Критерии оценки налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:22, доклад

Описание

законодательная база (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции, письма), определяющая права и обязанности субъектов налога и органов власти;

Работа состоит из  1 файл

Критерии оценки налоговой системы.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)

Критерии оценки налоговой системы 

Состав налоговой  системы, элементами которой являются: 

законодательная база (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции, письма), определяющая права и обязанности  субъектов налога и органов власти; 

субъекты налога (территориальные образования, юридические  и физические лица) как налогоплательщики; 

виды налогов, которые взимаются в соответствии с законом в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) с субъектов налога; 

органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правами по изъятию доходов с субъектов   налога и осуществлению контроля за процессом сбора налоговых платежей. 

1. В качестве  критериев по определению законодательной  базы могут выступать принципы, определяющие основы налогообложения и построения налоговой системы; вида налогов и их распределение как источников доходов по уровням налоговой и бюджетной систем; права и обязанности ветвей законодательной и исполнительной власти в сфере налогового законодательства по изъятию налогов у налогоплательщиков и установлению контроля за исполнением налогового законодательства. 

К принципам, выступающим  в качестве критериев оценки системы  налогообложения, можно отнести: 

добровольность  исчисления и уплаты налоговых платежей; 

ограничение количества видов налогов и сборов в составеналоговой системы; 

ограничение числа  льгот, предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам; 

справедливость  распределения налогового бремени  как между физическими, так и юридическими лицами; 

упрощенность  налоговой системы, в том числе  простота перераспределения как  налогов, так и их ставок между  уровнями налоговой системы; 

всеобщность охвата налогообложением всех субъектов налога и видов деятельности, за исключением  доходов по пенсиям, стипендиям, пособиям на детей и т. д.; 

равенство всех субъектов налога перед законом  и обязанностью нести налоговое  бремя перед обществом и государством; 

справедливость, согласно которой субъект налога с большим доходом должен нести  большее бремя перед государством. Критерием принципа справедливости может выступать показатель, рассчитываемый по дифференциальной зависимости или степенной функции. Например, в качестве показателя могут выступать величины: возможность субъекта налога нести налоговое бремя; коэффициент налоговой ставки, рассчитываемый по

выражению с  учетом прожиточного семейного минимума; 

исключение дискриминационности  налогообложения не только по национальному, религиозному признаку, но и признаку выделения отдельных групп налогоплательщиков; 

непроизвольность  введения новых видов налогов, ухудшающих материальное положение налогоплательщиков; 

единство экономического пространства, означающее, что все  виды налогов, установленные законом, имеют одинаковую юридическую силу, единую налогооблагаемую базу и единые налоговые ставки; 

однократность обложения объекта налогом. Фактически в настоящее время многие из объектов налогообложения облагаются неоднократно, что противоречит принципу, законодательно закрепленному в НК РФ. Однократно налог может быть изъят из суммы дохода налогоплательщика согласно выражению 

возвратность  сверх уплаченной части суммы  налогоплательщику или зачета этой части в счет уплаты другого вида налога;

соразмерность взимаемой части налога с доходом  налогоплательщика, т. е. налог должен взыскиваться в том случае, если доход субъекта налога превышает прожиточный минимум, что соответствует принципу справедливости.

Данный принцип  возможно оценить через коэффициент  платежеспособности   субъекта налога;

необходимый минимум средств, поступающих в бюджет от всех субъектов налога, необходимых для выполнения функций органами управления обществом и государством.

стабильность  законодательной базы, т. е. ее неизменность в течение длительного периода, хотя бы в течение одного срока работы Федерального Собрания РФ, или стабильность материального состояния граждан, которую можно оценить коэффициентом стабильности; 

экономичность или рациональность налоговой системы, т. е. обоснованность ее структуры с точки зрения оптимальности для данных условий, которая может быть оценена или количеством субъектов налога, прихо­дящихся на одного налогового служащего, и оценивается или общим количеством налоговых служащих необходимых для охвата контролем всех субъектов налога, рассчитываемых или суммой средств, затрачиваемых на содержание налоговой системы и рассчитываемых; 

разграничение полномочий между уровнями налоговой  системы, которое означает, что согласно законодательству каждый уровень системы выполняет функции, присущие данному уровню, без дублирования уровнями друг друга; 

централизация управления системой планирования и  сбора налогов означает, что в  налоговой системе действует  единый орган, отвечающий за налогообложение, и другие органы власти не имеют права влияния на налоговый процесс; 

целевое поступление  платежей в соответствующий бюджет означает, что согласно законодательству РФ все налоги и сборы поступают  полностью в тот бюджет (фонд, статью), который прописан законом, и никакой орган власти не вправе изменить направление зачета; эффективность налоговой системы, которая заключается в максимальной собираемости налогов и сборов при условии экономичности или оптимальности системы.

Эффективность налоговой системы характеризуется коэффициентом эффективности или уровнем собираемости налогов. 

В качестве субъектов  налогообложения выступают плательщики  налогов и сборов, к которым  относятся: 

организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели с правом образования юридического лица;

граждане и  индивидуальные предприниматели без  образования юридического лица, именуемые  согласно НК РФ

физическими лицами.

Критерием объекта  налога выступает характеристика количества налогоплательщиков как юридических и физических лиц. Как изложено выше, в РФ зарегистрировано более 3 млн юридических лиц, из которых более или менее регулярно уплачивают налоги и сборы около 2 млн. Физических лиц как налогоплательщиков коммунальных платежей насчитывается более 35 млн, единого социального и подоходного налогов — не более 25 млн человек.

Виды налогов  и сборов. В предлагаемой системе  оставлено всего 13 видов платежей. Критерием налогового бремени должны выступать не количество видов налогов  и сборов, а сумма платежа, приходящаяся на одного налогоплательщика, общая сумма, подлежащая уплате всеми налогоплательщиками, и общая сумма собираемости налогов и других платежей, поступающихв соответствующий уровень бюджетной системы.

Сумма платежа  каждого вида налога и сбора рассчитывается исходя из показателей налоговой базы, налоговой ставки льготных условий. Например, обобщенными выражениями для оценки сумм видов налогов и сборов могут быть: 

платежи административно-территориальных  образований; 

налоги на доход  юридических и физических лиц; 

таможенные пошлины; 

налоги (пошлины) на недвижимость; 

налоги (пошлины) на природные ресурсы; 

коммунальные  платежи; 

сборы за отдельные  виды деятельности. 

Органы государственной  власти и местного самоуправления, наделенные правами по планированию, изъятию налогов  и сборов и установлению контроля за их уплатой. Критерием оценки данного элемента подсистемы может выступать обще количество лиц, занятых процедурами планирования, организа­ции сбора (изъятия) налогов и других платежей, установления контроля за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками, или число субъектов налога, приходящихся на одного налогового служащего с учетом требований по экономичности и эффективности налоговой системы. Данные критерии оценки можно рассчитать.

Информация о работе Критерии оценки налоговой системы