства. Например, транспортная услуга состоит в доставке людей  и грузов в заданное место, услуга врача заключается в излечении  больного.

  1. Долговременные и недолговременные (краткосрочные) блага.

Есть блага, которые служат нам  долго, и для своих нужд мы можем  использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем  пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления  этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть  уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая  исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности  человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже  не сможем использовать снова. Еда и  спички - это недолговременные блага. Итак, долговременные блага предполагают многоразовое использование, а недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).

  1. Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага.

Прямые блага (или настоящие) - это  уже созданные товары, которые  готовы к продаже и потреблению.

Косвенными (или будущими) благами  называют ресурсы. Потому что благодаря  ресурсам только могут быть произведены  прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для  производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый  продукт, а значит, они являются косвенными благами.

Прямые блага предназначены  для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими.

Косвенные блага используются в  производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами.

  1. Взаимодополняемые (комплементарные) блага.

Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.

  1. Взаимозаменяемые блага.

Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями  как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и  производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет - автомобиль). Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них.

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично.

  1. Конкурентные и неконкурентные блага.

Конкурентными (соперничающими) в  потреблении блага будут в  том случае, когда получение выгод  от потребления данного блага  одним экономическим субъектом  делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении  от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом.

Неконкурентными же в потреблении  являются такие блага, получение  выгод, от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения  от подобного блага таких же выгод  в том же самом отношении. То есть любой может пользоваться благом, не мешая другим. Рассмотрим использование скоростного шоссе. Во время незначительного транспортного движения, где нет «пробок», шоссе является неконкурентным благом. Примером конкурентного блага является перегруженное шоссе, забитое большим количеством машин.

  1. Исключаемые и неисключаемые из потребления блага.

Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования  которыми данным экономическим субъектом  одновременно означает для него возможность  воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.

Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа.

  1. Общественные и частные блага.

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Мороженое – это частное  благо. Когда вы едите свой стаканчик  мороженого, ваш приятель не может есть его. Ваша одежда является также частным благом. Когда вы носите ее, все остальные не могут носить ее в то же самое время.

Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более  того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные  для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные  знаки (такие, скажем, как бакены или  маяки). Эти блага называют общественными  в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Например, затраты на возведение и эксплуатацию маяка не зависят от количества проплывающих мимо него судов. Во-вторых, отсутствует  практическая возможность ограничить число потребителей или исключить  кого-то из этого числа. Маяк обеспечивает безопасное плавание всем судам, попадающим в радиус действия его сигналов.

Некоторые блага в зависимости  от обстоятельств могут быть как  общественными, так и частными (смешанные  блага). Например, фейерверк – благо  общественное, если оно производится в городе с большим количеством  жителей. Но если вы любуетесь огненными  шарами в частном увеселительном парке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо, если выгоду извлекает, прежде всего, владелец порта, речь идет скорее о частном благе.

  1. Клубные блага.

Одним из интересных способов подключения  рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые  для этого организации – клубы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере  ограничивают доступ потенциальных  потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в  ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.

  1. Неполноценное благо.

Блага низшего порядка – товары типа дешевых сигарет и низкокачественных  спиртных напитков, потребление которых  уменьшается при росте дохода (при прочих равных условиях). С ростом дохода кривая спроса на такое благо  сдвигается влево, на которые эластичность спроса по доходу отрицательна.

  1. Блага, различающиеся по возможности контроля ценности потребителями.

Блага явного качества – перед  тем, как выбрать благо (товар), можно  проверить его качество.

Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии).

Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся: а) блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское обслуживание); б) сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские услуги, автосервис); в) товары, у которых один из важнейших признаков качества – отсутствие катастрофических отказов (сантехника, автомобиль).

Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.

  1. Насущные блага – это блага, осуществляющие достойное существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. Насущные блага включают здоровья, образование, кров и еду. Так, мы – общество – можем понять, что каждый должен иметь соответствующее жилье, и предпринимает шаги для обеспечения им.
  2. Предметы роскоши и товары массового потребления. В тетради мы пишем авторучкой или карандашом, у многих есть мобильный телефон или персональный компьютер, мы носим одежду и т.д. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, Вы можете встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. А кто из Вас пишет перьевой ручкой фирмы «Паркер»? Многие ли из Вас носят одежду от известных дизайнеров? Пожалуй, нет. Это очень дорогая продукция, которую себе может позволить далеко не каждый потребитель. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться, потому что потребительские качества - не единственная и не ключевая особенность товаров роскоши. Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность. Например, два пиджака могут быть одинакового качества, цвета и т.д. При этом разница в цене будет существенной, потому что один пиджак произведен на фабрике массового производства и в огромном количестве, а другой - в мастерской известного дизайнера и в единственном экземпляре. Приобретая второй пиджак, потребитель платит не только за необходимое качество, но и за «имя» (или брэнд) производителя. Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми - например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими, ведь свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Но есть и блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни.

Информация о работе Классификация благ