Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Описание

Хозяйствующий субъект — это лицо которое самостоятельно организует свою деятельность и несёт полную ответственность за риск возникающий от его деятельности.
В условиях рынка различают сферу производства и сферу обращения, поэтому все хозяйствующие субъекты выступают в роли и продавцов и покупателей.

Содержание

1. Рациональное поведение хозяйствующих субъектов 3
2. Эластичность спроса по доходу 13
3. Рыночное равновесие 19

Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика.doc

— 521.00 Кб (Скачать документ)

Проблемами сущности, содержания и особенностей рационального поведения хозяйствующих субъектов занимаются многие отечественные ученые.

 Следует отметить, что в советский  период теория экономического  поведения организации, как и  политическая экономия социализма  в целом, была единой для всех и не подлежащей критике. Методически она основывалась на утрированных экономических положениях марксизма-ленинизма. Предполагалось, что хозяйствующие субъекты не обладали практически никакой экономической свободой, а их экономическое поведение должно полностью соответствовать плановым заданиям, поступающим «сверху», из отраслевых министерств и ведомств. Такого рода упрощенное представление об рациональном поведении,  можно назвать «механистическим». В советской экономике любое предприятие рассматривалось не как сложный механизм, имеющий собственные параметры экономической свободы, активности и эффективности, а как механизм, своего рода «винтик», безликая часть народнохозяйственной системы в целом. Любые попытки повысить степень свободы экономического поведения хозяйствующих субъектов в СССР (НЭП первой половины 1920-х г.г., реформа А. Косыгина конца 1960-х г.г.) носили кратковременный характер и, в конечном итоге, приводили еще к большему ужесточению директивно-плановых институтов.

 В современной российской экономической науке диапазон подходов к пониманию сущности и оптимальной модели экономического поведения хозяйствующих субъектов достаточно обширен. С определенной долей условности можно выделить два экономико-теоретических направления: либеральное (Е.Т. Гайдар, А.Н. Илларионов, Е.Г. Ясин и др.) и школу «экономики переходного периода» (Г.Б. Клейнер, Л.П. Кураков, Д.С. Львов и др.).

 Либеральное направление отечественной  экономической мысли в целом  продолжает идеи современной  неоклассической школы и пытается перенести их на российскую почву. В рамках данного направления декларируется максимальная свобода экономического поведения хозяйствующих субъектов, которая, по мнению теоретиков данного направления, является важнейшим фактором долгосрочного и устойчивого экономического роста. Ни либеральная, ни неоклассическая модель экономического поведения хозяйствующих субъектов в чистом виде не применима для России, экономика которой характеризуется совершенно иными, чем, например, в США или государствах Западной Европы, институциональными и национально-ментальными условиями развития.

 Школа «экономики  переходного периода» достаточно  многообразна. Тем не менее, можно  выделить некоторое общее ядро  всех отечественных экономистов,  исследующих специфические проблемы формирования рыночных отношений в России и ее регионах – при анализе и поиске рациональной модели экономического поведения хозяйствующих субъектов они руководствуются преимущественно методологическим инструментарием институциональной и неоинституциональной экономической теорий. Для получения достоверной картины экономического поведения хозяйствующих субъектов целесообразно комплексное, системное использование всех имеющихся групп методов научных исследований.

 

 

 

 

2. Эластичность спроса по доходу.

Эластичность - одна из самых  важных категорий экономической  науки. Впервые она была введена  в экономическую теорию А.Маршаллом  и представляет собой выраженное в процентах изменение одной  переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменению его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию,  имеет возможность увеличить выручку от её продажи. Однако в действительности, так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта. Поэтому понятие эластичности играет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены. Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономически переменные. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение изменения спроса на товар к изменению доходов потребителей3.   Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:

,   (1)

где  I - первоначальный размер доходов потребителей;

     ∆I - величина, на которую возросли или уменьшились доходы по сравнению с первоначальным уровнем;

     Q - первоначальный уровень спроса, т.е. количество продукции данного вида, выкупаемое потребителями при первоначальном размере их доходов;

  ∆ Q - величина изменения спроса на данный товар, вызванного изменением доходов потребителей.

Если εi < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если εi > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы:

  1. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < εi < 1) и потому имеет предел насыщения.
  2. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (εi > 1) и потому не имеет предела насыщения.
  3. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (εi = 1), называют товарами “второй необходимости”.4

Следует отметить, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

Практически значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается  в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в состоянии застоя, или умирающие. Чем выше в отрасли относительная эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента εi  темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства,  свидетельствуют о стабильности в отрасли, а отсутствие - о застое. И наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу, для классификации предприятий, их групп или отраслей, в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет увидеть состояние экономики в целом.5

Обследования, проведенные  в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при увеличении дохода. Рассмотрим факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу, с помощью так называемых кривых Энгеля.

Зависимость объема спроса на товары от дохода потребителя  в условиях стабильных цен, представленная в графическом виде, называется кривой Энгеля.

Знаменитый немецкий статистик Эрнст Энгель (1825 – 1896), работая над статическими данными  разных лет и разных стран, заметил  постепенное уменьшение относительной  доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Можно привести его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития».

На основе анализа  взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно  сказать, что при предположении  о неизменности цены, расходы на приобретения благ напрямую зависят от уровня дохода потребителя.

По Энгелю все  блага можно разделить на три  категории6:

1) Блага, на  которые увеличение (уменьшение) спроса  превышает увеличение (уменьшение) дохода, называются предметами роскоши εi >1.

2) Блага, спрос  на которые с ростом доходов  снижается, называются низкокачественными  товарами 0< εi <1.

3) Блага, кривая  спроса на которые при увеличении  дохода (выше среднего) становится  более пологой, называются нормальными  товарами εi <0.

Итак, кривая Энгеля – это кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости  от роста дохода, она полезна при  определении степени влияния  на спрос дохода и изменений в  относительных ценах.(рис. 1 а,б,в).

 


Кривая на рис. 1,а отображает зависимость величины спроса Q товара Х от дохода I. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения I превосходят приращения Qx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.

Кривая на рис. 1,б характерна для эластичных товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже I'. Если доход достигает величины I, то по мере роста I приращения Qx значительно превосходят приращения I, и кривая резко поднимается вверх.

Кривая на рис. 1,в описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины I", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, Qx подобных товаров сокращается.

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом таких товаров, как хлеб и картофель, εi высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния.

Таким образом, знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. Кривые Энгеля, в свою очередь, как раз являются эффективным методом их анализа. Если экономика переживает подъем и средние доходы потребителей возрастают, то отраслям, производящим товары с эластичностью больше 1 предстоит расширение, а отрасли с εi <0 могут столкнуться с серьезными трудностями. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Рыночное равновесие

Товары и услуги продаются  не по ценам спроса, и не по ценам  предложения, а по ценам рыночного  равновесия. В разные времена экономисты давали различные ответы на вопросы, что это за цены и на каком уровне они устанавливаются, чем определяются. Представители классической политэкономии XVIII и начала XIX века отводили особую роль предложению, полагая, что цены основываются на издержках производства. Школа маржиналистов, сформировавшаяся во второй половине XIX века,  делают акцент на спросе, который предъявляют потребители на рынке, покупая товар по ценам, равной их предельной (конечной) полезности. Однако, в конце  XIX века основоположник неоклассического направления и выдающийся английский экономист А.Маршалл доказал, что в формировании рыночной цены одновременно участвуют и спрос и предложение. Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная цена (РE) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил7.

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.


.

Рыночное равновесие определяется координатами точки пересечения  линий DD и SS, которым соответствуют объем QE и цена PE- Их называют соответственно равновесным объемом (QE = QD = QS) и равновесной ценой (РS = РD - РS)

Пусть, например, реальная рыночная цена будет несколько выше равновесной, скажем, P1. При такой цене объем спроса составит, очевидно, QD1, тогда как объем предложения - QS1.

В этом случае избыток  предложения (QS1 - QD1 ) будет оказывать понижающее давление на цену P1. Если же реальная рыночная цена окажется ниже равновесной, скажем на уровне P2, объем спроса QD2 окажется выше объема предложения QS2. Здесь избыток спроса (QD2 - QS2) будет оказывать повышающее давление на цену P2. В первом случае это давление будет оказываться через конкуренцию продавцов, во втором - через конкуренцию покупателей. Отметим, что одно и то же лицо может выступить как покупатель при цене P2 и как продавец того же товара при цене P1. Такой подход к описанию равновесия часто называют равновесием по Вальрасу. Существует, однако, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршаллу8. Суть его в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения, а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"