Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:38, доклад
Дана наиболее распространенная класификация благ с примерами.
Классификация благ:
Материальные блага
Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух – музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.)
Это разграничение связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Неэкономические (даровые) блага предоставляются природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.
Трансформация понятия «благо» и «экономическое благо» связана с ценностью. Если просто благо означает наличие полезности, то ценность отражает сочетание двух характеристик – полезности и редкости.
Специфическими формами благ являются
товары и услуги. Товар — это
специфическое экономическое
Нормальный товар – такое
благо, величина спроса на которое увеличивается
с ростом дохода покупателя при каждом
значении цены. Низший товар (или низшее
благо) – это товар, объем спроса
на который, уменьшается с повышением
дохода. Низшими являются блага, для
которых имеются
Услуги – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства. Например, транспортная услуга состоит в доставке людей и грузов в заданное место, услуга врача заключается в излечении больного.
Есть блага, которые служат нам
долго, и для своих нужд мы можем
использовать их не один раз. Например,
если мы купим дом, то будем жить
в нем не один год, а значит, будем
пользоваться этим благом долго. Если
мы приобретаем книгу, то после прочтения
(использования или
Прямые блага (или настоящие) - это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению.
Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами.
Прямые блага предназначены
для непосредственного
Косвенные блага используются в
производстве потребительских благ,
поэтому иначе они еще
Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.
Взаимозаменяемыми благами (субститутами)
называются такие товары или услуги,
которые рассматриваются
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично.
Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом.
Неконкурентными же в потреблении
являются такие блага, получение
выгод, от потребления которых данным
экономическим субъектом
Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.
Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру. Если администрация города проводит программу борьбы с сельскохозяйственными вредителями, выигрывают все фирмы и все потребители. В сущности было бы невозможно лишить отдельно взятого фермера тех преимуществ, которые даст эта программа.
Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Мороженое – это частное благо. Когда вы едите свой стаканчик мороженого, ваш приятель не может есть его. Ваша одежда является также частным благом. Когда вы носите ее, все остальные не могут носить ее в то же самое время.
Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции. Крупномасштабным примером общественных благ могут выступать товары, предназначенные для удовлетворения потребностей национальной обороны, а примером «локальным» - навигационные знаки (такие, скажем, как бакены или маяки). Эти блага называют общественными в силу двух отличительных характеристик. Во-первых, потребитель общественных товаров, как правило, сам не платит за них, а значит, предельные издержки из потребления – нулевые. Например, затраты на возведение и эксплуатацию маяка не зависят от количества проплывающих мимо него судов. Во-вторых, отсутствует практическая возможность ограничить число потребителей или исключить кого-то из этого числа. Маяк обеспечивает безопасное плавание всем судам, попадающим в радиус действия его сигналов.
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если оно производится в городе с большим количеством жителей. Но если вы любуетесь огненными шарами в частном увеселительном парке (Диснейленде), фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за входной билет. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо, если выгоду извлекает, прежде всего, владелец порта, речь идет скорее о частном благе.
Одним из интересных способов подключения
рыночного механизма к
Блага низшего порядка – товары
типа дешевых сигарет и
Блага явного качества – перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество.
Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (например, покупка бытовой химии).
Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся: а) блага с незаметным долгосрочным эффектом (витамины, медицинское обслуживание); б) сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения (некоторые медицинские услуги, автосервис); в) товары, у которых один из важнейших признаков качества – отсутствие катастрофических отказов (сантехника, автомобиль).
Одобряемые и неодобряемые блага – блага, ценность которых определяется обществом. Пример одобряемого блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в целом и одобряемым – в некоторых субкультурах.