Контрольная работа по «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание

Приблизительной датой рождения Пифагора считают 570 г. до н.э. Едва ли самые частные эпитеты, в окружении которых фигурирует имя Пифагора на страницах популярных научных работ, - это «легендарный», «полулегендарный» и даже «полумифический». Создается впечатление, что биография Пифагора действительно состоит из легенд.

Содержание

Пифагор – основатель пифагорейского союза
3
Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни
3
Научная и мистико-религиозная ориентации в пифагорейской философии
5
Связь философии с математикой и вопрос о числовой структуре мироздания
6
Гармония противоположностей и космос
10
Усиление идеалистической тенденции пифагореизма
11
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пифагор и пифогорейцы.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства

Российской  федерации

 

Фгоу впо  дальневосточный аграрный

Университет

 

Кафедра основ  экономической теории

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент Фурник Ю.С.

специальность бухгалтерский учёт, анализ и аудит

шифр зачётной книжки

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск

2009

 

План

Пифагор – основатель пифагорейского союза

3

Пифагорейский союз и  пифагорейский образ жизни

3

Научная и мистико-религиозная  ориентации в пифагорейской философии

5

Связь философии с  математикой и вопрос о числовой структуре мироздания

6

Гармония противоположностей и космос

10

Усиление идеалистической  тенденции пифагореизма

11

Список использованной литературы

12


 

Пифагор – основатель пифагорейского союза

Приблизительной датой  рождения Пифагора считают 570 г. до н.э. Едва ли самые частные эпитеты, в  окружении которых фигурирует имя  Пифагора  на страницах популярных научных работ, - это «легендарный», «полулегендарный» и даже «полумифический». Создается впечатление, что биография Пифагора действительно состоит из легенд.

Огромная слава Пифагора сослужила ему двоякую службу: сделав его имя притягательным для  легенд, умножавшаяся от века к веку, оно в тоже время позволила донести до нас память о реальных событиях того времени.

Об исключительной популярности Пифагора свидетельствует моменты  с его изображениям и с надписью «Пифагор», выпущенные в 430-420 гг. до н.э. в Абдерах. Для V в. до н.э. это случай беспрецедентный и не только потому, что изображения философов на монетах появляются гораздо позже и, как правило, в их родных городах: перед нами первый портрет на греческих монетах, во всяком случае, первый подписанный портрет.

Пифагор первым из греческих  философов удостоился специально посвященного ему сочинения.

Из предшественников Пифагора чаще всего упоминают Ферекида Сиросского, автора одной из первых теогоний в прозе. В более поздние времена у Пифагора появляются и другие учителя, например, Анаксимандр или Фалес.

Существует  понятие, что философия – наука о неизвестном. Она освещает нам темноту неясного, раскрывает содержание возможного и указывает пути и границы недостижимого.

Изобретение самого термина  традиция приписывает Пифагору Самосскому. Пифагор видел себя не обладателем истины, а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу. Поэтому Пифагор утверждал, что он не есть воплощение мудрости – мудрец (софос), а лишь любитель мудрости – любомудр (философ). Но философия для Пифагора была не просто умственным любомудрием, но и особой системой жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и все существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа и добродетели.

Итак, история Пифагора и пифагорейцев может быть описана  лишь ориентировочно. В конце IV в. при Пифагоре складывается общее теоретическое содержание пифагоризма, его религиозное, научное и философское учение. Пифагоризм достигает в это время расцвета. Во второй половине V в. на первый план выходит уже философское учение пифагорейцев, освобожденное от религиозных запретов. В конце V - первой половине IV века пифагореизм перерастает в платонизм и сливается с ним в деятельности древней Академии.

 

Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни

Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился  в Египте, много путешествовал. Около 532г., скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быстро завоевывает широкую известность и создает религиозно-философскую и политическую организацию – Пифагорейский cсоюз. Этот союз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском – “нравственном” смысле. Пифагор попытался создать “аристократию  духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”.

Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Недаром слово “Пифагор” означает “убеждающий речью”.

