Конкуренция как основной элемент рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 05:51, курсовая работа

Описание

В своей работе я хочу показать влияние конкуренции на развитие и функционирование рынка. Для этого я рассмотрю основные понятия, функции и элементы рыночного механизма и конкуренции, их положительные и отрицательные стороны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Элементы рыночного механизма 5
1.1. Функции и сущность рынка 5
1.2. Конкуренция 8
Глава 2. Применение конкуренции 12
2.1. Роль конкуренции в развитии рыночного
механизма 12
2.2. Конкуренция в России 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике (I курс).doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)

       САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

       ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

       КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 
 
 
 

       СОДЕРЖАНИЕ 
 

       Введение     3 

       Глава 1. Элементы рыночного механизма      5

       1.1. Функции и сущность рынка     5

       1.2. Конкуренция     8 

       Глава 2. Применение конкуренции     12

       2.1. Роль конкуренции в развитии  рыночного 

       механизма     12

       2.2. Конкуренция в России     15 

       Заключение      18 

       Список  использованной литературы     19 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Конкуренция является важным элементом рыночного механизма и одним из условий успешного функционирования рынка. Вопросы теории и практики конкуренции интересовали экономическую науку на протяжении нескольких веков.

       Рыночный  механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания. Суть конкуренции заключается в конфликтном соперничестве за достижение лучших условий существования. Таким образом, чем лучше развита конкуренция, тем быстрее развивается рынок. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Но совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. При этом с другой стороны, формы проявления и содержание конкуренции прежде всего обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.  

       Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в нашей стране конкуренция развита слабо, так как в советское время даже сама постановка вопроса о конкуренции казалась невероятной. Конкурентные отношения неизменно определялись как «свирепые» и «жестокие». Именно с конкуренцие в массовом сознании ассоциировались безработица, инфляция и др.

         Важно понимать, что все научные,  материальные и социальные достижения  западного общества, обеспечивающие  удовлетворение и права отдельной  личности (то, чего в Росси мы  пока не видим), достигнуты именно  благодаря высоко развитой конкуренции во всех сферах жизни. Именно конкуренция способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конечно, конкуренция имеет не только положительные стороны, но и отрицательные, которые имеют не меньшее значение.

       К сожалению, в нашей стране победа в конкурентной борьбе зачастую обуславливается  внерыночными факторами: близостью  к власти (особенно региональной), «административному ресурсу», вмешательством силовых ведомств и др.  

       В своей работе я хочу показать влияние  конкуренции на развитие и функционирование рынка. Для этого я рассмотрю  основные понятия, функции и элементы рыночного механизма и конкуренции, их положительные и отрицательные  стороны.  

 

       

       Глава 1.Элементы рыночного механизма 

       1.1. Функции и сущность рынка 

       Рынок - это институт или механизм,  сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и  услуг. Существование рынка и рыночных отношений предполагает наличие субъектов рынка, т.е. носителей последних. Субъектами рянка  называют домашние хозяйства, фирмы и государство.

       К основным функциям рынка относятся  регулирующая, посредническая, социальная, информационная, ценообразующая и стимулирующая.

       Регулирующая  функция заключается в регулировании  производства через спрос и предложение.

       Посредническая  функция дает потребителю возможность  выбора подходящего ему поставщика продукции.

       Социальная  функция способствует дифференциации доходов производителей рынка.

       Информационная  функция позволяет получать объективную  информацию о спросе и предложении, чтобы производитель мог проанализировать различные экономические показатели.

       Ценообразующая  функция заключается в том, что  рынок с помощью спроса и предложения влияет на цены.

       Суть  стимулирующей функции состоит  в том, что рынок с помощью  цен стимулирует использование  в производстве достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества.

       Через эти функции реализуется сущность рынка.

         

       Как известно, в развитии рыночных отношений  активно участвуют как представители  частной собственности, так и  государство. Причем государственное  вмешательство в рыночную экономику  носит ограниченный характер, оно  влияет на макроэкономические показатели (т.е. усредненные по экономике в целом показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, уровня благосостояния и др.) развития экономики, но развития многих других параметров не определяет. К таковым, например, относятся уровень цен, структура производства. Самодостаточность рыночной экономики является одновременно сильной и слабой ее стороной. На ее основе развиваются мощная инициатива и предприимчивость частных собственников, проявляются возможности гибкости экономики и активного внедрения научно-технических инноваций. Происходят существенные качественные изменения в развитии экономической ситуации.

       Рыночный  механизм приходит в движение и поддерживается в своем развитии благодаря импульсу, исходящему от новых методов организации производства, инициативы управленцев, поиска новых рынков и новых форм экономической интеграции (высшая ступень международного разделения труда; В ходе экономической интеграции происходит сращивание процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей). Предприниматели постоянно изучают рынок, определяя, какие усовершенствования продуктов и и услуг могут привлечь новых покупателей, какие новшества могут вызвать у них позитивное настроение. Частная собственность и свобода предпринимательства обеспечивают менеджерам предприятий право на риск, а коммерческий успех, который выпадает на долю удачливых предпринимателей, обеспечивает сильную мотивацию такого рода реятельности.

       Существует  и отрицательная сторона развития частной инициативы как принципа организации рыночной экономики. Она  заключается в том, что личные интересы частных собственников  могут подорвать нормальное функционирование экономики или привести к серьезным нарушениям в ее развитии, незащищенности субъектов хозяйственной деятельности и, в конечном счете, имеется возможность угрозы самой основе существования рынка. Препятствием на пути такого неблагоприятного развития событий является конкуренция. Важнейшей предпосылкой ее существования является разделение экономической власти. Дело в том, что в рыночной экономике в большинстве случаев однородную продукцию производят несколько фирм или частных лиц. Таким образом, для производителя и потребителей имеется возможность выбора, что создает барьеры потенциальным экономическим нарушениям.

       Но  кроме конкуренции, основные элементы рыночного механизма включают в  себя такие понятия, как цены и  спрос и предложение.

 

       

       1.2. Конкуренция 

       Конкуренция (лат. Concurrentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать, может выбирать между различными поставщиками и покупателями.

       Конкуренция и конкурентная борьба являются основным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.  

       Конкуренция – процесс, в котором сталкиваются соперничающие стороны. Процесс  конкуренции состоит из подготовки к столкновению, самого столкновения, последующей за ним борьбы и, наконец, поведения итогов. Необходимость такого сопреничества обусловлена относительной ограниченностью природных благ и доступа к ним для разных участников социально-экономической жизни. Они вынуждены превращаться в конкурентов за эти блага и право на их разработку.

       Конкуренция представляет собой конфликтную  форму соперничества. Уровень конфликтности  может быть разным, но присутствует обязательно. При этом проявляется  противоположность жизненных интересов  соперников и невозможность реализовать собственные интересы, без ущемления интересов соперников. Существует несколько основных признаков, отличающих конкуренцию от неконфликтного соперничества.

       Во-первых, конкуренция всегда ведется за что-то определенное, против конкретных соперников и нередко совместно с временными союзниками, конфликты с которыми временно признаются несущественными. Целевые установки конфликтного соперничества заключаются в ослаблении и подавлении противников ради собственной выгоды.

       Во-вторых, конфликтное соперничество имеет принципиальный характер, т.е. продолжается до достижения одним из конкурентов поставленной цели.

       В-третьих, результатами конкуренции всегда являются  устойчивые и противоположные для  последствия для участников.

       В-четвертых, конкуренты придерживаются общих целевых установок на относительно лучшие условия существования, функционирования и развития. Поэтому процедуре соперничества конкуренты задают всегда конкретные цели. Под условиями существования понимаются формы доступа к потребительским благам. Под условиями функционирования – формы доступа людей к производственным и экономическим благам и возможности осуществления их с помощью деятельности, необходимой людям для обеспечения предметами потребления. Под условиями развития понимают возможности постоянного совершенствования такой деятельности.

       В-пятых, конфликтное соперничество может  иметь затяжной характер. Борьба за относительно лучшие условия идет постоянно, так как лучшие условия не могут  быть достигнуты одновременно всеми  или хотя бы многими. 

       Представления о конкуренции как о признаке рынка и деловых отношений  начали формироваться в работах  английских, французских и немецких меркантилистов в XV – XVII вв.

       Комплексно  рассматривая причины возникновения  конкурентной борьбы, М.Портер выявил пять «сил конкуренции», влияющих на цены и реализации продукции, на потребительские свойства предлагаемых на рынке товаров: 

         

         

       

         

         

       

       Пять  сил конкуренции  по Портеру1

 

       Английский  экономист Адам Смит разработал теорию рыночной экономики. В своем исследовании он исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения. Сам А.Смит не дал определения этому понятию, поэтому существует несколько взглядов на «невидимую руку рынка». Кто-то считает, что это рыночные цены, формирующиеся под влиянием конкурентных сил. Другие утверждают, что это и есть конкуренция.

       Каждый  участник хозяйственной деятельности руководствуется собственным интересом, преследуя личные цели. Влияние отдельного человека на реализацию нужд общества практически неощутимо. Но, преследуя собственную выгоду, человек в итоге способствует увеличению общественного продукта, росту общего блага.  
Порядок в рыночной экономике устанавливается через механизм конкуренции. Если растет спрос, объем производства увеличивается. Конкуренция усиливается, что заставляет снижать издержки. При падении спроса происходит обратный процесс.  Смит показал побудительную силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма.

Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма