Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:25, курсовая работа
Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Конкуренция (экономика) — соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.
Признаки
- Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
- Отсутствие ограничений на количество участников рынка;
- Однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
- Свободные цены;
- Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим
Чистая монополия - это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:
- низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);
- наличие государственных патентов и лицензий;
- исключительные права на важнейшие источники сырья;
- предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).
Условием существования
чистой монополии является уникальность
предлагаемой продукции, отсутствие близких
заменителей. Чистая монополия в
масштабах национального
Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео - продаю) - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм.
Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).
Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией
Конкурентная сила поставщиков экономических ресурсов определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы.
Одним из наиболее эффективных методов усиления позиции фирм — покупателей ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами — производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний.
Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия — потребители инвестиционных товаров, а также физические лица — конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействие на фирмы-производители через влияние на цены потребляемых товаров и услуг, требования к их качеству и послепродажному обслуживанию. Одним из наиболее эффективных средств усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы деятельности фирм за счет : приобретения торгово-посреднических компаний или установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, т.е. сбытовой сетью (каналами сбыта).
Сила фирм потенциально,
Сила соперничества между
Конкуренция принимает явно
выраженный наступательный, агрессивный
характер, когда с появлением новых
видов товаров формируются
Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка, консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д. превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы.
Все основные направления
укрепления конкурентных позиций фирм
находят отражение при
Внешние факторы
включают в себя:
— факторы производства, влияющие на
формирование конкурентного преимущества
организации в течение всего ее производственного
процесса
— активность конкурентов;
— факторы спроса, характеризующие спрос,
его величину и динамику, например, эластичность
спроса по цене; фазы жизненного цикла
спроса; требовательность потребителей
к качеству товаров и другие;
— наличие родственных и поддерживающих
отраслей в экономике страны;
— действия правительства;
— степень приватизации предприятий
данной отрасли;
— случайные события.
К внутренним факторам относятся:
рыночная и экологическая
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке
Организационные меры, направленные
на повышение
Информация о работе Конкурентоспособность российских фирм в условиях рыночной экономики