Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 17:45, реферат
Объект нашего исследования – концепция элиты. Эта тема одна очень актуальна на сегодняшний период так как все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансормаций, которые характеризуют современный мир, это в полной мере касается и России. В этой связи закономерен и естественен интерес общества к проблеме лидерства, к современным теориям и их истокам.
ВВЕДЕНИЕ 3
ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО 4
ТЕОРИЯ ЭЛИТ ПАРЕТО 5
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛИТЫ 6
КРУГООБОРОТ ЭЛИТ 7
«ЛЬВЫ» и «ЛИСЫ» 7
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭЛИТ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:
1.
Трактовка политических элит
как элит функциональных. Квалификационная
подготовленность к выполнению
функций управления
2.
Отрицание элиты как единой
привилегированной
Существует множество элит. Влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюрализм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры. Каждая из множества базисных, quotматеринских групп — профессиональных, региональных, религиозных, демографических и других — выделяет свою собственную элиту, защищающую ее ценности и интересы и одновременно активно воздействующую на нее. Различия между элитами важнейших общественных секторов более значительны, чем различия между слоями элиты, принадлежащими к одному сектору.
3. Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. Элиты находятся под контролем материнских групп. С помощью разнообразных демократических механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. — можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты под влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.
4.
В современных демократиях
5.
В демократических
Концепции плюрализма элит широко используются для теоретического обоснования современных западных демократий. Однако эти теории во многом идеализируют действительность. Многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют о явной неравномерности воздействия различных социальных слоев на политику, о преобладании влияния капитала, представителей военно-промышленного комплекса и некоторых других групп. Учитывая это, некоторые сторонники плюралистического элитизма предлагают выделять наиболее влиятельные «стратегические» элиты, чьи «суждения, решения и действия имеют важные предопределяющие последствия для многих членов общества».
Леволиберальные концепции
Своего рода идейным антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Важнейший представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические, отличительные черты:
1.
Главный элитообразующий
2. Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей системы.
Сплачивающим фактором властвующей элиты является не только общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя, но и близость социального статуса, образовательного и культурного уровня, круга интересов и духовных ценностей, стиля жизни, а также личные и родственные связи.
Внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Хотя Миллс остро критикует господствующую элиту США, раскрывает связь политиков с крупными собственниками, он все же не сторонник марксистского классового подхода, рассматривающего политическую элиту лишь как выразителей интересов монополистического капитала.
3.
Глубокое различие между
4.
Рекрутирование элиты
5.
Первейшая функция властвующей
элиты в обществе —
Итак элита играет важную ключевую роль любого общества она неизбежна в любой политической системе. Ее исследование важная задача. Мир а главное Россия должны преодолеть иллюзию что управлять страной может каждый. Управление требует от человека соответствующих способностей и подготовки. Поэтому изучение теории элит необходимо и изучение не в рамках дисциплины политическая социология а в рамках новой науки элитологии. Элитология живет и развивается, несмотря на трудности и противоречивое к нему отношение как со стороны отдельных официальных властных структур, руководства некоторых государственных вузов, так и определенных социальных групп населения.
Многообразие
элитологических теорий их взаимообогащение
и взаимодополнение закономерность
устойчивого развития элитологии. На
современном этапе элитология в нашей
стране имеет массу нерешенных задач трудностей
и противоречий в своем развитии. Одним
из первых шагов в решении этих проблем
является исследование политических элит
в России на примере классических и современных
теорий элит.
Настоящая, истинная элита воплощает сущность нации (этноса), глубину его группового или национального мифа, мифологического сознания. Действительная элита характеризуется своей внутренней, имманентной традицией, этикой, она - живая душа своего общества. В то же время только такая элита символизирует высшую свободу данного народа.
В
другом случае, элита - это определенным
образом структурированная группа, которая
в силу своего положения в обществе обладает
потенциалом решающего влияния на большинство
других социальных групп. В социально-политическом
плане она экстравертна: ее самосознание
формируется отчужденной от нее внешней
средой. Такую элиту чаще всего называют
"псевдоэлитой". Она обладает внешними,
формальными признаками реальной элиты.
И никогда не несет ответственности за
все общество. В суровые годы испытаний
такая элита чаще всего покидает свой
народ, а порой и предает его, превращаясь
в антиэлиту.