Конкуренция и ее роль в экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 23:14, реферат

Описание

В современных условиях рынки с чистой конкурентной структурой занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести "четвероногого друга" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем не существует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что между бульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему владельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы.

Содержание

Введение


1.Сущность и условия возникновения конкуренции.
2.Функции конкуренции
3.Виды конкуренции
4.Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
1.Совершенная (чистая) конкуренция
2.Монополистическая конкуренция
3.Олигополия
4.Чистая монополия
5.Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.
6.Значение конкуренции
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

        В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС), 

ФАС проводит государственную  политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных  мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение  создания малых предприятий и  пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению  ФАС доля хозяйствующего субъекта может  быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

         Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.

         В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

         Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.

         Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов. 

                  6. Значение конкуренции 

     Теперь  нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции  в современной экономической  системе.

     Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

     Во-вторых, конкуренция создает одно из главных  условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

     В-третьих, конкуренция выступает как контрольная  система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

     В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

     Предприятия ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. 
 
 
 
 

                                        Заключение 
 

    Итак, конкуренция  имеет определённые преимущества и  недостатки.

     Чрезмерная  монополизация, появление конкурентной  борьбы между монополиями, без  соответствующего контроля со  стороны государства может привести  к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

    Говоря  о негативных методах  ведения  конкурентной борьбы необходимо  отметить, что все-таки пока есть  конкуренция, будет существовать  и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

    В  целом же, конкуренция несет меньше  негативных моментов, чем положительных;  конкуренция - значительно меньшее  зло, чем монополия, злоупотребляющая  своим положением в экономике.

     Конкуренция  - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список литературы

1.Балайдина  В.С., Михайленко А.М. Монополизм и конкуренция в России - М.: Аудиториум, 2000.

2.Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая  теория. - СПб.: Питер, 2003.

3.Журавлева  Г.П. "Экономика: учебник". - М.: Юристъ, 2001.

4.Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003.

5.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии