Конкуренция: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.

Работа состоит из  1 файл

Введение 3.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

     Глава 3. Методы конкуренции

     Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.

     Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому  один из распространенных приемов, к  которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

     В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

     -ценовую  (конкуренцию на основе цены);

     -неценовую  (конкуренцию на основе качества  потребительной стоимости).

     3.1 Ценовая конкуренция

      Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

     Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка [7. с,98].

     В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

     -фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с монополиями,  для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

     -для  проникновения на рынки с новыми товарами;

     -для  укрепления позиций в случае  внезапного обострения проблемы  сбыта.

     При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

     3.2 Неценовая конкуренция

      Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую  цену потребления, более современный дизайн).

       Более эффективной и более  современной формой конкурентной  борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. [11. с,132].

        В настоящее время получили  очень большое развитие различного  рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

        Большую роль играет до- и послепродажное  обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. 

        В связи с большим влиянием  на общественность средств массовой  информации, прессы реклама является  важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

       

 

      Глава 4. Способы ведения  конкурентной борьбы

     Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

        Конкуренция является определяющим  фактором упорядочения цен, стимулом  инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

        Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

     4.1 Добросовестная конкуренция

     Основными методами являются:

       - повышение качества продукции

       - снижение цен ("война цен")

       - реклама

       - развитие до- и послепродажного обслуживания

       - создание новых товаров и  услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

4.2 Недобросовестная  конкуренция

     Основными методами являются:

         - экономический (промышленный шпионаж)

         - подделка продукции конкурентов

         - подкуп и шантаж

         - обман потребителей

         - махинации с деловой отчетностью

         - валютные махинации

         - сокрытие дефектов и т.д.

        К этому можно также добавить  и научно-технический шпионаж,  т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является  источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

     Преимущества:

     1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

     2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

     3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

     4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

     5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

     …И  определённые недостатки…

     Недостатки:

     1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

     2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

     3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

     4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

     5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

     6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной        несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

     К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется, прежде всего, невозможностью без действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но  эффективность такой системы была весьма ограничена.

          Именно принудительная сила конкуренции  побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои  издержки к низким рыночным ценам.

     В целом же, эта форма экономических  отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

        Конкуренция - определяющее условие  поддержания динамизма в экономической  системе, и в её условиях  создается большее национальное  богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

         Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики.  Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

     Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

         Говоря о негативных методах   ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е.  эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к.  если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

         В целом же, конкуренция несет  меньше негативных моментов, чем  положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Информация о работе Конкуренция: понятие и виды