Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является комплексное изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке………………………………………………………………5
1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной политики
1.2 Политика обязательных резервов……………………………………..7
1.3 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..10
1.4 Операции на открытом рынке………………………………………..12
1.5 Административные методы регулирования кредитно-денежной сферы………………………..……………………………………………………14
Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке………………………………………………………………..……….16
2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики
2.2 Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов………………...19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….26

Работа состоит из  1 файл

Самарский государственный экономический университет.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

Самарский государственный экономический  университет

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на тему: 

Кредитно-денежная политика государства  и её особенности  в России 
 
 
 
 

          Выполнил:

          студент 2 курса гр. 1ФиКр,

          Е.А. Прокопенко 

          Научный руководитель:

          к.э.н., доцент

          В.И. Ахмеева 
 
 

Самара 2010

      Оглавление

    Введение………………………………………………………………………3

    Глава 1. Эффективность инструментов и  методов кредитно-денежной политики в XXI веке………………………………………………………………5

      1.1 Инструменты и методы денежно-кредитной  политики

      1.2 Политика обязательных резервов……………………………………..7

      1.3 Рефинансирование коммерческих банков…………………………..10

      1.4 Операции на открытом рынке………………………………………..12

      1.5 Административные методы регулирования кредитно-денежной сферы………………………..……………………………………………………14

    Глава 2. Единая государственная кредитно-денежной политика в России в XXI веке………………………………………………………………..……….16

      2.1 Меры по совершенствованию кредитно-денежной политики

      2.2 Основные направления единой  государственной кредитно-денежной политики на 2010 год и период 2001 и 2012 годов………………...19

    Заключение…………………………………………………………………..24

    Список  литературы………………………………………………………….26 

 

    

      Введение

      На  мой взгляд, эта тема была актуальна  в прошлое время и ещё более  актуальна в настоящее, поскольку  общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния кредитно-денежной сферы.

      Главные составляющие кредитно-денежной политики (кредит и деньги) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.

      На  сегодняшний день в рыночной экономике  существует множество социально-экономических  проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, где экономика управляется только при помощи рыночного механизма. Вместе с ним всегда используется механизм государственного регулирования экономики.

      По  большому счету экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими экономическими функциями:

    • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
    • обеспечение сохранности рыночного механизма и поддержка конкуренции
    • перераспределение материальных благ и доходов, направленное в первую очередь на обеспечение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней различных социальных групп;
    • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
    • стабилизация экономики в условиях непостоянности экономической конъюнктуры и стимулирование экономического роста;
    • предпринимательская деятельность.

      Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при  их рассмотрении как еденное целое  образуют денежно-кредитную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия».

      Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики  все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.

      Целью данной работы является комплексное  изучение кредитных и финансовых методов государственного регулирования  экономики.

      Осуществление назначенной цели требует решения  следующих задач:

    • исследования  механизма проведения Центральным  банком монетарной политики;
    • ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
    • рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.
    •  

      Глава 1. Эффективность инструментов и методов кредитно-денежной политики в XXI веке

      1.1 Инструменты и  методы денежно-кредитной  политики

      Поскольку общее состояние экономики в  большой мере зависит от состояния  денежно-кредитной сферы, то центральный  банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовый для такого регулирования вопрос - какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения. В стремлении правильно ответить на этот вопрос возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все решения сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты Mo, M1, M2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.

      М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.

      M1 - количество любых денежных знаков  на руках у населения и средства  в кассах предприятий, учреждений, организаций.

      М2 - включает в себя M1 плюс вклады населения  до востребования, остатки средств  на текущих и расчетных счётах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.

      М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.

      М4 - включает, помимо М3, также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.

      Для расчета совокупной денежной массы  в РФ предусмотрены следующие  денежные агрегаты, установленные ЦБРФ: Mo, M1, M2, М3.

      Данные  денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т.е. легкостью  их превращения в наличные деньги. Соответственно когда говорят о  потребности в деньгах, то имеют  в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, главная функция центрального банка - регулирование денежного обращения - предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег. 1

      Однако  государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  быть успешным только в том случае, если государство через центральный  банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся в первую очередь:

    • проведение операций на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;
    • изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег;
    • изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов, а, следовательно, и количество денег возрастает, и наоборот;

а также  некоторые методы, носящие жесткий  административный характер. 2

 

      1.2 Политика обязательных резервов

      Обязательные  резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. 3

      В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

      В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Минимальные резервы выполняют две основные функции:

      1. Они служат обеспечением обязательств  коммерческих банков по депозитам  их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

      2. Минимальные резервы являются  инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т.е. процента резервирования средств в Центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. 4

      Банк  России в 2002 году не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 5,5%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 4,0%. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. 5

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства и её особенности в России