Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:14, доклад
В условиях мирового экономического кризиса, который серьезно повлиял на состояние российской экономики, особую актуальность приобретает вопрос развития предпринимательской активности. Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается современным российским руководством как одно из главных условий модернизации экономики и создания социального рыночного государства. Президент России Д.А.Медведев неоднократно характеризовал малый бизнес как «способ возрождения нашей страны», а его поддержку называл в числе ключевых задач для стабильного и долговременного развития России [2].
В условиях мирового экономического кризиса, который серьезно повлиял на состояние российской экономики, особую актуальность приобретает вопрос развития предпринимательской активности. Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается современным российским руководством как одно из главных условий модернизации экономики и создания социального рыночного государства. Президент России Д.А.Медведев неоднократно характеризовал малый бизнес как «способ возрождения нашей страны», а его поддержку называл в числе ключевых задач для стабильного и долговременного развития России [2].
Современное состояние экономики малых предприятий и влияние на нее целого комплекса факторов и предпосылок формируют особый режим, структуру и движение основных показателей деятельности предприятий, обеспечивающих устойчивое развитие малого и среднего бизнеса, в России и ее регионах. Устойчивое развитие малых и средних предприятий обусловлено влиянием внешних факторов и внутренних закономерностей малого и среднего предпринимательства в системе хозяйственных связей. В качестве основных факторов, влияющих на устойчивое развитие малого предприятия, можно выделить следующие (рисунок 1).
Рисунок 1.
Факторы, влияющие на устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства, включают в себя внешнюю среду и субъект предпринимательской деятельности. Важным фактором, определяющим развитие малого предпринимательства, является ресурсный потенциал малого предпринимательства, который включает в себя экономические, производственные, кадровые, организационные и другие возможности малого предпринимательства и риски предпринимательской деятельности. Внешняя среда воздействует на субъект предпринимательской деятельности посредством входов, а субъект, в свою чередь, воздействует на внешнюю среду по- средством выходов. Подчеркнем, что среди внешних факторов выделено взаимодействие предприятия с другими субъектами хозяйствования - предприятий разных форм собственности с различной отраслевой и размерной структурой - крупных, средних и малых.
Промышленные малые предприятия часто налаживают между собой тесные партнерские отношения, что позволяет им повысить эффективность своей деятельности на всех этапах производственного цикла посредством создания производственных ассоциаций или кластеров и, особенно в последнее время, сетевых объединений. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначального капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогают решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательств. Лишь условиях в этих условиях обе стороны смогут получить прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров. Одной из распространенных договорных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса является субконтрактация, под которой подразумевается способ организации производства, широко использующий разделение труда, технологическую специализацию и рассчитанный на долгосрочное сотрудничество крупных предприятий с малыми специализированными предприятиями(поставщиками комплектующих и услуг). Преимущества субконтрактации состоят во включении предприятия в производственную цепочку, в получении заказов на постоянной основе, что, в свою очередь, гарантирует занятость работникам предприятия. Значительно сокращаются связанные с реализацией расходы, что позволяет предприятию продавать услуги по более низкой цене. С учетом всего сказанного перспективность развития субконтрактации в российских регионах, а так же важность его развития для повышения эффективности и привлекательности региональных проектов не оставляет никаких сомнений. А объединение усилий региональной администрации, науки, бизнес и консалтингового сообщества в интересах формирования и реализации стратегических региональных приоритетов будет только способствовать этому, причем, на первоначальном, «внедренческом» этапе, эта поддержка просто необходима. Таким образом, делаем вывод, что перспективы малого бизнеса определяются, прежде всего, стремлением государства и общества влиять на формирование благоприятного «субконтрактно» активного предпринимательского климата, а также создания позитивных социальных условий функционирования экономики и бизнеса. Именно симбиоз малых, средних и крупных предприятий через призму государственной поддержки мо- жет стать важнейшим фактором модели устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Исходя из этого, на наш взгляд, предлагаемая модель устойчивого развития малого и среднего предпринимательства основывается на системе мер, внедряемых во внутренней и внешней среде (рисунок 2).
Рисунок 2.
На наш взгляд, главным условием предлагаемой модели устойчивого развития – независимое экономическое развитие, включающее взаимодействие малых, средних и крупных предприятий через кооперационные связи производства с целью выработки стратегии экономического развития и бизнес-деятельности. Однако развитие и внедрение процессов субконтрактации в существенной мере за- висит от поддержки органов власти. Этим и объясняется, что в рамках региональной политики неизменно приоритетным признается создание благоприятной среды для деятельности малых предприятий как основы региональной экономики. Для дальнейшего устойчивого развития сферы малого бизнеса в регионах целесообразно разработать и осуществить комплекс дополнительных мер по созданию благоприятных правовых и социально-экономических условий формирования целостной системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Регулирование и поддержка предпринимательских структур, от которых зависит экономическое развитие региона, обеспечиваются, прежде всего, региональным управлением, мобилизацией его ресурсов. На наш взгляд, региональное управление должно конкретизироваться по следующим основным направлениям:
- формирование стабильной нормативно-законодательной базы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне;
- активизация работы по подготовке и принятию региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства, представляющих собой взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий;
- усиление мер финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса;
- формирование региональной инфраструктуры поддержки малого бизнеса (создание бизнес-инкубаторов, бизнес центров, лизинговых компаний и др.).
С учетом всего сказанного перспективность развития субконтрактации в российских регионах, а так же важность его развития для повышения эффективности и привлекательности региональных проектов не оставляет никаких сомнений. А объединение усилий региональной администрации, науки, бизнеси консалтингового сообщества в интересах формирования и реализации стратегических региональных приоритетов будет только способствовать этому.
Список литературы: