Классификация стран по уровню социально-экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 14:10, контрольная работа

Описание

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:

- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

- НД и доход на душу населения;

- отраслевую структуру национальной экономики;

- структуру экспорта и импорта страны;

- уровень и качество жизни населения и некоторые другие. Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве – понятие историческое

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Классификация стран по уровню социально-экономического развития…..4
1.1 Общая характеристика промышленно развитых стран…………….…...6

1.2 Общая характеристика развивающихся стран………………………...…9

1.3 Страны с переходной экономикой…………………………………..…..18

Заключение…………………………………………………………………….…21

2. Тестовые задания…………………………………………………………...…22

3. Задача………………………………………………………………………..…23

Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из  1 файл

мировая.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

      Наименее  развитые страны. Особенность социально-экономического развития подсистемы развивающихся стран состоит в том, что в ней увеличивается число наименее развитых, беднейших стран. В эту группу по классификации ООН входят страны, которые не обладают способностью к саморазвитию и не имеют внутренних источников преодоления низкого уровня развития. Количество наименее развитых стран за 70—90-е годы увеличилось вдвое и достигло 48 (33 — в Африке). На их территории проживает 10,3% населения мира, но они производят только 0,6% мирового продукта.

      В группу наименее развитых стран входят малые по численности населения  страны, за исключением Бангладеш, — свыше 120 млн, Эфиопия — 60 млн, Демократическая Республика Конго, Мьянма — свыше 50 млн человек.

      В производстве наименее развитых стран  основное место занимает сельское хозяйство — свыше 38% ВВП. Доля его за 80 — 90-е годы не изменилась. В сельском хозяйстве этих стран занято 73% рабочей силы, а во всех развивающихся странах — 59%. Во многих из них сохраняются значительные докапиталистические отношения.

      Темпы экономического роста этой группы стран  уступали соответствующим показателям  развивающихся стран в целом. В 1998 г. средний доход на душу населения в них составлял только 20% среднего уровня всех развивающихся стран (1980 г. — 28%). Снижение уровня экономического развития произошло в связи с ухудшением внешних факторов развития, с ростом их зависимости от экспорта сырьевых товаров. Эта подгруппа сохраняется в качестве отсталого сырьевого придатка западных стран. Доля обрабатывающей промышленности в их производстве в 90-е годы сократилась до уровня 1970 г. — 9% ВВП [1].

      Помимо  указанных общих причин отрицательное  влияние на экономическое развитие ряда беднейших стран оказывает значительная социальная и политическая нестабильность. Огромный ущерб хозяйству Анголы, Демократической Республики Конго, Мозамбика, Сомали, Эфиопии нанесли гражданские войны. Хозяйственное развитие данной подгруппы тормозят традиционные секторы, особенно в сельском хозяйстве. В результате они все больше отстают от основных направлений научно-технического и социального прогресса. Если основные движущие силы развития многих стран периферии мирового хозяйства находятся внутри них, то для наименее развитых стран внешний фактор играет почти абсолютную роль. Все попытки этих стран вырваться из порочного круга нищеты собственными силами до сих пор не привели к заметному изменению их положения. Раньше эту группу развивающихся стран часто называли «четвертым миром».

      Итак, подсистема развивающихся стран  содержит две противоположные по уровню экономического развития группы стран: новые индустриализующиеся  страны и наименее развитые страны. Разрыв в уровнях ВВП на душу населения между ними превышает показатель разрыва между развитыми и развивающимися странами (соответственно 13 раз по отношению к странам Латинской Америки и 5 раз по отношению ко всем развивающимся странам) [1].

      Развивающиеся страны отличаются друг от друга не только социально-экономической структурой, уровнем экономического развития. Общественные структуры этих стран развиваются в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.

1.3. Страны с переходной экономикой.

     Страны  с переходной экономикой, представлены в основном государствами Восточной  Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

     Значительным  экономическим потенциалом обладает Восточноевропейский регион. Немало общего имеют страны этого региона в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в XXв.

     После окончания Второй мировой войны  все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия  в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.

     Следствием  этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность  большинства готовых изделий  на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

     Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели  к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

     Переходная  экономика представляет собой смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. При это предполагается, что с течением времени рыночные элементы будут постепенно заменять рудименты плановой экономики. Этот процесс в мировой истории происходит впервые, поэтому столь велико и внимание к нему.

