Место Республики Беларусь в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание

Эволюция мирового хозяйства во второй половине ХХ века связывается с поступательным развитием экономики отдельных, прежде всего, промышленно развитых стран. При этом основной ее тенденцией развития стала интернационализация хозяйственной жизни. Движение по всему миру гигантских потоков капитала, товаров, людей и интенсивный обмен информацией определяют лицо и динамику уходящего века. Для собирательного обозначения всех этих процессов применяется термин “глобализация”.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая новая.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Интеграция  происходит на трех взаимосвязанных  уровнях экономических отношении  –функциональных (микроэкономическом и макроэкономическом) и институциональным. На функциональных уровнях происходит взаимодействие единичных и агрегированных экономических субъектов национальных хозяйств с экономическими субъектами мировой экономики. На институциональном уровне развиваются экономические институты, т.е., правила и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также нормы поведения, которые определяют формы и границы экономических отношении, происходящих на микро- и макро-уровнях.

     На  современном этапе экономика  Республики Беларусь является одинаково  мало интегрированной в мировую рыночную систему на всех уровнях. Ее внешние торговые, инвестиционные связи только налаживаются и пока носят нестабильный и ограниченный характер. Институт собственности, денежно-кредитные и валютно-финансовые институты, рыночная инфраструктура Республики Беларусь пока не вышли на стандарты рыночной экономики промышленно развитых стран. Белорусское хозяйственное законодательство, как один из экономических институтов, пока лишь частично соответствует нормам международного права.

     2.3. Интеграционные процессы в рамках таможенного союза

Интеграция  национального хозяйства в мировую  рыночную систему – это процесс  развития взаимосвязей между субъектами национальной и мировой экономики  и приобретения ими взаимовыгодного, устойчивого, регулярного и необратимого характера.

Международные экономические отношения Беларуси можно разделить на две группы: 1) экономические связи со странами СНГ; 2) экономические связи с дальним  зарубежьем. Поскольку каждая из этих групп  имеет свою специфику.

Специфика сложившейся структуры хозяйства Беларуси, промышленность которой ориентирована на ввоз сырья и комплектующих изделии и вывоз готовой продукции, делает ее в значительной степени зависимой от внешнего мира. Прежде всего это касается стран СНГ, зависимость от которых создавалась десятилетиями.

Республика  Беларусь выступает за превращение  Содружества Независимых Государств (СНГ) в региональную организацию  с высоким уровнем экономической  и политической интеграции, а также  за повышение эффективности деятельности его органов, их реорганизацию с целью оперативного принятия и создания действенного механизма контроля над исполнением принимаемых решений.

Интересы  Беларуси в рамках СНГ заключаются  в создании зоны свободной торговли, которая способствовала бы формированию в рамках Содружества полноценной рыночной инфраструктуры, развитию общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.

Основными направлениями многостороннего  сотрудничества Беларуси (помимо деятельности в глобальных международных организациях) является работа в рамках таможенного союза.[6, 237-239 с.]

     Таможенный  союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

Главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания единого экономического пространства с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили на себе экономики всех без исключения государств, дал возможность ускорить решение интеграционных задач

27 ноября 2009 года в Минске лидеры трех  государств – Белоруссии, Казахстана  и России – подписали ряд  документов, которые дают старт  практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года. С этой даты в странах Таможенного союза вводится в действие Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования, а полномочия по его формированию делегируются решением глав трех государств наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. Кроме того, с 1 июля 2010 года начнет действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и функционировать единая таможенная территория трех государств. Это означает, что со второй половины следующего года будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими странами. Товары, в первую очередь казахстанского, белорусского и российского производства, начнут перемещаться свободно в том смысле, что не будут обременяться сборами и таможенными пошлинами.

В соглашении о создании таможенного союза  оговариваются следующие  моменты:

  • снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
  • перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
  • устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
  • унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
  • согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
  • введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного  регулирования при торговле с третьими странами;
  • создание общей системы преференций.

     Устранение  таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного  союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств -– членов Таможенного союза на 15–18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее $400 млрд. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для Белоруссии, Казахстана и России.

Процесс создания европейского Таможенного  союза начался с подписания в 1957 году договора о ЕС, который обязал постепенно отменять таможенные пошлины  и сборы, имеющие равнозначный эффект. После 1968 года начался процесс постепенной  отмены таможенного контроля на границах между государствами-членами ЕС, который завершился к 1993 году. В целом на построение Таможенного союза у Европы ушло почти 40 лет.

