Контрольная работа по "Макроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание

Совокупный спрос (агрегатный спрос, макроэкономический спрос) [aggregate demand]— совокупный объем товаров и услуг, которые желают приобрести потребители в стране при данном уровне цен. Другое, равноценное, определение: уровень расходов на товары и услуги, планируемых населением для данного уровня совокупного дохода. Кривая С. с. обычно имеет отрицательный наклон, определяемый тем, что в целом (за незначительными исключениями) в ответ на рост цен спрос падает, и наоборот.

Содержание

Теоретическая часть

1. Компоненты совокупного спроса: потребление, сбережение и инвестиции: их взаимосвязь 3

2. Спрос на деньги и факторы, определяющие спрос на деньги 13

Практическая часть

Задача 1. № 3.1 19

Задача 2. № 6.6

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 118.88 Кб (Скачать документ)

 При  анализе инвестиций необходимо  различать автономные и производные  (индуцированные) инвестиции. Автономные  инвестиции — это инвестиции, не зависящие от уровня дохода (ВНП); производные инвестиции —  это инвестиции, величина которых  зависит от величины ВНП. В  данной теме рассматриваются  автономные инвестиции, т.е. мы  будем исходить из того, что,  в отличие от потребления, инвестиционный  спрос непосредственно не зависит  (или зависит очень слабо) от  текущего дохода.

 Основные  факторы, влияющие на инвестиционный  спрос, — это ожидаемая норма  прибыли (Np) и уровень банковского процента (i).

 Цель  инвестирования — получение прибыли  в будущем. Очевидно, что чем  выше ожидаемая прибыль, тем  больше спрос на инвестиции. С  другой стороны, при принятии  решений о целесообразности вложения  капитала, инвестор учитывает альтернативные  возможности его применения. Располагая  определенной суммой денег, инвестор  всегда решает для себя, что  выгоднее: вложить деньги в приобретение, например, оборудования или поместить  деньги в банк. Решение его  будет зависеть от уровня банковского  процента. Чем выше процент, тем привлекательнее банковские вложения, и наоборот.

Общий спрос на инвестиции представляет собой  сумму всех планируемых инвестиций.

Разберем  следующий пример. Предположим, что  имеются три инвестиционных проекта.

Проект Сумма необходимых инвестиций (млн.руб.) Ожидаемая норма прибыли, (%)
Первый 100 12
Второй 150 10
Третий 200 8
 

Допустим  далее, что ставка банковского процента равна 7%. В этом случае оказываются  выгодными все проекты, так как  ожидаемая норма прибыли во всех проектах больше банковского процента. Суммарный спрос на инвестиции составит 450 млн. руб. (100 + 150 + 200). Если же ставка процента будет равна 9%, то третий проект окажется невыгодным, и спрос на инвестиции составит 250 млн. руб. (100+150); если ставка процента - 11%, то выгодным окажется только первый проект, и спрос будет равен 100 млн. и т.д. Спрос на инвестиции предъявляется до тех пор, пока норма  ожидаемой прибыли выше ставки процента. Эту зависимость инвестиционного  спроса от уровня банковского процента описывает кривая спроса на инвестиции.

График спроса на инвестиции.

Кривая  спроса на инвестиции отлого опускается вниз и отражает обратную зависимость  между ожидаемой нормой прибыли, ставкой процента и совокупной величиной  требуемых инвестиций.

 Помимо  ожидаемой нормы прибыли и  ставки процента, на инвестиционный  спрос могут влиять и другие  факторы, под действием которых  кривая спроса на инвестиции  будет сдвигаться. К числу таких  факторов относятся:

  • издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, оборудования и т.п. Рост этих издержек будет снижать норму прибыли, и кривая спроса на инвестиции сместится влево;
  • налоги на предпринимателей. Высокие налоговые изъятия снижают доходность инвестиций и их величину. Кривая спроса на инвестиции смещается влево. Снижение налогов ведет к обратному результату;
  • изменения в технологии производства. Научно-технические достижения служат важным стимулом осуществления инвестиций, повышают спрос на инвестиции и сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо;
  • ожидания производителей в отношении рыночной конъюнктуры: спроса на товары и услуги, изменение цен и т.п. Оптимистические ожидания сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо, пессимистические — влево;
  • общая социально-экономическая обстановка в стране, переживаемая фаза цикла, устойчивость правовых норм и др.

Рост  инвестиций, повышая совокупный спрос, ведет к росту национального  объема производства (ВНП). При этом инвестиционные расходы увеличивают  объем производства на величину, большую, чем сами инвестиции. Здесь срабатывает  так называемый мультипликационный эффект (эффект множителя) — способность  расходов вызывать прирост доходов (ВНП) больший, чем вызвавшие этот прирост расходы.

Объяснить суть мультипликационного эффекта  можно на следующем примере.

