Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:41, курс лекций
Во всех воззрениях экономистов – от древних мыслителей до современных ученых предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту благосостояния.
Цели макроэкономики:
1. Главная
и определяющая цель – экономич
2. Экономическая эффективность является второй целью макроэкономики. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами и потерями.
3. Обеспечение высокого уровня занятости. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
4. Стабильный уровень цен, означающий отсутствие резких скачков в его динамике.
5. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса (баланс между экспортом и импортом). Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
6. Экономическая свобода, которую определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Экономическая свобода не означает, что у нее нет границ, хотя они и подвижны.
7. Справедливое распределение доходов. Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и уравнительности.
8. Все более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, а является глобальной проблемой.
9. Увеличение свободного времени как основа гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.
27. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП).
Количественное значение макроэкономических показателей объёма национального производства определяется с помощью системы национального счетоводства (СНС) – народнохозяйственной бухгалтерии. Основным показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная рыночная стоимость конечной продукции, произведённая за определённый период времени (как правило, за год) всеми факторами производства, расположенными на территории данной страны независимо от их принадлежности.
При подсчете ВВП учитывается не только объем продаж но и прирост запасов. Чтобы избежать двойного счета при определении ВВП учитывается стоимость конечной продукции и исключается стоимость промежуточной продукции; не учитываются непроизводственные сделки (финансовые и перепродажа товаров).
Существуют три метода подсчета ВВП:
1.Производственный метод предполагает расчет ВВП на основе суммирования добавленных стоимостей, произведенных всеми фирмами.
Добавленная стоимость – стоимость произведенной фирмой продукции за вычетом стоимости приобретенной фирмой продукции.
2. При расчете ВВП по методу расходов в него включают: Личные потребительские расходы домашних хозяйств(С), Инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (NX). ВВП=C+I+G+NX
3. При расчете ВВП по методу доходов в него включается: заработная плата (W,) рента (R), процент (r), прибыль (Рr), Амортизация(А), косвенные налоги (Т). ВВП=W+r+R+Pr+A+Т
Величина ВВП зависит от объема производства и уровня цен. Различают номинальный и реальный ВВП. Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего периода. Реальный ВВП рассчитывается в ценах базового года. Отношение величины номинального ВВП к величине реального ВВП даёт показатель уровня цен, который называется дефлятором ВВП.
На основе ВВП рассчитывается система взаимосвязанных показателей национальных счетов, отражающих создание и распределение национального продукта:
Валовой национальный доход (ВНД) отличается от ВВП на величину доходов, полученных за границей резидентами данной страны за вычетом выплат нерезидентам.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) – ВВП за вычетом амортизации.
Чистый национальный доход (ЧНД) – ВНД за вычетом амортизации.
Личный доход (ЛД) – первичные доходы домашних хозяйств.
Располагаемый доход (РД) – это доход, находящийся в распоряжении домашних хозяйств, равный личному доходу за вычетом индивидуальных налогов.
28. СОВОКУПНЫЙ СПРОС. КРИВАЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА.
ЦЕНОВЫЕ И НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА.
Совокупный спрос (AD) - сумма планируемых расходов макроэкономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг при каждом из возможных уровней цен.
Зависимость между общей суммой расходов на конечные блага и уровнем цен можно выразить графически в виде кривой с отрицательным наклоном. На оси абсцисс откладываем реальный объем производства (Y), на оси ординат – уровень цен (P).
Основным фактором, влияющим на размер совокупного спроса, является уровень цен, который определяет форму кривой совокупного спроса. Ценовой фактор выражается в действии трех эффектов:
Эффект процентной ставки. При неизменном денежном предложении рост уровня цен приводит к тому, что макросубъектам требуется большее количество денег для совершения сделок, растет спрос на деньги, а, следовательно, и цена денег – процентная ставка. Увеличение процентной ставки приводит к сокращению текущего потребления (сбережения становятся предпочтительней), а также к сокращению инвестиционного спроса. Следовательно, рост уровня цен приводит к сокращению величины совокупного спроса.
Эффект богатства. Рост уровня цен делает держателей финансового богатства беднее, поэтому их расходы начинают сокращаться (размер совокупного спроса уменьшается).
Эффект импортных закупок. Рост уровня цен в данной стране относительно уровня цен в других странах приводит к относительному удорожанию отечественных товаров. Следовательно, экспорт товаров данной страны сокращается, а импорт увеличивается. Чистый экспорт сокращается, что ведет к сокращению объема совокупного спроса.
На совокупный спрос влияют неценовые факторы. В этом случае меняется не размер совокупного спроса, а сам совокупный спрос. Действие неценовых факторов выражается в сдвиге кривой AD вправо (если совокупный спрос увеличивается) и влево (если совокупный спрос сокращается). К неценовым факторам относятся:
изменения инвестиционных расходов (процентная ставка, налоги, новые технологии);
29. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И КОНФИГУРАЦИЯ КРИВОЙ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Совокупное предложение (AS) – реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.
Связь между величиной реального ВВП и уровнем цен графически выражается кривой совокупного предложения.
Форма кривой совокупного предложения отражает изменение издержек на единицу продукции в долгосрочном периоде при увеличении или уменьшении объема национального продукта. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
1. Кейнсианский отрезок – это отрезок кривой AS, на котором уровень цен остается неизменным, а национальный продукт изменяется. На этом отрезке реальный объем национального продукта значительно меньше его естественного уровня при полной занятости факторов производства (Yf). Экономика находится в состоянии глубокого спада. При задействовании не иcпользуемых факторов производства, уровень цен не изменится, т.к. не возрастут средние издержки производства.
2. Промежуточный отрезок – это отрезок кривой AS, на котором происходит увеличение объема производства, сопровождаемое ростом цен. На этом отрезке экономика приближается к естественному уровню объема национального производства. Начинает ощущаться нехватка некоторых производственных факторов, это усиливает конкуренцию за производственные ресурсы, заставляет использовать менее эффективные ресурсы. Все это увеличивает производственные издержки и приводит к росту цен.
3. Классический отрезок – это отрезок кривой AS, на котором происходят изменения уровня цен, а объем национального продукта остается неизменным и равным естественному уровню. На этом уровне экономика достигла полной занятости факторов производства. Дальнейшее наращивание реальных объемов производства невозможно и любое увеличение совокупного спроса вызовет только рост уровня цен.
На долгосрочных временных интервалах, факторами сдвига кривой AS являются изменения в технологии и объемах имеющегося капитала и рабочей силы. Увеличение объема имеющихся факторов производства и улучшение технологии сдвигают кривую AS вправо вниз, а уменьшение объёма имеющихся факторов и ухудшение технологии – влево вверх.
На краткосрочных временных интервалах, факторами сдвига кривой AS являются изменения цен на факторы производства и изменения величины налогов и субсидий. Рост цен на факторы производства, увеличение налогов и уменьшение субсидий производителям смещают кривую AS вверх. Снижение цен на факторы производства, уменьшение налогов и увеличение субсидий производителям смещают кривую AS вниз.
30 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Безработица – это незанятость части трудоспособного населения. Причиной безработицы является устойчивое превышение предложения труда над спросом на труд. Основные показатели безработицы:
Уровень безработицы = (Количество безработных / Рабочая сила) . 100%.
Выделяют следующие основные типы безработицы:
1. Фрикционная безработица связана с поисками нового места работы из-за переезда, неудовлетворенности прежним рабочим местом, соображениями карьеры, окончанием учебы и т.д. Она занимает достаточно большой удельный вес в общей численности безработных. Фрикционная безработица считается неизбежной и даже желательной, так как способствует более рациональной занятости. Один из главных признаков – незначительная продолжительность.
2. Структурная безработица возникает из-за изменения структуры производства. Данный процесс ведет к изменению структуры спроса на рабочую силу. Требуется переквалификация рабочей силы. Структурная безработица является более продолжительной по сравнению с фрикционной.
3. Циклическая безработица возникает в периоды экономического спада. Сокращение объемов производства приводит к уменьшению рабочих мест. Она сокращается или даже полностью исчезает на фазе подъема.
Фрикционная и структурная безработица будут существовать всегда, в любой экономической системе. Сумма фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы. Считается, что при естественном уровне безработицы экономика находится в условиях полной занятости. В странах с развитой рыночной экономикой естественный уровень безработицы составляет 5-6%.
Основное экономическое
последствие безработицы
Весьма высоки и социальные последствия безработицы: потеря квалификации, рост преступности, социальные конфликты и т.д.
31. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в экономике.
Инфляция – процесс обесценения денег, снижения их покупательной способности. Инфляция, проявляется в формах: открытой и скрытой (подавленной).
Открытая инфляция проявляется в устойчивом росте среднего уровня цен. Характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием экономической деятельности.
Подавленная инфляция характерна для стран с жестко регулируемой экономикой, где государство контролирует цены на товары, услуги и факторы производства. Когда цены фиксированы, процесс обесценивания денег проявляется в возникновении товарного дефицита
Виды инфляции: