Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование антимонопольного законодательства;
- провести анализ государственной антимонопольной политики на уровне субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.

Содержание

Введение
1. Конкуренция как экономическая категория
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии
2. Монополия как экономическая категория
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике
2.3 Рынок несовершенной конкуренции
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
3.3 Проблемы антимонопольного законодательства в Краснодарском крае
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 171.50 Кб (Скачать документ)

     В условиях совершенной конкуренции связь между производителями осуществляется только через рынок и отдельная фирма при реализации своей продукции не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

     Конкуренция неотъемлема от монополии. Если конкуренция  означает состязательность большого числа покупателей и продавцов, находящихся в равном положении, то монополия есть ограничение свободной конкуренции, доминирование на рынке отдельных крупных предпринимателей. Чем сильнее монополия, тем слабее конкуренция.

     Научные изыскания и практические разработки проблемы монополии в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых как А. Маршалла, который впервые подверг критике модель совершенной конкуренции, А. Смита, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина.

     Монополией  называют чаще всего крупную корпорацию, которая сосредотачивает в своих  руках значительную долю производства и сбыта товаров и господствует на рынке с целью извлечения высокой  прибыли. Монополия имеет различные  формы: картель, концерн, синдикат, трест, консорциум, конгломерат. А также виды: предпринимательская, государственная, естественная.

     Западные  и российские экономисты сходятся на том, что имеется четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию объединяют в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции обуславливает появление новых черт в поведении товаропроизводителя и формирование рыночного равновесия.

     Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом саморегулирования. В то же время монополизация производства представляет собой объективный  процесс. Она связана с концентрацией  производства и и ростом размеров предприятий. Появляется власть над рынком. Это обстоятельство противоречит логике экономического развития, ибо подрывает экономический рост, снижает общую эффективность производства, ведёт к проявлениям паразитизма, тормозит научно-технический прогресс, поскольку монополии во многих случаях могут обойтись без применения технических новинок. В целях избежания подобных ситуаций во многих развитых странах, в том числе и в России, введено антимонопольное регулирование. Его целью является регулирование отраслевой структуры посредством прямого запрета слияния компаний, доминирующих на рынке.

     История антимонопольного законодательства связана  с законодательными органами штатов, принятием закона Шермана.

     В России в основу антимонопольного регулирования  положен европейский принцип контроля и регулирования, что было закреплено Законом «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22 апреля 1991 г., который стал первым нормативным актом, направленным на развитие конкуренции в России.

     Шагом в направлении совершенствования антимонопольной политики является пересмотр её теоретических оснований с переориентацией на другие задачи. Главным направлением среди них представляется выработка политики противодействия ограничению конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления. Вторая по значимости задача – забота об общественном благосостоянии, а не о благосостоянии конкурента. 

 

Список  литературы 

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Дж.С.Милль. Основы политической экономии.

http://infb.hippo.ru/browse.php?page=2&subpage=8

3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 23, -с. 770

4. Кузнецова Е. И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства: монография / Е. И. Кузнецова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 383 с.

5. Лемешко И. От свободной конкуренции к господству монополий // Пропаганда. 2008. № 10.

6. Меркантилизм, М.: Соцэкгиз, 1935

7. Микроэкономика: теория и российская практика: учеб. пособие / Под ред. А. Г. Грязновой, Ю. А. Юданова. – М.: КНОРУС. – 2005. – 592 с.

8. Программа развития конкуренции в Краснодарском крае на 2010-2012 годы, Администрация Краснодарского края: Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края

9. Р. А. Фатхутдинов. Стратегическая конкурентоспособность: учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: «Издательство «Экономика», 2005. – 504 с.

10. Сидоров В. А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов / В. А. Сидоров. – М.: «Издательство «Элит», 2006. – 528 с.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: 1997. с.55.

12. Э.Чемберлин. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996 г.

13. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича . – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

14. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина. –М.: ИНФРА-М, 2001. – 714 с.

15. Экономическая теория: учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 640 с.

16. http://www.economslovar.ru/

17. http://www.linkseonet.ru/

18. http://www.nuru.ru/

19. http://propaganda-journal.net 


Информация о работе Конкуренция и монополия