Конкурентоспособность российских фирм в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа

Описание

Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

Работа состоит из  1 файл

курсач,шпора.docx

— 24.88 Кб (Скачать документ)

Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

Признаки

- Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли       производства;

- Отсутствие ограничений на количество участников рынка;

- Однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

- Свободные цены;

- Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Чистая  монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

- низкие издержки производства крупной фирмы,  монополизировавшей рынок (эффект масштаба);

- наличие государственных патентов и лицензий;

- исключительные права на важнейшие источники сырья;

- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).

Условием существования  чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких  заменителей. Чистая монополия в  масштабах национального хозяйства - явление редкое

Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.

Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер  и ряд небольших продавцов).

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией

Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы.

Одним из наиболее эффективных  методов усиления позиции фирм —  покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами — производителями  сырья или поставщиками комплектующих  изделий путем создания вертикально-интегрированных  компаний.

Конкурентная сила покупателей  возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия — потребители инвестиционных товаров, а также физические лица — конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Одним из наиболее эффективных средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы деятельности фирм за счет : приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).

Сила фирм потенциально,готовых выйти на данный рынок товаров и услуг определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению Конкурентная сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие конкуренции со стороны товаров-заменителей — это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей.

Сила соперничества между компаниями,производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы.При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новой технологии.

Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный  характер, когда с появлением новых  видов товаров формируются новые  сегменты рынка, проникновение на которые  сулит возможность получать высокую  прибыль. В этих условиях более крупные  фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них  новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой.

Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный  и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка, консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д. превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы.

Все основные направления  укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение при разработке ими долгосрочной стратегии, которая  в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению  со стратегиями фирм, функционирующих  в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение  устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать  обострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.

Внешние факторы  включают в себя:  
— факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса

— активность конкурентов;  
— факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;  
 — наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;  
— действия правительства;  
— степень приватизации предприятий данной отрасли;  
— случайные события.

К внутренним факторам относятся:

рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.

Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности  предприятия, можно свести к следующим:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
  • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов.
  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  • определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик.
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции.
  • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
  • приспособление продукции к работе в различных условиях.
  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров.
  • воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров.

Информация о работе Конкурентоспособность российских фирм в условиях рыночной экономики