     Переходный  период в обществе и экономике  – это период сложной системной  трансформации, единый и комплексный  процесс, в котором все органично  взаимосвязано. В экономике в  этот период идет формирование качественно новых субъектов хозяйствования, правил и практики делового поведения. Преобладающей основой организации и функционирования бизнеса становится частная собственность на капитал (средства производства) и свобода цивилизованной конкуренции.

     Вместе  с тем системный переход является не самоцелью, а инструментом для  достижения более важной цели: формирования рыночного хозяйства. Процесс перехода продолжается до сих пор, но конечная цель этого перехода все еще не достигнута. По всей видимости, сокращение разрыва между передовыми рыночными странами и постсоциалистическими государствами требует значительно большего времени, чем это считалось в начале трансформации. То, что развитые государства признали отдельные страны с переходной экономикой (например, Польшу, Венгрию, Чехию, Словению, страны Балтии, Россию  и некоторые другие) странами с рыночной экономикой еще не означает, что все они стали таковыми в полной и в равной степени. Во многих случаях статус страны с рыночной экономикой давался не столько за достижение каких-либо показателей, характеризующих ту или иную сферу экономики, а сколько за стремление и постоянное продвижение по пути рыночных преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В международной практике все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

      Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. Последние два десятилетия разрыв в уровнях экономического развития индустриальных и развивающихся стран еще больше увеличился. В свою очередь процессы углубления дифференциации проходят в подсистеме развивающегося мира. Основной прирост обрабатывающей промышленности, экспорта готовых изделий обеспечивался группой новых индустриализующихся стран (НИС). Их возвышение — не только результат различий в факторах и условиях развития этих стран, но и целенаправленного воздействия на них внешних обстоятельств.

      Центром экономического роста в мировом  хозяйстве стала Восточная Азия. В число крупнейших экономических  держав мира вошел Китай. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕСТОВЫЕ  ЗАДАНИЯ

№ 1. Последствия международной трудовой миграции для страны-донора:

а) уменьшение безработицы;

б) «утечка  умов»;

в) снижение в стране среднего уровня заработной платы;

г) увеличение объема производства ВВП.

Ответ: а) б)

     «Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора. Она не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, инвестировать образование и профессиональную подготовку.

      В тоже время отток избыточной рабочей  силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение, уменьшает трансфертные выплаты из бюджета. 

№ 2. К прямым капиталовложениям относится:

а) французский  предприниматель приобретает на 100 тыс. долларов акции компании «Дженерал Моторз»;

б) он же покупает в Вашингтоне дом для  проживания своей семьи;

в) французская  компания сливается с американской и акционеры французской компании частично обменивают свои паи на акции  американской фирмы;

г) итальянская  компания строит завод в России по добыче и обогащению марганцевой руды.

Ответ: а) г)

     Прямые  капиталовложения  - это капитальные  вложения на прирост основных фондов, непосредственно участвующих в изготовлении продукции или выполнении определенной работы. В данном случае прямые капитальные вложения осуществляются посредством строительства нового предприятия, а также покупки контрольного пакета акций.

3. ЗАДАЧА

      Допустим, в 2007 году при курсе 1 евро = 1,5 доллара  австрийская фирма продала американским покупателям товар за 120 тыс. долларов и получила при этом 80 тыс. евро.  Сколько евро за такой же физический объем продукции при прочих равных условиях получила бы австрийская фирма, если бы курс евро снизился до 1,25 долларов? Чему в этом случае равна валютная прибыль экспортера?

Решение.

      При курсе 1 евро = 1,5 доллара австрийская  фирма получила бы 80 тыс. евро:

    

    Валютная  прибыль при этом составила бы:

       120 тыс. евро – 80 тыс. евро = 40 тыс. евро.

      При курсе 1 евро = 1,25 доллара австрийская  фирма получила бы 96 тыс. евро:

    

      Валютная прибыль при этом  составила бы:

       96 тыс. евро – 80 тыс. евро = 16 тыс. евро. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2002
  2. Мировая экономика: Учебник для вузов / Под ред. проф. Ю.А. Щербанина. – М.: Юнити-Дана, 2004.
  3. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  4. http://www.gks.ru/
 

Данная  работа скачена с сайта Банк рефератов http://www.vzfeiinfo.ru. ID работы: 22879 
 

Дата:        Подпись:

Информация о работе Классификация стран по уровню социально-экономического развития