Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, контрольная работа
В «Современном экономическом словаре» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б.Стародубцевой конкуренция определяется как борьба между любыми экономическими субъектами (например, между производителями и/или продавцами) за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод. При этом главное значение конкуренции заключается в том, что она не только представляет собой цивилизованную форму борьбы за существование, но и является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночно
Вариант № 17.
Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции …………………...3
Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса ………………...7
Контрольные тестовые задания …………………………………………………...12
Задача ……………………………………………………………………………….14
Список литературы ………………………………………………………………...15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
с
использованием компьютерной
обучающей программы
Вариант
№ 17
Липецк – 2010
План работы
Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции …………………...3
Денежный рынок: спрос и предложение денег, денежная масса ………………...7
Контрольные тестовые задания …………………………………………………...12
Задача
………………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………………...15
Понятие и основные признаки совершенной конкуренции. Преимущества и недостатки рыночной структуры
совершенной
конкуренции
В
«Современном экономическом словаре»
Б.А. Райзберга,
– совершенная,
– несовершенная;
Несовершенная конкуренция в свою очередь подразделяется учеными на:
– монополистическую,
– олигополистическую.
Подробнее остановимся на совершенном виде конкуренции.
Как отмечает М.И. Беляев, одним из первых понятие совершенной конкуренции дал основоположник политэкономии Адам Смит (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Изложенная А. Смитом теория позднее была дополнена неоклассиками, которые рассмотрели ее именно в виде модели и назвали «совершенной» (сам же ученый определял данный вид конкуренции как «свободную конкуренцию») [4].
Для
определения понятия «
Совершенная конкуренция имеет следующие основные признаки.
1. Многочисленность субъектов рынка.
На рынке действует большое число продавцов и покупателей. В силу этого совершаемые продавцом продажи (или потребителем покупки) ничтожно малы по сравнению с совокупным объемом рынка (менее 1% продаж или покупок за любой период).
2. Однородность продукции.
Продукция, реализующаяся и покупаемая на рынке, гомогенна и неразличима. Вследствие указанной однородности основание для неценовой конкуренции отсутствует.
3. Отсутствие контроля над ценой.
Многочисленность производителей и потребителей однородной продукции предопределяет, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены: и покупатели, и продавцы являются ценополучателями, они «соглашаются» с ценой, принимают ее как данность.
4. Отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе из него.
Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – покидать чисто конкурентные рынки (отрасли). Не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках. Отсутствие барьеров означает, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой.
5. Полная информированность участников рынка о его текущем состоянии.
Исчерпывающая информация о ценах, технологии, спросе и предложении товаров, норме прибыли доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. Решения принимаются покупателями и продавцами в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации [1: 157-158].
Важно отметить, что модель подлинно совершенной конкуренции может быть создана только при наличии всей суммы признаков [2: 139].
Все ученые единогласны в том, что в действительности ни один из существующих рынков (даже наиболее похожие на совершенную конкуренцию рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют) не может характеризоваться подобными признаками. В реальных условиях всегда действуют бюрократические или экономические ограничения на вхождение в отрасль и открытие бизнеса. Существует множество торговых марок, дифференцирующих товары. Даже при наличии в отрасли множества продавцов всегда имеется доминирующая фирма, обладающая рыночной властью и диктующая цены [1: 158].
Таким образом, перечисленные условия являются в значительной степени допущениями, которые полностью никогда не исполняются в реальном мире.
Как
и любая другая, рыночная структура
совершенной конкуренции
1. Оптимальное ценообразование.
Цена
в условиях совершенной конкуренции
устанавливается на уровне, определяемом
предельной полезностью блага для
потребителя и предельными
2. Производственная эффективность: P = ACmin
Равенство
цены и минимальных средних издержек
показывает, что производство в условиях
совершенной конкуренции
3.Оптимальное распределение ресурсов.
Условие равновесия конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (так как МС = MR, то S = D). Значит, фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
4.Способность к саморегулированию.
Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления [1: 174-175].
Как отмечалось выше, рыночная структура совершенной конкуренции не лишена и недостатков. Среди них можно назвать следующие:
3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства, характерное для рынка совершенной конкуренции, зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов.
4. Экономия на масштабах производства в условиях чистой конкуренции часто бывает доступна только крупным фирмам, а это приводит к тому, что малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику.
5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продукции [1: 175-176].
Денежный
рынок: спрос и предложение
денег, денежная масса
Деньги
нередко называют «языком рынка».
Действительно,
В обращении мировой экономической системы находится огромное количество денежных средств. При этом они могут выступать как в виде наличных денег, так и в виде ценных бумаг или иных безусловных денежных обязательств. «Совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент представляет собой денежную массу» [3: 156]. Критерием структурирования денежной массы является степень ее ликвидности, т.е. «способности быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости или с минимальными издержками» [3: 156]. Так, высоколиквидными активами являются банковские депозиты до востребования, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию. По мере снижения ликвидности в состав компонентов денежной массы последовательно включаются активы, все в меньшей мере способные выполнять функцию средства платежа. Таким образом, структура денежной массы характеризуется денежными агрегатами, т.е. «видами (группами) денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности» [7]. Денежные агрегаты расположены по мере их укрупнения (каждый предыдущий агрегат включается в последующий). Состав и структура агрегатов денежной массы в разных странах различны и определяются особенностями национального денежного рынка и характером проводимой денежной политики. Так, в России для измерения денежной массы используются следующие денежные агрегаты: МО, М1, М2, МЗ.
Денежный агрегат МО – это наличные деньги (бумажные и металлические) в обращении. В России по сравнению со странами с развитыми рыночными отношениями велика доля наличных денег в общей денежной массе (доля МО в М2 в 1997 г. в России составляла 35%).
Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая теория»