Контрольная работа по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 06:45, контрольная работа

Описание

Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине. Из этого определения видно, что элементарной составляющей - своего рода «клеточкой» - рынка является сделка купли-продажи товара. Во второй половине XX столетия нормальный рынок - тот, который базируется на совокупности определенных институтов. В систему рыночных институтов входит, во-первых, правовая система. Во-вторых, в систему рыночных институтов входят органы государственного контроля и регулирования. В-тр

Содержание

1.Введение. 2 -3стр.
2.Вопрос № 1:
Рынок: содержание , функции, хозяйственный механизм. 4- 9 стр.
3.Вопрос № 2:
Государственная индексация и распределение доходов. 10-14 стр.
Кривая Лоренца.
4.Заключение. 15-16 стр.
5.Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

билет 1.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

      1.Введение.                                                                                                2 -3стр.

      2.Вопрос  № 1:

         Рынок: содержание , функции, хозяйственный  механизм.              4- 9 стр.

     3.Вопрос № 2:

        Государственная  индексация и распределение доходов.                 10-14 стр.

        Кривая  Лоренца.                                            

      4.Заключение.                                                                                         15-16 стр.

      5.Список литературы.                                                                             17 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

-1-

1.ВВЕДЕНИЕ.

        Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине. Из этого определения видно, что элементарной составляющей - своего рода «клеточкой» - рынка является сделка купли-продажи товара.                             Во второй половине XX столетия нормальный рынок - тот, который базируется на совокупности определенных институтов. В систему рыночных институтов входит, во-первых, правовая система. Во-вторых, в систему рыночных институтов входят органы государственного контроля и регулирования. В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов. Наконец, в систему рассматриваемых нами, институтов включается особая рыночная инфраструктура - совокупность предприятий, учреждений и организации, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность. В эту инфраструктуру входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и т.д. На протяжении всей истории существования рынка функции ему присуща тенденция к экспансии - территориальному расширению и увеличению сфер влияния. Эта тенденция является закономерным следствием роста производства товаров, углубления разделения труда, подъема благосостояния населения, а также совершенствования средств транспорта и связи. Различают местный, национальный и мировой рынок. Местный рынок - стартовая форма рыночной территории, обычно развивающаяся в пределах села, города. На доиндустриальной стадии производства местные рынки существовали в окружении преобладавшего натурального хозяйства.  Национальный (внутренний для страны) рынок образовался на индустриальной стадии производства. На этой стадии наряду с развитым товарным производством появились такие транспортные средства, которые соответствовали новым масштабам рыночного пространства. Усовершенствованные транспорт, связь и реклама помогли обеспечить выгодность реализации товаров во всех регионах страны. В итоге местные рынки стали органическими составными частями внутреннего рынка государства. Товары, выпускаемые в массовом масштабе в одном городе, стали продаваться зачастую во всех регионах страны.

-2-

В результате мощного  развития крупного машинного производства, появления крупного акционерного капитала, углубления международного разделения труда и появления современных средств транспорта и связи получил развитие мировой рынок. Сейчас жители, скажем, Европы хорошо знают товары, создаваемые в США, Японии и многих других странах. Мировой рынок уже давно снабжает все государства таким сырьем, как нефть, олово, каучук, пшеница, сахар, кофе, чай. Новейшие средства связи позволяют точно знать, что происходит с ценами на товары в разных частях земного шара. Стало возможно заключать торговые сделки, покупать иностранную валюту без того, чтобы контрагенты лично встречались друг с другом. Интернационализация рыночных связей привела к тому, что уровень мировых цен на товары и услуги стал важным ориентиром для хозяйственной деятельности подавляющего числа предпринимателей экономически развитых стран.Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, является одной из основных причин стагнации экономики России.  Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода, поскольку они, в конечном счете, являются единственным источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, социальной помощи.

 

 

-3-

2.Вопрос 1.РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ.