Формирование  Таможенного союза государств-участников ЕврАзЭС происходит в сжатые сроки. Белоруссия, Казахстан и Россия прошли путь становления Таможенного союза за 15 лет, а правовую базу сформировали всего за два года вопреки мнениям скептиков, которые, ссылаясь на европейский опыт, предрекали евразийским процессам протяженность в несколько десятилетий.

На сегодня  подписано 77 документов по формированию правовой базы Таможенного союза, в  том числе 42 международных договора, из которых 19 уже ратифицированы сторонами, 14 из них вступили в силу. Также  принято 40 решений Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств. Следует отметить, что принятие в сжатые сроки такого количества значимых документов произошло только благодаря политической воле глав государств и практической деятельности правительств  трех стран.

Особенно  важным для государств-членов Евразийского экономического сообщества и интеграционного процесса был 2009 год. Мировой финансовый кризис, последствия которого ощутили на себе экономики всех без исключения государств сообщества, дал возможность ускорить решение интеграционных задач. Более того, можно с уверенностью сказать, что сам факт создания интеграционного объединения в форме Таможенного союза – мощная антикризисная мера. Полагаю, что ближайшие два года будут временем масштабного прорыва Таможенного союза.

На сегодня  в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – приняты международные договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к нему других государств, создание единой таможенной территории.

В договоре о создании единой таможенной территории закреплена решимость сторон с момента создания единой таможенной территории отказаться во взаимной торговле от таможенных пошлин, количественных ограничений и эквивалентных им мер, за исключением защитных, антидемпинговых и компенсационных. Договором исключается возможность введения в торговле с третьей стороной таможенного режима более благоприятного, чем тот, что будет сформирован между странами – членами Таможенного союза.

Главное в Таможенном союзе то, что несколько  таможенных территорий заменяются единой таможенной территорией. На единой таможенной территории устанавливается общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменяется таможенный контроль на внутренней таможенной границе. Таможенный кодекс разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), прозрачен и максимально удобен как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Он является кодексом прямого действия, обязательным к исполнению на территории всех трех государств. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а законодательства в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии таможенного союза. На основе положений Конвенции Киото в Таможенный кодекс включена глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств – членов Таможенного союза. Кроме того, в Таможенном кодексе содержится норма о взаимном признании решений, принятых таможенными органами на таможенной территории Таможенного союза. Важным в кодексе является то, что под экспортом признается процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся с его территории. То есть, перемещение товаров из России в Казахстан экспортом уже являться не будет - это будет взаимная торговля. По истечении переходного периода участник внешнеторговой деятельности будет также вправе осуществлять декларирование товаров в любом таможенном органе Таможенного союза, исходя из интересов своей экономической деятельности.

Экономический смысл интеграции в рамках Таможенного  союза состоит в объединении  национальных экономик в один воспроизводственный  комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики. Несостоятельными являются утверждения о том, что за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так как владеет всеми морскими портами. В этой связи надо отметить, что в Казахстане находится большая по протяженности граница с Китаем, что большой поток грузов идет в Европу и Азию не только морским путем.

Более того, Белоруссия, Казахстан и Россия являются сухопутным мостом между основными  производителями и потребителями. По оценкам экспертов, львиная доля доходов от грузового транзита поглощается сейчас морскими судоходными компаниями. Однако конкурентным преимуществом сухопутного пути является скорость движения. Так, например, время товаров в пути по дороге Европа – Россия – Казахстан – Китай составляет 10–14 дней, а доставка по морскому пути занимает до 45 суток. Поэтому можно ожидать значительного роста транзитного потенциала трех стран.

Таможенный  союз является фундаментом создания Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное количество квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, имеется емкий рынок с общим населением почти в 170 млн человек. Белоруссия, Казахстан и Россия обладают высокой степенью самодостаточности экономик. И самое главное – в будущем страны Таможенного союза могут образовать валютный союз на основе общей денежной единицы. Именно поэтому главы государств Таможенного союза на неформальном саммите в Алма-Ате 18 декабря 2009 года утвердили план создания Единого экономического пространства, в рамках которого будут действовать единые энергорынок и транспортная система. Создание Единого экономического пространства означает, что появится экономический союз с общим рынком товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. При этом, как указали президенты трех стран, создание Единого экономического пространства амбициозный проект и скорее промежуточный этап интеграции. Конечная цель – создание на евразийском пространстве некоего аналога Евросоюза. Функционирование Таможенного союза приведет если не к росту, то к нормализации приграничного сотрудничества за счет эффекта минимизации пограничных издержек, который сулит очевидную огромную выгоду.

Информация о работе Место Республики Беларусь в мировой экономической системе