Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:22, доклад
законодательная база (законы, законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции, письма), определяющая права и обязанности субъектов налога и органов власти;
Критерии оценки
налоговой системы
Состав налоговой
системы, элементами которой являются:
законодательная
база (законы, законодательные акты,
постановления, распоряжения, инструкции,
письма), определяющая права и обязанности
субъектов налога и органов власти;
субъекты налога
(территориальные образования, юридические
и физические лица) как налогоплательщики;
виды налогов,
которые взимаются в
органы государственной
власти и местного самоуправления, наделенные
правами по изъятию доходов с субъектов
налога и осуществлению контроля за процессом
сбора налоговых платежей.
1. В качестве
критериев по определению
К принципам, выступающим
в качестве критериев оценки системы
налогообложения, можно отнести:
добровольность
исчисления и уплаты налоговых платежей;
ограничение количества
видов налогов и сборов в составеналоговой
системы;
ограничение числа
льгот, предоставляемых как
справедливость
распределения налогового бремени
как между физическими, так и юридическими
лицами;
упрощенность
налоговой системы, в том числе
простота перераспределения как
налогов, так и их ставок между
уровнями налоговой системы;
всеобщность охвата
налогообложением всех субъектов налога
и видов деятельности, за исключением
доходов по пенсиям, стипендиям, пособиям
на детей и т. д.;
равенство всех
субъектов налога перед законом
и обязанностью нести налоговое
бремя перед обществом и
справедливость, согласно которой субъект налога с большим доходом должен нести большее бремя перед государством. Критерием принципа справедливости может выступать показатель, рассчитываемый по дифференциальной зависимости или степенной функции. Например, в качестве показателя могут выступать величины: возможность субъекта налога нести налоговое бремя; коэффициент налоговой ставки, рассчитываемый по
выражению с
учетом прожиточного семейного минимума;
исключение
непроизвольность
введения новых видов налогов, ухудшающих
материальное положение налогоплательщиков;
единство экономического
пространства, означающее, что все
виды налогов, установленные законом,
имеют одинаковую юридическую силу,
единую налогооблагаемую базу и единые
налоговые ставки;
однократность
обложения объекта налогом. Фактически
в настоящее время многие из объектов
налогообложения облагаются неоднократно,
что противоречит принципу, законодательно
закрепленному в НК РФ. Однократно
налог может быть изъят из суммы дохода
налогоплательщика согласно выражению
возвратность сверх уплаченной части суммы налогоплательщику или зачета этой части в счет уплаты другого вида налога;
соразмерность взимаемой части налога с доходом налогоплательщика, т. е. налог должен взыскиваться в том случае, если доход субъекта налога превышает прожиточный минимум, что соответствует принципу справедливости.
Данный принцип возможно оценить через коэффициент платежеспособности субъекта налога;
необходимый минимум средств, поступающих в бюджет от всех субъектов налога, необходимых для выполнения функций органами управления обществом и государством.
стабильность
законодательной базы, т. е. ее неизменность
в течение длительного периода, хотя бы
в течение одного срока работы Федерального
Собрания РФ, или стабильность материального
состояния граждан, которую можно оценить
коэффициентом стабильности;
экономичность
или рациональность налоговой системы,
т. е. обоснованность ее структуры с точки
зрения оптимальности для данных условий,
которая может быть оценена или количеством
субъектов налога, приходящихся на одного
налогового служащего, и оценивается или
общим количеством налоговых служащих
необходимых для охвата контролем всех
субъектов налога, рассчитываемых или
суммой средств, затрачиваемых на содержание
налоговой системы и рассчитываемых;
разграничение
полномочий между уровнями налоговой
системы, которое означает, что согласно
законодательству каждый уровень системы
выполняет функции, присущие данному уровню,
без дублирования уровнями друг друга;
централизация
управления системой планирования и
сбора налогов означает, что в
налоговой системе действует
единый орган, отвечающий за налогообложение,
и другие органы власти не имеют права
влияния на налоговый процесс;
целевое поступление платежей в соответствующий бюджет означает, что согласно законодательству РФ все налоги и сборы поступают полностью в тот бюджет (фонд, статью), который прописан законом, и никакой орган власти не вправе изменить направление зачета; эффективность налоговой системы, которая заключается в максимальной собираемости налогов и сборов при условии экономичности или оптимальности системы.
Эффективность
налоговой системы характеризуется коэффициентом
эффективности или уровнем собираемости
налогов.
В качестве субъектов
налогообложения выступают
организации, предприятия, учреждения и индивидуальные предприниматели с правом образования юридического лица;
граждане и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, именуемые согласно НК РФ
физическими лицами.
Критерием объекта налога выступает характеристика количества налогоплательщиков как юридических и физических лиц. Как изложено выше, в РФ зарегистрировано более 3 млн юридических лиц, из которых более или менее регулярно уплачивают налоги и сборы около 2 млн. Физических лиц как налогоплательщиков коммунальных платежей насчитывается более 35 млн, единого социального и подоходного налогов — не более 25 млн человек.
Виды налогов и сборов. В предлагаемой системе оставлено всего 13 видов платежей. Критерием налогового бремени должны выступать не количество видов налогов и сборов, а сумма платежа, приходящаяся на одного налогоплательщика, общая сумма, подлежащая уплате всеми налогоплательщиками, и общая сумма собираемости налогов и других платежей, поступающихв соответствующий уровень бюджетной системы.
Сумма платежа
каждого вида налога и сбора рассчитывается
исходя из показателей налоговой базы,
налоговой ставки льготных условий. Например,
обобщенными выражениями для оценки сумм
видов налогов и сборов могут быть:
платежи административно-
налоги на доход
юридических и физических лиц;
таможенные пошлины;
налоги (пошлины)
на недвижимость;
налоги (пошлины)
на природные ресурсы;
коммунальные
платежи;
сборы за отдельные
виды деятельности.
Органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные правами по планированию, изъятию налогов и сборов и установлению контроля за их уплатой. Критерием оценки данного элемента подсистемы может выступать обще количество лиц, занятых процедурами планирования, организации сбора (изъятия) налогов и других платежей, установления контроля за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками, или число субъектов налога, приходящихся на одного налогового служащего с учетом требований по экономичности и эффективности налоговой системы. Данные критерии оценки можно рассчитать.