1.1 Рынок и  его содержание

    Рынок —  это  система  экономических отношений,   складывающихся  в   процессе   производства, обращения    и  распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок  развивается  вместе с развитием  товарного  производства,  вовлекая  в  обмен  не  только произведенные продукты, но  и  продукты,  не  являющиеся  результатом  труда (земля,  дикорастущий  лес).  В  условиях  господства  рыночных  связей  все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между  агентами  общественного  производства  в  форме купли-продажи, т. е. связь производителей  и  потребителей,  производства  и потребления. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве  продавцов и покупателей выступают  домохозяйства  (в  составе  одного  или  нескольких лиц),фирмы (предприятия),  государство.   Большинство   субъектов   рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.  Все  хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на  рынке,  образуя  взаимосвязанный  «поток» купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства  (земля,  труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими  из которых являются сами деньги.

      Рынок как самостоятельное образование включает три основных  элемента:

А) рынок товаров  и услуг. Б) рынок  труда. В) рынок  капитала. 

Все  эти  три  рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость  рынка  и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Важнейшим   условием   возникновения   рынка   является   общественное разделение   труда.   Посредством   разделения   труда   достигается   обмен деятельностью, в результате чего  работник  определенного  вида  конкретного труда  получает   возможность   пользоваться   продуктами   любого   другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения  рынка  является  специализация.

Специализация — форма общественного разделения труда  как  между 

-4-

различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного  процесса.  В  промышленности различают три  основные  формы  специализации 

а) предметную  (например, автомобильные,тракторные  заводы),

б)подетальную   (например,   завод   шарикоподшипников),

в) технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика).

      Улучшение,  совершенствование   производственного  профиля   предметно-специализированных  предприятий,  развитие  подетальной  и  технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых  стран  в  основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится  все  более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс  труда.  В  старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника  и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей  включают многие  тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют  обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда.  Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже,  как  правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене  плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений  людей в обществе.

Важной   причиной   возникновения    рынка    является    естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может  произвести  лишь  небольшое  количество  благ.  Ограничены  в обществе не только производственные возможности человека, но  и  все  другие факторы производства (земля, техника,  сырье).  Их  общее  количество  имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности  такого же производственного использования в  другой.  В  экономической  теории  это явление  получило  название  закона  ограниченных  ресурсов.  Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на  другой  через рынок.    Причиной формирования рынка является  и  экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно  распоряжаться результатами своего труда.    Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает,  какую  продукцию  выпускать, как ее производить,  кому  и  где  продавать. 

-5-

Адекватным  правовым  режимом состоянию    экономической    обособленности    является    режим    частной собственности.  Обмен  продуктами  человеческого  труда  в  первую   очередь предполагает   наличие   частной   собственности.   С   развитием    частной собственности развивалось и рыночное  хозяйство.  Наиболее  высокого  уровня частная  собственность  и  рыночные  отношения  достигли  при   капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они  создаются  и  приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов  от  ведения  собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в  кредитные  учреждения,  акции  и другие ценные бумаги.В дальнейшем  обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную  и  другие  формы  собственности.  Возникли кооперативы,   товарищества,   акционерные   общества,   государственные   и смешанные предприятия. Кроме  того,  причина  становления  рынка  кроется  и  в   возможности (свободе) для каждого экономического субъекта  обеспечивать  свои  интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу  хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное  регулирование хозяйства  неизбежно   в   любой   системе,   однако   чем   меньше   скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

1.2.Функции рынка

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет следующие функции:

1. Информационная , т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке.  Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает.Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. В условиях глубокого общественного разделения труда экономически обособленные производители должны найти друг друга и обменяться результатами своего труда. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и

-6-

экономическая связь между конкретными участниками  общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового  обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Стимулирующая. Стимулирование эффективного хозяйствования, рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма  равновесных цен:

а) максимально  оптимально формируются структурные  пропорции и объем производства;

б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов;

в) вырабатываются наиболее технологические способы  производства и достигается минимизация  издержек при высоком качестве продукции.

4. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономическая теория"