Ритуал посвящения в  члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово каралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое суждение”. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытательного периода, новички могли только из-за занавеса слушать голос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщвляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. “Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать”.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

 

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,

Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.

 

Проснувшись, они проделывали мнемонические  упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

 

Не допускай ленивого сна на усталые очи,

Прежде, чем на три  вопроса о деле дневном не ответишь:

Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

 

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала.

Как видно, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”, обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

На протяжении всей истории  Древней Эллады (Греции) калокагатия оставалась своеобразным культом для древних греков и от них перешла древним римлянам.

Пифагорский образ жизни  определялся тем, что нет зла  большего, чем безвластие (анархия), что человек по своей природе не может оставаться благополучным, если никто не начальствует. Высшая власть принадлежит Богу. Это является их принципом и весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу. И основа этой философии состоит в том, что смешно поступать подобно людям, которые ищут блага где-то в другом месте, а не у Богов. После Богов следует почитать правителей, родителей и старших, а также закон.

Образ жизни пифагорейцев включал учение о различных способах обращения с людьми в зависимости от их статуса в обществе. Смысл такого образа жизни – подчинение человека авторитету. В пифагорейском идеале не трудно увидеть гибкую, приспособленную к исполнению правящими группами общества социально-политическую концепцию. Построенная на авторитете общества и закона, она требует держаться отцовских обычаев и законов, даже, если они хуже других.

 

Научная и мистико-религиозная  ориентации

в пифагорейской философии

В  религиозно-философском  учении раннего пифагоризма различаются  две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и  “математа” (знание, учение,  наука), т.е. собственно знания.

Положения первого типа включали указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв. Что самое прекрасное? - Гармония и т.д.

Пифагорейцы имели множество  символических изречений. Собрание этих изречений, называемых акусмами, заменяло собой устав общества. Вот некоторые из пифагорейских акусм и их толкования:

- Сердце не ешь (т.е.  не подтачивай душу страстями  или горем) 

- Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей) 

- Уходя не оглядывайся  (т.е. перед смертью не цепляйся  за жизнь) 

- Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др.

Есть мнение, что первоначально  пифагорейские акусмы понимались в  прямом смысле, а их толкования были надуманы позднее. Например, первая акусма отражала общий пифагорейский запрет на животную пищу, тем более сердце – символ всего живого. Но в начальном виде это чистая магия: оборона от колдовства, как например, разгладить и свернуть постель надо для того, чтобы на ней не осталось отпечатков тела, на которые мог бы воздействовать колдун и, тем самым, повредить человеку. Или, например, запрещалось касаться бобов, все равно, как человеческого мяса. Согласно одному мифу бобы произошли из капель крови растерзанного Диониса-Загрея, поэтому их и запрещалось есть. В целом же все эти истории только лишний раз нам напоминают, что жили пифагорейцы очень давно – два с половиной тысячелетия назад, что ясный ум и высокая нравственность окутаны были в сознании древнего человека красивой сказочной пеленой.

Было в учении Пифагора и много мистического, туманного  и просто смешного не только для наших современников, но и для современников Пифагора. Среди такого рода доктрин было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, “что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу”.

У пифагорейцев были специфические  представления о природе и  судьбе души. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание  за прегрешения. Высшая цель жизни - освободить душу из телесной темноты и не допустить переселения ее в другое тело. Для достижения этой цели необходимо выполнять моральный кодекс “пифагорского образа жизни”.

Из учения о переселении душ  следовали и предписания, запрещающие  убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Многие весьма прохладно принимали  эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали и  приписывали иностранное влияние.

 

Связь философии  с математикой и вопрос о числовой структуре 

мироздания

Что же касается собственных  знаний, то Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах, начала геометрического истолкования числа и т.д.

Основная философская  направленность Пифагора состояла в  философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих  вещей и, следовательно, были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Вначале пифагорейцы формируют  сугубо конкретное физическое понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - начало и элемент всего сущего. Логическая основа этого представления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Отсюда представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник - есть первоисточник рождения и сотворения различных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способно устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пифагорском символе - пифагорская звезда, которая образована диагоналями правильного пятиугольника.

Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая теория»