Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа
Определяющей целью курсовой работы является, прежде всего, изучение института корпорации в условиях современной, динамично развивающейся рыночной экономики. Исходя из указанной цели работы, необходимо решить ряд задач, среди которых:
1) рассмотреть экономическую сущность корпорации как института
2) изучить роль корпорации в условиях современной экономики России.
3) проанализировать деятельность международных корпораций, их влияние на формирование структуры мирового хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………....3
1 Понятие, виды и общие аспекты деятельности корпораций в России…….....5
1.1 Корпорация как экономико-правовая категория………………………….....5
1.2 Корпорация как институт экономики России……………………………....12
2. Международные корпорации как движущая сила в мировой экономике..…24
2.1 Роль международных корпораций в мировом хозяйстве…………………..24
2.2 Внешняя политика корпораций на примере транснациональных корпораций США…………………………………………………………………………….…29
Заключение………………………………………………………………….…….33
Список использованных источников…………………………………………….34
- Региональная – корпорация, в состав которой входят компании, зарегистрированные на территории одного региона. Например, ФПГ "Сибирь", ОАО "Алмазы России – Саха" ОАО "Мосэнерго" и др.
- Предприятие – корпорация, представляющая собой самостоятельный территориально обособленный имущественно-хозяственный комплекс, не являющаяся объединением нескольких юридических лиц. Например, ОАО "Волжский трубный завод", ОАО "Москабельмет" и др.
б) по типу объединения капитала:
- Ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
- Конгломерат – одна из форм союза, объединения разнопрофильных фирм, оперирующих на разных секторах рынка. В условиях конгломерата сохраняется высокая степень самостоятельности входящих в него фирм и децентрализация управления.
- Консорциум – временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
- Концерн – крупное объединение компаний, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности, с сохранением юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур.
- Синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
- Трест – объединение компаний, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра. В России наиболее распространены строительные тресты.
- Холдинг – совокупность холдинговой компании, владеющей контрольными пакетами акций и управляющей или контролирующей деятельность других (дочерних) компаний с целью осуществления контроля над их операциями.
в) По целям создания:
- Некоммерческие – корпорации, не рассчитанные на получение прибыли. Это обычно правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные и другие подобные институты.
- Коммерческие – созданные для извлечения прибыли в ходе осуществления деятельности.[5]
Переход экономики России на рыночные основы потребовал теоретического переосмысления механизма функционирования государства в системе хозяйственных отношений. До недавнего времени рыночные и плановые методы управления хозяйственной деятельностью противопоставлялись как взаимоисключающие друг друга. Сегодняшняя задача состоит в гармонизации обоих механизмов. Изменения, проходящие в экономике России с начала 2000 года показывают, что государство начало активизироваться и укреплять свои позиции в системе хозяйственных отношений. Задача государства на обозримое будущее видится в создании рыночных механизмов для управления сложно структурированной хозяйственной деятельностью. На сегодняшний момент, данный процесс осуществляется посредством создания госкорпораций.[15] В настоящее время понятие «госкорпорация» не имеет четкого теоретического определения. Однако можно проследить его появление: впервые данное понятие встречается в законе «О некоммерческих организациях» в 1999 году. Государственной корпорацией «…признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций»[1]
Анненков М.Е. отмечает: «Государственная корпорация: 1) не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное; 2) может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует данным целям; 3) обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации; 4) ГК создается на основании федерального закона; 5) На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) 6) при ликвидации государственной корпорации оставшееся имущество согласно п. 3 ст. 20 Федерального Закона может быть передано Российской Федерации. Следовательно, в этом случае имущество возвращается к собственнику - Российской Федерации - как при ликвидации учреждения, созданного государством..»[13]
Рассматривая причины столь кардинального усиления внимания государства к созданию государственных корпораций, следует выделить следующие основные факторы. Во-первых, существенно усилился дисбаланс между обновленным (расширенным) составом приоритетных задач социально-экономического развития (диверсификация экономики, переход к инновационному типу развития) и имеющимися в распоряжении государства инструментами их решения. Торможение и выхолащивание разумных инициатив по совершенствованию инструментов реализации экономической политики в ходе межведомственных согласований, низкая эффективность администрирования применения многих из существующих инструментов привели к сдвигу от совершенствования косвенных инструментов стимулирования экономического роста, развития институциональной среды к расширению и усилению механизмов прямого воздействия государства. Во-вторых, недостаточное качество административной системы, ее преимущественная ориентированность на решение текущих задач, проблемы в формировании и осуществлении системы мер по развитию новых секторов экономики обусловили потребность в формировании дополнительных субъектов реализации государственной политики, определенной трансформации отдельных ведомств для решения долгосрочных задач. Выбор организационно-правовой формы «государственная корпорация» определялся в ряде случаев возможностями наделения соответствующих субъектов полномочиями, функциями органов государственного управления вне рамок стандартных процедур реформирования административной системы. И наконец, в-третьих, значимым фактором «переключения» внимания государства на создание государственных корпораций представляется ограниченность времени до вероятной смены (репозиционирования) властных элит в сочетании со стремлением в этих условиях дополнительно зафиксировать отдельные приоритеты в государственной политике, сформировать под них необходимые имущественно-финансовые заделы.[10]
В мировой практике хозяйствующие субъекты называются «статутными корпорациями», поскольку для каждой пишется особый закон (статут). Для корпораций определяется правовое поле[8] (Рисунок 2)
Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ
Кодексы и Законы РФ
Нормативно-правовые
документы органов
3 уровень
1 уровень
2 уровень
Рисунок 2 – Правовое поле корпораций[8]
Под каждую новую структуру принимается отдельный закон. В каждой из корпораций будут особые условия финансирования, управления и контроля. Некоторые напрямую подчиняются президенту, который сам назначает их руководителей. Именно в эти новообразованные структуры направляются весьма значительные бюджетно-финансовые ресурсы. На долю созданных госкорпораций уже сегодня приходится около половины инвестиций в стране, а в скором времени федеральные расходы на них по всей вероятности превысят 1 трлн. руб. Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики второй половины 2007 г., когда были приняты федеральные законы о создании 6 крупных государственных корпораций со значимыми задачами экономического, социального и политического характера. Это Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк»), «Роснанотех», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Олимпстрой», «Росатом», «Ростехнологии». Все эти госкорпорации объединяет то, что они созданы как некоммерческие организации на базе индивидуальных законов. В этом их отличие от подобных компаний, созданных государством в рамках общего законодательства, — ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Российская венчурная компания». Также некоторые структуры, формально называемые «госкорпорациями», существуют в иных юридических формах (например, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», ФГУП «Государственная инвестиционная корпорация»). Пока дискутируется идея создания еще двух госкорпораций — по рыболовству и Автодора.
Особенности этих индивидуальных законов для уже созданных шести госкорпораций представляют больший интерес, если принять во внимание широкую сферу деятельности госкорпораций.(Таблица 3)
Таблица 3 – Госкорпорации РФ на 2011 год [20]
Созданная государственная корпорация |
Федеральный закон |
Цель деятельности корпорации |
Агентство по страхованию вкладов |
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» |
Осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов, функциями по финансовому оздоровлению банков. |
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» -Внешэкономбанк |
Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» |
Обеспечение повышения |
Продолжение Таблицы 3
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех») |
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» |
Содействие реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развитию инноваций в этой сфере, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии |
Фонд содействия реформированию жилищно‐коммунального хозяйства |
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ
«О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального |
Создание безопасных и благополучных условий проживания граждан и стимулирование реформирования ЖКХ, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований в капремонте |
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию г. Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой») |
Федеральный закон от 30 октября 2007 г.
№ 238-ФЗ «О Государственной корпорации
по строительству олимпийских |
Осуществление управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, реконструкцией, организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также для развития г. Сочи как горноклиматического курорта |
Продолжение Таблицы 3
Государственная корпорация по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной продукции «Ростехнологии» («Ростехнологии» |
Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации “Ростехнологии”» |
Содействие разработке, производству
и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции путем обеспечения
поддержки на внутреннем и внешнем
рынках российских организаций –
разработчиков и производителей
высокотехнологичной Управление активами по выпуску вспомогательной продукции для оборонной отрасли. Госкорпорация самостоятельно распоряжается прибылью. В 2006 г. объем экспорта российского оружия «Рособоронэкспорта» достиг 5,3 млрд. долл., в 2007 г. этот показатель, по оценке, достиг 6 млрд. долл. |
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» («Росатом») |
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» |
Проведение государственной |
Приведенные данные свидетельствуют, что в госкорпорации включена значительная часть экономики страны, в том числе целые ее отрасли. Сферы деятельности и масштабы госкорпораций даже вступают в противоречие с их формальным статусом «некоммерческих организаций». Если видеть высокий государственный смысл в действиях власти, то отведенные госкорпорациям направления бизнеса — от банковского дела, консалтинга, финансового посредничества, распределения госсредств, строительства и эксплуатации олимпийских объектов до выработки электроэнергии на атомных электростанций, производства ядерных материалов, продукции оборонно-промышленного комплекса, авиа‐ и судостроения, реформирования фонда жилищно-коммунального хозяйства — позволяют предположить намерение создать некий новый каркас экономики, более современной в широком значении слова и адекватно отвечающей стратегическим интересам не только развития, но и самого исторического существования России.[20] Надо признать, что подобные организации имеются практически во всех развитых странах, но организационно-правовой формой их является акционерное общество. Это дает возможности для более широкого привлечения средств, в том числе и сбережений граждан, и вместе с тем повышает ответственность распорядителей привлеченных средств за их рациональное использование [24]
Можно отметить и следующие тенденции корпораций в России:
- с бурным развитием финансово-промышленных групп в России произошёл поворот в сторону японской модели – более закрытой, основанной на банковском контроле и финансировании;
- замечено сходство с англо-американской моделью: в российской модели также в первую очередь стимулируется деятельность, направленная на повышение стоимости компании, её прибыльности в краткосрочной перспективе; нацеленность на поддержание высокой гибкости систем управления, на приспособление компаний к внешней среде, новотивность и риск, достаточно развитое законодательство, направленное на обеспечение прав владельцев небольших пакетов акций, высокий уровень требований к раскрытию информации;
- с германской моделью нас роднят высокая концентрация собственности и неразвитость рынка слияний и поглощений.
Таким образом, в России сложилась ситуация, когда ни один из типов систем корпоративного управления не доминирует, а национальная модель корпоративного управления находится в стадии формирования. Такое положение дел не является отрицательным явлением. [17] Роль корпораций в экономике России достаточно велика. (Таблица 4).
Таблица 4 - Объем реализации продукции корпораций России, млн. руб.[24]
Информация о работе Корпорация как институт современной рыночной экономики