Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:39, доклад
Что касается эффективности регулирования государства как выразителя общенациональных интересов, то здесь отсутствуют какие-либо явные критерии, позволяющие вычленить его вклад в экономику. Универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе нет. Каждая страна ведет поиск решения этой проблемы по-своему.
Критерии
эффективности государственного регулирования
экономики в России
Что касается эффективности
регулирования государства как выразителя
общенациональных интересов, то здесь
отсутствуют какие-либо явные критерии,
позволяющие вычленить его вклад в экономику.
Универсального критерия оптимальности
государственного участия в рыночной
системе нет. Каждая страна ведет поиск
решения этой проблемы по-своему. Вопрос
об эффективности государственного регулирования
остро стоит и в России. Необходимо установить
хотя бы качественные критерии, по которым
определяется успех или неуспех экономической
политики государства.
Главная цель государства
в экономике - обеспечение высокого уровня
жизни граждан. Пути достижения цели и
его результаты отражаются в показателях
государственного регулирования.
К критериям эффективности
можно отнести выбранные непротиворечивые
средства осуществления рыночных преобразований
и соотнести поставленные цели с выбранными
средствами. За определенный достигнутый
результат в процессе рыночных преобразований
можно заплатить большую или меньшую цену.
В качестве критерия
эффективности государственного регулирования
экономики применительно к России может
быть избрано развитие производительных
сил, оцениваемое в конечном счете через
рост благосостояния. Если конкретизировать
этот обобщенный критерий, то к критериям
можно отнести: спад производства (отсутствие
экономического роста), потерю управляемости
экономикой и социальными процессами.
Необходимо также включить в критерии
эффективности повышение эффективности
производства (рост производительности
труда, ресурсосбережение и т.п.). В последнее
время часто подчеркиваются возрастание
угрозы для экономической безопасности
государства, особая важность выполнения
государством своих функций по обеспечению
экономической безопасности.
Учитывая изложенное,
эффективность государственного регулирования
можно оценить по следующим основным критериям:
* сравнение прогнозируемых
показателей с фактически достигнутыми;
* международные сопоставления,
позволяющие определить, оказало ли регулирование
влияние на достижение более высоких темпов
экономического развития, рост благосостояния
народа, на более рациональное использование
ресурсов, в которых за базу сравнения
следует избирать во многом схожие национальные
экономики, где уровень регулирования
больше или меньше;
* соотнесение фактических
и пороговых показателей экономической
безопасности страны; в частности, в число
показателей экономической безопасности
входит возможность страны осуществлять
расширенное воспроизводство и др.
Роль государства в процессе преобразований в России должна оставаться значительной, как отмечалось ранее, во многих сферах экономики (сельское хозяйство требует особого внимания), так как неразвитый еще рынок показал свою неспособность справиться самостоятельно с проблемами производства, тем более с проблемами социальной сферы. Государственная политика при этом должна осуществляться новыми методами, отвечающими современной ситуации. Только после завершения периода трансформации, после того как Россия вступит в фазу устойчивого роста, государство сможет несколько «устраниться» от вмешательства в экономические процессы и сосредоточиться на функциях и задачах, свойственных любой развитой капиталистической экономике, в том числе на индикативном планировании, сглаживании циклических колебаний и др. Можно констатировать тот факт, что в современной, многоукладной, смешанной, рыночной экономике государство активно участвует в формировании важнейших социально-экономических процессов. В период обострения негативной ситуации влияние государства возрастает (при согласии основных партнеров рыночной экономики) как на достижение стабилизации экономики, так и на решение других вопросов (военно-технических и т.д.). При плавном и спокойном развитии страны, отсутствии кризиса влияние государства сокращается, и государство, как и другие субъекты рынка, действует в рамках долгосрочных программ. Такое влияние оказалось достаточно эффективным в развитых странах - на протяжении всего периода после Второй мировой войны, особенно в последнее десятилетие. Оно позволило избежать глубоких кризисов и обеспечило сравнительно устойчивые темпы развития.
Информация о работе Критерии эффективности государственного регулирования экономики в России