Логические схемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:40, доклад

Описание

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

Работа состоит из  1 файл

эконом теория срспшки.docx

— 91.59 Кб (Скачать документ)

КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 

Сущность и виды конкуренции

 

 

Конкуренция (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Конкуренция (как и  ее противоположность - монополия) может  существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами  состояния рынка, от которых зависят  разные виды конкуренции (и монополии), являются:

количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих  права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

дифференциация товаров (придание определенному виду товаров  одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);

участие фирм в контроле за рыночной ценой.

 Классификация рыночного  соперничества в мировой экономической  литературе.

 

 

В зависимости от состояния  рынка выделяют главные виды конкуренции:

Свободная ("совершенная") конкуренция;

Соперничество между  монополиями ("несовершенная" конкуренция);

Регулируемая конкуренция.

 

С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

Ценовая конкуренция;

Неценовая конкуренция.

 

 

Свободная конкуренция  означает:

на рынке имеется  множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в  каких количествах;

никем и ничем не ограничен  доступ на рынок и такой же выход  из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли  хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

продукты определенного  назначения одинаковы по важнейшим  свойствам (не дифференцированы);

фирмы никак не участвуют  в контроле за рыночными ценами.

Правила конкурентного  поведения

В каждом виде рынка конкуренция  часто выливается в "войну всех против всех". Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт  обнаруживается среди продавцов. Все  они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество меду ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос.

Другой развертывается среди покупателей, которые стремятся  приобрести вещи по меньшей цене. Когда  же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую  цену по сравнению с рыночной.

Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов  и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении  уровня цены. Сражение выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге  может навязать противнику свою цену.

Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:

на изменение цен  покупателей и продавцов;

на нестабильное соотношение  спроса и предложения, связанное  с зонами избытка и недостатка благ;

на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

Установление равновесной  цены

Такое регулирование  идет по двум основным направлениям.

Первое направление  выражает объективную логику развития событий. Рыночная цена устанавливается  на уровне, значительно превышающем  точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает  их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ (на рисунке - зона С2-Р-П2). В таких условиях устанавливается  конкуренция среди продавцов. Сначала  какая-то их часть, а затем и все  снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового  снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.

Второе направление: события развиваются в противоположную  сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос  превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке - зона П1-Р-С1). В этом случае обостряется конкуренция среди  покупателей. Отдельные лица, а потом  и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

Рост цен способствует появлению товаров на прилавках, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать.

Закон конкуренции оказывается  законом более сильного воздействия  на поведение субъектов рынка  по сравнению с законами спроса и  предложения. Свободная конкуренция  как бы заставляет чрезмерно высокие  и очень низкие цены двигаться  к точке равновесия. Это центростремительное  движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию  равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила  конкурентной "игры".

Первое правило: фирмы  должны учитывать уровень равновесной  цены как норматив рационального  хозяйствования, при нарушении которого фирма, установившая, скажем, очень  высокую цену на свою продукцию ради получения большой величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда фирма вынуждена через  какой-то промежуток времени снижать  цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция  дает наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Второе правило: чтобы "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить  на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки  техники и технологии, находят  более эффективные формы организации  труда и производства, способы  экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.

Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации: Конкуренция показывает, как можно  эффективнее производить вещи.

Третье правило: если обнаруживается, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших  затрат на единицу продукции, то следует  принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится  модернизация (обновление) техники  и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых  средств, то придется закрывать предприятие.

Четвертое правило: при  обострении борьбы соперники прибегают  к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется  демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно  низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет  троякую роль.

благодаря соперничеству  утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;

конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;

разрушаются и устраняются  с рыночной арены все неэффективные  и отсталые хозяйства.

Вследствие всего  этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные  и экономические достижения. Имеются  и опустившиеся ниже общественно  нормального уровня, разорившиеся и  потерпевшие хозяйственный крах.

МОНОПОЛИЯ: МЕСТО И  РОЛЬ НА РЫНКЕ

Сущность и виды рыночной монополии

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Это означает, что  по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.

В этом легко убедиться, если сопоставить основные параметры  состояния свободной конкуренции  и монополии.                      Свободная конкуренция и монополия

Параметры

состояния рынка

Свободная

конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полные контроль


 

В экономической литературе дается следующая классификация  видов монополий.

С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов  закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В масштабе национального  хозяйства абсолютная монополия. Она  находится в руках государства  или его хозяйственных органов (например, государственная монополия  внешней торговли и т.п.).

Монопсония (чистая и  абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера  и причин возникновения различают  следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные  организации, имеющие в своем  распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные  участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли  инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего  общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что  они дают огромный экономический  выигрыш от больших масштабов  производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению  с расходами ресурсов, которые  были бы на множестве аналогичных  фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

патентная система. Под  патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного пользования  сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом торговлей;

авторские права, согласно которым авторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения в течение всей жизни  или в какой-то период;

торговые знаки - специальные  рисунки, названия, символы, которые  позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое  отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения  предприятий, создаваемые ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно меняют структуру  рынка:

создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологии;

применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

"забивают" новые  фирмы хорошо поставленной рекламой.

 

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют  свою собственность на средства и  продукты производства, а созданные  изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого  в общем выпуске продукции, о  продажных ценах, распределении  рынков и др.

Синдикат - объединение  ряда предприятий, изготавливающих  однородную продукцию; здесь собственность  на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется  как их общее достояние через  созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой  создается совместная собственность  данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн - союз формально  независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

Правила поведения фирм-монополистов

Монополисты завоевывают  рынок, чтобы с помощью устанавливаемых  ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих  субъектов. Таким способом они получают гораздо большие доходы по сравнению с их средним уровнем, установившимся в национальном хозяйстве.

Как известно, участники  свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но фирмы-монополисты  сами и по своему усмотрению устанавливают  рыночную цену на производимую ими  продукцию. В условиях свободной  конкуренции при определении  равновесной цены учитывается взаимодействие спроса и предложения (соответственно кривой спроса и кривой предложения). Однако монополистические объединения  совершенно не принимают во внимание объективно необходимый объем производства благ. Поэтому при определении  динамики цен на продукцию монополий  вообще отсутствует кривая предложения.

Господствующие на рынке  фирмы используют в качестве своего основного инструмента манипулирования  монопольную цену - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода.

Информация о работе Логические схемы