Предположим, что предприниматель решил вложить 10000 ден. ед. в совершенствование своего производства. В результате поставщики строительных материалов, оборудования, рабочие, занятые строительно-монтажными и т.п. работами, получили дополнительный доход, равный 10000 ден.ед. Будем исходить из того, что предельная склонность к потреблению (МРС) постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики, рабочие из полученного дохода в 10000 ден.ед. израсходуют на потребление 8000 ден.ед., увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дохода израсходуют 6400 (0,8 x 8000) ден.ед., сформировав доход третьих лиц на уровне 6400 ден.ед. и т. д.

«…принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким  образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального  дохода, способны вызвать колебания  совокупной занятости и дохода, которые  характеризуются гораздо большей  амплитудой».  (Дж. М. Кейнс)

Таким образом, исходные 10000 ден.ед. вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы в [1 + (0,8) + (0,8)2 + (0,8)3 + ... ] раз.

 Данное  выражение представляет собой  сумму членов убывающей геометрической  прогрессии, которая равняется: [1:(1-0,8)] = 1: 0,2 = 5.

 Отсюда: первоначальный расход в 10000 ден.ед. превратился в сумму доходов, равную 10000 x 5 = 50000 ден.ед.

 Поскольку  0,8 - это предельная склонность  к потреблению (МРС), то (1- 0,8) - это  предельная склонность к сбережению (МРS).

 Коэффициент,  характеризующий степень изменения  дохода (ВНП) в результате изменения  инвестиций, называется инвестиционным  мультипликатором.

Инвестиционный мультипликатор ( ) - отношение изменения величины ВНП к инвестициям, вызвавшим это изменение; равен величине, обратной предельной склонности к сбережению:

В нашем  примере инвестиции, равные 10000 ден.ед., привели к увеличению ВНП на 50000 ден.ед.

Таким образом, в силу действия мультипликативного эффекта прирост ВНП в результате увеличения инвестиций будет больше, чем сами инвестиции:

∆GNP = I х

Однако  надо иметь в виду, что мультипликатор действует в обоих направлениях, и снижение инвестиций приведет к  падению ВНП на величину, большую, чем сокращение инвестиции.

1. Потребление  и сбережения есть функции  дохода. По мере роста доходов  доля потребления сокращается,  а доля сбережений растет. Автономное  потребление — это потребление,  независимое от уровня дохода. Уровень потребления и сбережений характеризуется следующими показателями: средняя склонность к потреблению — доля дохода, направляемая на потребление, в общем доходе; средняя склонность к сбережению — доля дохода, направляемая на сбережение, в общем доходе; предельная склонность к потреблению — отношение изменения объема потребления к изменению дохода; предельная склонность к сбережению — отношение изменения в сбережениях к изменению дохода.

2. Инвестиционный  спрос зависит от ожидаемой  нормы прибыли (прямая зависимость)  и уровня банковского процента (обратная зависимость) и практически  не зависит от величины текущего  объема национального производства (доходов). Изменения в инвестициях  приводят к изменениям в ВНП  (доходах), большим, чем величина  инвестиций, вызвавшим эти изменения.  Способность расходов вызывать  большее изменение доходов, чем  сами расходы, называется мультипликационным  эффектом. Инвестиционный мультипликатор  равен величине, обратной предельной  норме сбережений. Прирост ВНП,  вызванный инвестициями, равен величине  инвестиций, умноженной на инвестиционный  мультипликатор.

 

Спрос на деньги и факторы, определяющие спрос  на деньги.

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое  хотело бы иметь население и государство  для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий  спрос - потребность покрытия текущих  расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный  необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие  доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный  ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

В теории денег традиционно существуют два  основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М  — количество денег, находящихся  в обращении; V — скорость обращения  одной денежной единицы в среднем  за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

В современных  теориях спроса на деньги в числе  факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных  финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег  учитывает фактор инфляции, четко  разграничивая при этом такие  понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

Ценообразование на рынке складывается в зависимости  от спроса и предложения — важнейших  экономических рычагов рыночной экономики.

Спрос. Спрос — это потребность в  товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими  платежными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком  количестве; на стороне спроса —  деньги. На рынке покупатели (потребители) хотят купить товар и удовлетворить  свою потребность. Спрос покупателей  на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера  рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (товаров-заменителей) и др. Но главным  фактором, определяющим спрос, является цена (покупатели всегда хотят купить товар дешевле, а продавцы — продать  дороже). Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение  между рыночной ценой товара и  величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Ее графическое изображение представлено на рисунке.

 График спроса.

D —  спрос;

Р — цена товара;

Q —  количество товара.

Если  цены растут, то спрос уменьшается.

Предложение. Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель  желает продать на рынке. Предложение  показывает, какая и в каком  количестве произведена продукция, которую производитель желает продать  на рынке. На стороне предложения  — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения.

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономика"