Контрольная работа по «Экономической теории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

Работа состоит из  1 файл

мое Вариант2 экономич теория.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой элас­тичности спроса по цене) кривая спроса (или линия цены) монополисти­ческого конкурента имеет отрицательный наклон, как и у монополии. Со­ответственно отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке 1/2 Q. Средние и пре­дельные издержки (АС и МС) монополистического конкурента изменяются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что и в условиях обычной монополии (рис. 1.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1   Краткосрочное равновесие монополистического    конкурента

(затененным прямоугольником показана

величина сверхприбыли   монополистического

конкурента, обладающего некоторой властью

над ценой)

 

 

 

 

 

Из рисунка видно, что гра­фическое изображение монопо­листического конкурента анало­гично положению фирмы-моно­полиста. Ведь, внедряясь на ры­нок с новой разновидностью продукта, производитель зани­мает на нем определенную нишу. В пределах дифференциа­ции (т. е. отличий, самобытнос­ти) своего продукта он монопо­лист, но в рамках всей отрасли -конкурент. Именно высокая кон­курентность рынка данной мо­дели и довольно узкие возмож­ности монополистического по­ведения ограничивают получе­ние фирмой сверхприбыли крат­косрочным периодом. Поэтому для монополистического конкурента с диф­ференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхпри­были в долгосрочном периоде (рис. 1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Рис.  1.2. Долгосрочное равновесие

Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический кон­курент получает только нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.

Почему же получение сверхприбыли не характерно для монополисти­ческого конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов, как было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего, тем, что они производят, в сущности, один и тот же товар: нали­чие дифференциации, т. е. отличи­тельных особенностей, не меняет ос­новного содержания продукта. На­пример, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или само­довольный  «дутыш».

С другой стороны, данная модель              монополистического    конкурента рынка предполагает ценовую конку­ренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь рас­ширить рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.

Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть связаны с сокращением предельных издержек, а это, в свою очередь, зависит от усо­вершенствования или внедрения новых технологий. Финансирование науч­ных разработок и их внедрение - дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценово­го соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепро­дажное обслуживание, маркетинговые исследования и т. п. - все это инст­рументы неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и расширить его. Вот уж поис­тине - «реклама - двигатель торговли!».

Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конку­рентом сверхприбыли, - невысокие барьеры вступления в отрасль. Укреп­ляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмент за счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразится на их прибыли. К тому же новую марку (новую особенность) продукта со­здать куда проще, чем принципиально иной продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке в условиях монополистической конкуренции - явление более частое, чем в условиях олигополии. Его частота сокращает продол­жительность получения сверхприбыли монополистическими конкурентами.

На графике (рис. 1.2) показан результат разнонаправленного движения в долгосрочном периоде кривых спроса и средних издержек. Кривая спро­са D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие внедрения в от­расль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая сред­них издержек перемещается вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверхприбыль исчезает, моно­полистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производственных мощностей - в точке долгосрочного равновесия Е1 средние издержки не достигли своего минимума AC min Цена на его продукцию (Р1) установилась на более высоком уровне, чем тот, который наблюдался бы при совершенной конкуренции. Но это - плата за разнооб­разие, за возможность выбора богато дифференцированного спектра това­ров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.

Итак, в отличие от монополии и олигополии, монополистическая кон­куренция характеризуется относительно невысокими барьерами вступления в отрасль и множественностью производителей. Эти условия определяют высокую степень соперничества между монополистическими конкурента­ми, ослабляя их власть над ценой. Поэтому ценообразование в данной мо­дели рынка больше конкурентное, чем монополистическое. Цены в усло­виях монополистической конкуренции несут в себе более точную рыноч­ную информацию: они подвижны и не завышены так, как в условиях оли­гополии и монополии. Из этого следует, что монополистическая конкурен­ция с дифференциацией продукта приводит к меньшим потерям в ренте потребителя и меньшему «мертвому убытку» (чистым потерям) общества, чем другие типы рынка несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Эластичность спроса населения на данный товар по цене (-0,3). Эластичность спроса по уходу доходу 0,6. На сколько % изменится объем спроса на данный товар, если цена повысится на 5%, а доходы населения увеличатся на 2%. Общий уровень цен остается неизменным.

 

 

Решение: Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности.

Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1)

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой.

В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса  на товар - это процентное соотношение между изменением в  цене или доходе и изменением спроса.

      Эластичность спроса по цене - она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спро­са (рис. 5.6). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продав­цам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе­ство проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопро­вождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в.  Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

Рис. 5.6. Эластичность спроса

 

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент элас­тичности спроса в зависимости от цены представляет собой отно­шение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 5.6а), мы гово­рим о единичной эластичности спроса (ED = 1). Когда снижение цены вы­зывает меньший рост спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (ED< 1). Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической тео­рии принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не при­нимая во внимание знак «минус».1

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие тохаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме­том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодопол­няемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товару:

При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фото­пленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной элас­тичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных това­ров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе при­водит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, и к сниже­нию их цен.

 

 

1 Например, повышение цен на яблоки на 10% вызвало уменьшение спроса на 5%. Коэффициэнт эластичности равен: (-5%)/ 10%= -0.5. Но нас будет интересовать абсолютное значе­ние, которое равно 0.5.

 

 

 

-

 

Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособ­ный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы гово­рим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хо­рошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

 

2

 



Информация о работе Контрольная работа по «Экономической теории»