Контрольная работа по «Экономическая теория»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, контрольная работа

Описание

В «Современном экономическом словаре» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б.Стародубцевой конкуренция определяется как борьба между любыми экономическими субъектами (например, между производителями и/или продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. При этом главное значение конкуренции заключается в том, что она не только представляет собой цивилизованную форму борьбы за существование, но и является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночно

Содержание

Вариант № 17.
Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции …………………...3
Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса ………………...7
Контрольные тестовые задания …………………………………………………...12
Задача ……………………………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, вариант 17, ВЗФЭИ.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

      Министерство  образования и  науки РФ

      Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО

      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 

      Кафедра экономической теории 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

      по  дисциплине «Экономическая теория»

      с использованием компьютерной обучающей программы 

      Вариант № 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Липецк  – 2010

 

       План работы 

Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции …………………...3

Денежный  рынок: спрос и предложение денег, денежная масса ………………...7

Контрольные тестовые задания …………………………………………………...12

Задача  ……………………………………………………………………………….14

Список  литературы ………………………………………………………………...15

 

       Понятие и основные признаки совершенной  конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры

      совершенной конкуренции 

      В «Современном экономическом словаре» Б.А. Райзберга,                      Л.Ш. Лозовского и Е.Б.Стародубцевой конкуренция определяется как борьба между любыми экономическими субъектами (например, между производителями и/или продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. При этом главное значение конкуренции заключается в том, что она не только представляет собой цивилизованную форму борьбы за существование, но и является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике [7]. Как и многие другие экономические явления, конкуренция может существовать в нескольких видах. Различают два основных вида конкуренции:

      – совершенная,

      – несовершенная;

      Несовершенная конкуренция в свою очередь подразделяется учеными на:

      – монополистическую,

      – олигополистическую.

      Подробнее остановимся на совершенном виде конкуренции.

      Как отмечает М.И. Беляев, одним из первых понятие совершенной конкуренции дал основоположник политэкономии Адам Смит (1723-1790)                в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов».               Изложенная А. Смитом теория позднее была дополнена неоклассиками, которые рассмотрели ее именно в виде модели и назвали «совершенной»          (сам же ученый определял данный вид конкуренции как «свободную конкуренцию») [4].

      Для определения понятия «совершенная конкуренция» воспользуемся толкованием, предложенным доктором экономических наук, профессором             И.П. Николаевой. Итак, «совершенная конкуренция – «это идеальный образ конкуренции (именно поэтому её также называют «чистой», «идеальной»),           при которой на рынке функционирует множество продавцов и покупателей                 с равными возможностями и правами» [1: 156]. В такой ситуации ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж.

      Совершенная конкуренция имеет следующие  основные признаки.

      1. Многочисленность  субъектов рынка. 

      На  рынке действует большое число продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период).

      2. Однородность продукции. 

      Продукция, реализующаяся и покупаемая на рынке, гомогенна и неразличима. Вследствие указанной однородности основание для неценовой конкуренции отсутствует.

      3. Отсутствие контроля  над ценой. 

      Многочисленность  производителей и потребителей однородной продукции предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены: и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность.

      4. Отсутствие барьеров  при входе на  рынок и выходе  из него.

      Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.

      5. Полная информированность  участников рынка  о его текущем  состоянии. 

      Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации [1: 157-158].

      Важно отметить, что модель подлинно совершенной конкуренции может быть создана только при наличии всей суммы признаков [2: 139].

      Все ученые единогласны в том, что  в действительности ни один из существующих рынков (даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют) не может характеризоваться подобными признаками. В реальных условиях всегда действуют бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов всегда имеется доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены [1: 158].

      Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.

      Как и любая другая, рыночная структура  совершенной конкуренции обладает рядом преимуществ и недостатков. Среди основных преимуществ, как правило, называются следующие:

      1. Оптимальное ценообразование.

      Цена  в условиях совершенной конкуренции  устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для  потребителя и предельными издержками для производителя. Таким образом, одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

      2. Производственная  эффективность: P = ACmin

      Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным  способом.

      3.Оптимальное  распределение ресурсов.

      Условие равновесия конкурентной отрасли равносильно  тождеству спроса и предложения  на данный продукт (так как МС = MR, то S = D).         Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

      4.Способность  к саморегулированию.

      Свободный рынок автоматически приводит экономику  в состояние оптимума, осуществляя  регулировку путем переливов  труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления [1: 174-175].

      Как отмечалось выше, рыночная структура  совершенной конкуренции не лишена и недостатков. Среди них можно назвать следующие:

  1. Исходя из платежеспособных потребностей и распределения денежных доходов, которые сложились ранее, совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенство результатов.
  2. Учитывая лишь те издержки, которые окупаются фирмами, совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, противопожарная безопасность, охрана общественного порядка и т.д.). Эту задачу призвано решить государство.

      3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства, характерное для рынка совершенной конкуренции, зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов.

      4. Экономия на масштабах производства в условиях чистой конкуренции часто бывает доступна только крупным фирмам, а это приводит к тому, что малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику.

      5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции [1: 175-176].

 

      

      Денежный  рынок: спрос и предложение денег, денежная масса 

      Деньги  нередко называют «языком рынка». Действительно,                            для понимания функционирования экономики нет ничего более важного, чем деньги. Именно поэтому так необходимо ясное понимание сущности и функций денег, а также законов формирования спроса и предложения на данный специфический вид товара.

      В обращении мировой экономической системы находится огромное количество денежных средств. При этом они могут выступать как в виде наличных денег, так и в виде ценных бумаг или иных безусловных денежных обязательств. «Совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент представляет собой денежную массу» [3: 156]. Критерием структурирования денежной массы является степень ее ликвидности, т.е. «способности быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости или с минимальными издержками» [3: 156]. Так, высоколиквидными активами являются банковские депозиты до востребования, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. По мере снижения ликвидности в состав компонентов денежной массы последовательно включаются активы, все в меньшей мере способные выполнять функцию средства платежа. Таким образом, структура денежной массы характеризуется денежными агрегатами, т.е. «видами (группами) денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности» [7]. Денежные агрегаты расположены по мере их укрупнения (каждый предыдущий агрегат включается в последующий). Состав и структура агрегатов денежной массы в разных странах различны и определяются особенностями национального денежного рынка и характером проводимой денежной политики. Так, в России для измерения денежной массы используются следующие денежные агрегаты: МО, М1, М2, МЗ.

      Денежный  агрегат МО – это наличные деньги (бумажные и металлические) в обращении. В России по сравнению со странами с развитыми рыночными отношениями велика доля наличных денег в общей денежной массе (доля МО в М2 в 1997 г. в России составляла 35%).

Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая теория»