Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке………………………………………………………………5
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
1.2 Политика обязательных резервов……………………………………..7
1.3 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..10
1.4 Операции на открытом рынке………………………………………..12
1.5 Административные методы регулирования кредитно-денежной сферы………………………..……………………………………………………14
Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке………………………………………………………………..……….16
2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики
2.2 Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов………………...19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….26
Самарский государственный экономический университет
Кафедра
«Экономическая теория»
Курсовая
работа
на тему:
Кредитно-денежная
политика государства
и её особенности
в России
Выполнил:
студент 2 курса гр. 1ФиКр,
Е.А. Прокопенко
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
В.И. Ахмеева
Самара 2010
Оглавление
Введение………………………………………………
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке………………………………………………………………5
1.1
Инструменты и методы денежно-
1.2 Политика обязательных резервов……………………………………..7
1.3 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..10
1.4 Операции на открытом рынке………………………………………..12
1.5
Административные методы регулирования
кредитно-денежной сферы………………………..……………………………………
Глава
2. Единая государственная кредитно-
2.1
Меры по совершенствованию
2.2
Основные направления единой
государственной кредитно-
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
На мой взгляд, эта тема была актуальна в прошлое время и ещё более актуальна в настоящее, поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы.
Главные составляющие кредитно-денежной политики (кредит и деньги) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
На
сегодняшний день в рыночной экономике
существует множество социально-
По большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:
Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».
Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.
Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.
М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.
M1
- количество любых денежных
М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.
М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.
М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.
Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.
Данные денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т.е. легкостью их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о потребности в деньгах, то имеют в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег. 1
Однако государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным только в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:
а также некоторые методы, носящие жесткий административный характер. 2
1.2 Политика обязательных резервов
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. 3
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции:
1.
Они служат обеспечением
2. Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т.е. процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. 4
Банк России в 2002 году не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 5,5%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 4,0%. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. 5
Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России