Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 05:51, курсовая работа
В своей работе я хочу показать влияние конкуренции на развитие и функционирование рынка. Для этого я рассмотрю основные понятия, функции и элементы рыночного механизма и конкуренции, их положительные и отрицательные стороны.
Введение 3
Глава 1. Элементы рыночного механизма 5
1.1. Функции и сущность рынка 5
1.2. Конкуренция 8
Глава 2. Применение конкуренции 12
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночного
механизма 12
2.2. Конкуренция в России 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Элементы рыночного механизма 5
1.1. Функции и сущность рынка 5
1.2.
Конкуренция 8
Глава 2. Применение конкуренции 12
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночного
механизма 12
2.2.
Конкуренция в России 15
Заключение
18
Список
использованной литературы 19
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция является важным элементом рыночного механизма и одним из условий успешного функционирования рынка. Вопросы теории и практики конкуренции интересовали экономическую науку на протяжении нескольких веков.
Рыночный
механизм предложения и спроса сообщает
желания потребителей предприятиям,
а через них и поставщикам ресурсов.
Однако именно конкуренция заставляет
предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим
образом удовлетворять эти желания. Суть
конкуренции заключается в конфликтном
соперничестве за достижение лучших условий
существования. Таким образом, чем лучше
развита конкуренция, тем быстрее развивается
рынок. Наиболее эффективно рыночный механизм
действует в условиях
свободной, или совершенной конкуренции,
т. е. когда ситуация на рынке характеризуется
множеством покупателей и продавцов, однородностью
продаваемой продукции, свободным доступом
фирм на рынок. При совершенной конкуренции
ни один из продавцов или покупателей
сам по себе не в состоянии воздействовать
на рыночную цену. Но совершенная конкуренция
в полном объеме недостижима. При этом
с другой стороны, формы проявления и содержание
конкуренции прежде всего обусловлены
состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в нашей стране конкуренция развита слабо, так как в советское время даже сама постановка вопроса о конкуренции казалась невероятной. Конкурентные отношения неизменно определялись как «свирепые» и «жестокие». Именно с конкуренцие в массовом сознании ассоциировались безработица, инфляция и др.
Важно понимать, что все научные,
материальные и социальные
К
сожалению, в нашей стране победа
в конкурентной борьбе зачастую обуславливается
внерыночными факторами: близостью
к власти (особенно региональной), «административному
ресурсу», вмешательством силовых ведомств
и др.
В
своей работе я хочу показать влияние
конкуренции на развитие и функционирование
рынка. Для этого я рассмотрю
основные понятия, функции и элементы
рыночного механизма и
Глава
1.Элементы рыночного механизма
1.1.
Функции и сущность рынка
Рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Существование рынка и рыночных отношений предполагает наличие субъектов рынка, т.е. носителей последних. Субъектами рянка называют домашние хозяйства, фирмы и государство.
К основным функциям рынка относятся регулирующая, посредническая, социальная, информационная, ценообразующая и стимулирующая.
Регулирующая
функция заключается в
Посредническая функция дает потребителю возможность выбора подходящего ему поставщика продукции.
Социальная функция способствует дифференциации доходов производителей рынка.
Информационная
функция позволяет получать объективную
информацию о спросе и предложении,
чтобы производитель мог
Ценообразующая функция заключается в том, что рынок с помощью спроса и предложения влияет на цены.
Суть стимулирующей функции состоит в том, что рынок с помощью цен стимулирует использование в производстве достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества.
Через эти функции реализуется сущность рынка.
Как
известно, в развитии рыночных отношений
активно участвуют как
Рыночный механизм приходит в движение и поддерживается в своем развитии благодаря импульсу, исходящему от новых методов организации производства, инициативы управленцев, поиска новых рынков и новых форм экономической интеграции (высшая ступень международного разделения труда; В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей). Предприниматели постоянно изучают рынок, определяя, какие усовершенствования продуктов и и услуг могут привлечь новых покупателей, какие новшества могут вызвать у них позитивное настроение. Частная собственность и свобода предпринимательства обеспечивают менеджерам предприятий право на риск, а коммерческий успех, который выпадает на долю удачливых предпринимателей, обеспечивает сильную мотивацию такого рода реятельности.
Существует
и отрицательная сторона
Но кроме конкуренции, основные элементы рыночного механизма включают в себя такие понятия, как цены и спрос и предложение.
1.2.
Конкуренция
Конкуренция (лат. Concurrentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать, может выбирать между различными поставщиками и покупателями.
Конкуренция
и конкурентная борьба являются основным
содержанием функционирования экономической
системы, базирующейся на рыночных механизмах,
ключевыми категориями в общей схеме категорий
рыночного хозяйства.
Конкуренция – процесс, в котором сталкиваются соперничающие стороны. Процесс конкуренции состоит из подготовки к столкновению, самого столкновения, последующей за ним борьбы и, наконец, поведения итогов. Необходимость такого сопреничества обусловлена относительной ограниченностью природных благ и доступа к ним для разных участников социально-экономической жизни. Они вынуждены превращаться в конкурентов за эти блага и право на их разработку.
Конкуренция
представляет собой конфликтную
форму соперничества. Уровень конфликтности
может быть разным, но присутствует
обязательно. При этом проявляется
противоположность жизненных
Во-первых, конкуренция всегда ведется за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко совместно с временными союзниками, конфликты с которыми временно признаются несущественными. Целевые установки конфликтного соперничества заключаются в ослаблении и подавлении противников ради собственной выгоды.
Во-вторых, конфликтное соперничество имеет принципиальный характер, т.е. продолжается до достижения одним из конкурентов поставленной цели.
В-третьих, результатами конкуренции всегда являются устойчивые и противоположные для последствия для участников.
В-четвертых, конкуренты придерживаются общих целевых установок на относительно лучшие условия существования, функционирования и развития. Поэтому процедуре соперничества конкуренты задают всегда конкретные цели. Под условиями существования понимаются формы доступа к потребительским благам. Под условиями функционирования – формы доступа людей к производственным и экономическим благам и возможности осуществления их с помощью деятельности, необходимой людям для обеспечения предметами потребления. Под условиями развития понимают возможности постоянного совершенствования такой деятельности.
В-пятых,
конфликтное соперничество
Представления о конкуренции как о признаке рынка и деловых отношений начали формироваться в работах английских, французских и немецких меркантилистов в XV – XVII вв.
Комплексно
рассматривая причины возникновения
конкурентной борьбы, М.Портер выявил
пять «сил конкуренции», влияющих на цены
и реализации продукции, на потребительские
свойства предлагаемых на рынке товаров:
Английский экономист Адам Смит разработал теорию рыночной экономики. В своем исследовании он исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения. Сам А.Смит не дал определения этому понятию, поэтому существует несколько взглядов на «невидимую руку рынка». Кто-то считает, что это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил. Другие утверждают, что это и есть конкуренция.
Каждый
участник хозяйственной деятельности
руководствуется собственным интересом,
преследуя личные цели. Влияние отдельного
человека на реализацию нужд общества
практически неощутимо. Но, преследуя
собственную выгоду, человек в итоге способствует
увеличению общественного продукта, росту
общего блага.
Порядок в рыночной экономике устанавливается
через механизм конкуренции. Если растет
спрос, объем производства увеличивается.
Конкуренция усиливается, что заставляет
снижать издержки. При падении спроса
происходит обратный процесс. Смит
показал побудительную силу и значимость
личного интереса как внутренней пружины
конкуренции и хозяйственного механизма.
Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма