Маржинальный анализ: расчет точки безубыточности и маржинального дохода предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:48, реферат

Описание

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 34.72 Кб (Скачать документ)

Маржинальный  анализ: расчет точки  безубыточности и  маржинального дохода предприятия

Сущность маржинального  анализа заключается в анализе  соотношения объема продаж (выпуска  продукции), себестоимости и прибыли  на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление  затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения  статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей  анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный  доход (М) рассчитывается по формуле:

  • M = S - V

где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.

Маржинальный  доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельный маржинальный доход). Экономический  смысл этого показателя — прирост  прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

  • M = (S-V) / Q = p -v

где M — удельный маржинальный доход; Q — объем  реализации; р —  цена единицы продукции; v — переменные затраты  на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого  конкретного вида продукции важны  для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют  определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг  и тот объем продаж, начиная  с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа  модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель  безубыточности опирается  на ряд исходных предположений:

  • поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;
  • переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;
  • структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;
  • поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;
  • на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим  методом точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей  зависимости:

  • I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли; S — выручка; V —  совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим  критический объем:

  • Q ' = F / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический  объем в натуральном  выражении).

Критический объем производства и реализации продукции  можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном  выражении:

  • S = F * p /(p - v) = Q' * p

где S — критический  объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при  которой прибыль  равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном  и стоимостном выражении справедливы  лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура  выпуска фиксирована, т.е. пропорции  между различными видами продукции  остаются неизменными. Если выпускается  несколько видов товара с разными  предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

  • Q" = F / p

где Q" — точка закрытия.

Если фактический  объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие  не оправдывает своего существования  и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический  показатель, предназначенный для  оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

  • Кб = Оф - Q '

где Kб  — кромка безопасности; Оф — фактический  объем выпуска  и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%,

где К% — отношение  кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка  безопасности характеризует  риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и предприятие окажется в зоне убытков. 

Данные о величине маржинального дохода и других производных  показателей получили довольно широкое  распространение для прогнозирования  затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач  типа «производить самим или покупать»  и в других расчетах по оптимизации  управленческих решений.

Во многом это  объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем  необходимо иметь в виду, что формулы  модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются  в пределах приемлемого диапазона  цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона  цена реализации единицы продукции  и переменные издержки на единицу  продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без  учета таких ограничений, могут  привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

При расчете  точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания  объемов производства и продаж без  учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и  сбыта. При определении условий  достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно  правильно задать данные о степени  использования производственных мощностей.

Анализ  точки безубыточности служит одним из важных способов решения  многих проблем управления, поскольку при  комбинированном  применении с другими  методами анализа  его точность вполне достаточна для обоснования  управленческих решений  в реальной жизни. 

 

Метод Характеристика  метода
Вероятностный анализ Предполагают, что построение и расчеты по модели осуществляются в соответствии с  принципами теории вероятностей, тогда  как в случае выборочных методов все это делается путем расчетов по выборкам Вероятность возникновения потерь определяется на основе статистических данных предшествовавшего периода с установлением области (зоны) рисков, достаточности инвестиций, коэффициента рисков (отношение ожидаемой прибыли к объему всех инвестиций по проекту ).
Экспертный  анализ рисков Метод применяется  в случае отсутствия или недостаточного объема исходной информации и состоит  в привлечении экспертов для  оценки рисков. Отобранная группа экспертов  оценивает проект и его отдельные  процессы по степени рисков
Метод аналогов Использование базы данных осуществленных аналогичных  проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект, такой  метод используется, если внутренняя и внешняя среда проекта и  его аналогов имеет достаточно сходимость по основным параметрам.
Анализ  показателей предельного уровня Определение степени  устойчивости проекта по отношению  к возможным изменениям условий  его реализации
Анализ  чувствительности проекта Метод позволяет  оценить, как изменяются результирующие показатели реализации проекта при  различных значениях заданных переменных, необходимых для расчета
Анализ  сценариев развития проекта Метод предполагает разработку нескольких вариантов (сценариев) развития проекта и их сравнительную  оценку. Рассчитываются пессимистический вариант (сценарий) возможного изменения  переменных, оптимистический и наиболее вероятный вариант.
Метод построения деревьев решений проекта Предполагает  пошаговое разветвление процесса реализации проекта с оценкой рисков, затрат, ущерба и выгод
Имитационные  методы Базируются  на пошаговом нахождении значения результирующего  показателя за счет проведения многократных опытен с моделью. Основные их преимущества — прозрачность всех расчетов, простота восприятия и оценки результатов  анализа проекта всеми участниками  процесса планирования. В качестве одного из серьезных недостатков  этого способа необходимо указать  существенные затраты на расчеты, связанные  с большим объемом выходной информации.
 

2.2.3. Анализ показателей  предельного уровня.

Показатели предельного  уровня характеризуют степень устойчивости проекта по отношению к возможным  изменениям условий его реализации. Основным показателем этой группы является точка безубыточности (break-even point) — уровень физического объема продаж на протяжении расчетного периода времени, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства.   

Определение критических точек обычно сводится к расчету так называемой «точки безубыточности». Для этого рассчитывается такой уровень производства и реализации продукции, при котором чистая текущая стоимость проекта (NPV) равна нулю, т.е. проект не приносит ни прибыли, ни убытка. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что данный проект будет жизнеспособен в условиях снижения спроса, и тем ниже будет риск инвестора.

Для подтверждения  устойчивости проекта необходимо, чтобы  значение точки безубыточности было меньше значений номинальных объемов  производства и продаж. Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном отношении), тем устойчивее проект. Проект обычно признается устойчивым, если значение точки безубыточности не превышает 75% от номинального объема производства.

Точка безубыточности определяется по формуле: TБ=3c/(Ц-3v), где Зс — постоянные затраты, размер которых напрямую не связал с объемом производства продукции (руб.); Ц — цена за единицу продукции (руб.); 3v -- переменные затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции (руб./ед.).

Ограничения, которые  должны соблюдаться при расчете  точки безубыточности

1. Объем производства  равен объему продаж,

2. Постоянные  затраты одинаковы для любого  объема производства,

3. Переменные  издержки изменяются пропорционально  объему производства,

4. Цена не  изменяется в течение периода,  для которого определяется точка  безубыточности,

5. Цена единицы  продукции и стоимость единицы  ресурсов остаются постоян ными,

6. В случае  расчета точки безубыточности  для нескольких наименований  про дукции, соотношение между  объемами производимой продукции  должно оставать ся неизменным.

Уровень резерва  прибыльности (РП) как доли от планируемого объема про даж (ОП) определяется по формуле:

Информация о работе Маржинальный анализ: расчет точки безубыточности и маржинального дохода предприятия