Методика учета экспортных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 22:04, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение существующей методики учета экспортных операций. Актуальность темы заключается в том, что в условиях перехода к системе рыночных отношений существенно изменилась политика в области учета экспортных операций.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 567.00 Кб (Скачать документ)

     Вариантов экспортных операций может быть бесчисленное множество. Они зависят от характера экспортируемого товара, коммерческих, транспортных или других условий контракта.

     Работа  бухгалтерии организации-экспортера ориентируется на решение следующих задач:

  1. Формирование информации о реализации экспортных товаров.
  2. Своевременное выявление и правильное исчисление финансовых результатов.
  3. Формирование достоверной информации о состоянии расчетов с иностранными покупателями и посредниками.
  4. Формирование информации о курсовых разницах, правильное исчисление и своевременное документальное подтверждение расчетов по НДС.

     Основой для учета является контракт с  иностранными покупателями на продажу  экспортных товаров. В контракте  определяется, что является учетной товарной партией. За учетную товарную партию принимается определенное количество однородного груза, отправленного в один адрес, по одному контракту, оформленное одним транспортным документом и отфактуровано одним счетом. 

     1.3. Учет экспортных операций с участием посредников 

     Экспортные  операции могут осуществлять посреднические фирмы, работающие по договорам комиссии или поручения. Посредник – это  юридическое или физическое лицо, стоящее между продавцом или  покупателем товара, оказывающее  определенные услуги продавцу или покупателю на основании заключенного между ними договора.

     В международной торговле большое  количество сделок совершается через  посредников. Объясняется это несколькими  причинами.

     Во-первых, недостаточное знание экспортером  рынка своего товара, условий торговли этим товаром в конкретной стране может привести его к большим потерям. Квалифицированные фирмы – посредники, владеющие информацией о положении на рынке данного товара или услуг, располагающие сведениями о фирмах-покупателях, могут более эффективно реализовать экспортный товар.

     Во-вторых, к услугам посредников прибегают  при сбыте на уже освоенном  рынке нового товара, чтобы выяснить, будет ли этот товар пользоваться спросом, найдет ли он покупателей на предложенных условиях и что можно предпринять, чтобы продвинуть новый товар на этот рынок. Часто экспортеры используют местные торгово-посреднические фирмы, имеющие разветвленную сбытовую сеть, складские помещения, демонстрационные залы. В этом случае экспортеру не нужно развивать собственную сбытовую сеть на территории страны импортера, на чем экономятся значительные средства. К тому же местные фирмы-посредники лучше знают свой национальный рынок и могут более выгодно реализовать товар.

     Немаловажным  фактором является и то, что экспортер, прибегающий к услугам посредников, освобождается от многих забот, связанных с реализацией товара.

     Посредники  используются и для получения  информационно- консультационных услуг  по изучению рынка с целью приобретения собственных знаний о рынке товара: о его фирменной структуре, о качестве предлагаемых на рынке товаров и ценах на них, о требованиях покупателей к качеству товара. Это особенно полезно в начальном периоде внешнеэкономической деятельности, пока предприятие не накопит свой собственный опыт.

     Но  в привлечении посредников есть и свои минусы. Отсутствие прямых контактов  с покупателями экспортной продукции  не лучшим образом сказывается на освоении нужных рынков. Кроме того, плата за услуги посредников снижает  доход от экспорта.

     Таким образом, вопрос о том, воспользоваться услугами посредника или самому искать себе иностранного партера и заключать с ним контракт напрямую, российское предприятие должно решать в каждом конкретном случае, сопоставив все преимущества и недостатки.

     При осуществлении внешнеторговых сделок с участием посредников очень важным является вопрос правового оформления отношений трех сторон – продавца, покупателя и посредника. И здесь имеет значение несколько моментов.

     Прежде  всего, нужно уяснить, кого представляет посредник, стоящий между продавцом и покупателем. Он не может одновременно представлять интересы той и другой стороны. Поэтому, как правило, кто к нему обратился за услугами первым, ту сторону он и будет представлять, именно с этой стороной у него должен быть заключен договор на обслуживание. Этим договором определяется объем полномочий посредника, его права и обязанности.

     Именно  характер договора, заключенного между  посредником и стороной, которую  он представляет, определяет правовую базу взаимоотношений посредника с другой стороной сделки: имеет ли право посредник заключать и подписывать эту сделку и если имеет, то от чьего имени и за чей счет. По этому критерию посредников в мировой практике делят на четыре группы

     Первая  группа – это посредники, не имеющие  права подписи сделок вообще (представители, брокеры, маклеры). Они подыскивают для представляемой ими стороны партнера по сделке, сводят стороны, но сами стороной договора в сделке не выступают. Между посредником такого рода и представляемой им стороной (принципалом), подписывается агентский договор на определенный или неопределенный срок. В этом соглашении оговариваются виды товара, которые посредник будет продавать, характер права (исключительное или с оговорками), цена определяется принципалом, посредник не влияет на формирование цены, порядок представления отчетности и размер вознаграждения. Право собственности на товар к посреднику не переходит, оно остается у принципала до момента продажи товара покупателю. В международной торговой практике принято включать в договор в качестве обязанности посредника оговорку о неконкуренции.

     Правовые  особенности агентских договоров  установлены главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  ГК РФ).

     Определение агентского договора дает статья 1005 ГК РФ:

     "Статья 1005. Агентский договор

     1. По агентскому договору одна  сторона (агент) обязуется за  вознаграждение совершать по  поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия  от своего имени, но за счет  принципала либо от имени и  за счет принципала.

     По  сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

     По  сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

     2. В случаях, когда в агентском  договоре, заключенном в письменной  форме, предусмотрены общие полномочия  агента на совершение сделок от имени принципала, последний в отношениях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у агента надлежащих полномочий, если не докажет, что третье лицо знало или должно было знать об ограничении полномочий агента.

     3. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

     4. Законом могут быть предусмотрены  особенности отдельных видов  агентского договора".

     Из  определения следует, что сторонами  по агентскому договору выступают агент (исполнитель) и принципал (заказчик).

     По  агентскому договору агент обязуется  за вознаграждение совершать по поручению  принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

     В зависимости от того, как заключен агентский договор, различаются права и обязанности каждой из сторон договора.

     По  сделке, совершенной агентом с  третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае к отношениям, вытекающим из агентского договора применимы правила главы 51 ГК РФ, то есть правила договора комиссии.

     По  сделке, совершенной агентом с  третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В данном случае применимы правила главы 49 ГК РФ "Договор поручения". Следует иметь в виду, что если агентское соглашение реализовано по схеме договора поручения, то к нему, так же как и к договору поручения, применяются общие нормы о представительстве, установленные главой 10 ГК РФ.

     Агентский договор представляет собой форму  посреднического договора, который  включает в себя элементы договора поручения и комиссионного договора.

     В рамках одного договора на агента могут  быть возложены поручения разного  характера: одни он исполняет, выступая от своего имени, другие - от имени своего принципала.

     Принципал уплачивает агенту вознаграждение в  размере и в порядке, определенном в агентском договоре. Это положение устанавливается статьей 1006 ГК РФ:

     "Статья 1006. Агентское вознаграждение 

     Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных  в агентском договоре.

     Если  в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

     При отсутствии в договоре условий о  порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения".

     Агентский договор, так же как и договор комиссии, предполагается возмездным. Вне зависимости от того, выступает агент от имени принципала или от своего имени, принципал обязан уплатить вознаграждение, даже если положение об оплате упущено в договоре. Агентский договор может ограничивать права принципала и агента, это установлено статьей 1007 ГК РФ:

     "Статья 1007. Ограничения агентским договором  прав принципала и агента 

     1. Агентским договором может быть  предусмотрено обязательство принципала  не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.

     2. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре.

     3. Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными".

     Проведем  сравнение с договором комиссии. Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием  или без указания территории его  исполнения. Он может содержать или не содержать обязательство комитента не предоставлять третьим лицам права совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру. Условия относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии, могут оговариваться, а могут и не оговариваться. В данном отношении агентский договор аналогичен договору комиссии.

     Подобные  ограничения в рамках договора поручения  невозможны.

     Если  по договору поручения поверенный не может перепоручить исполнение поручения, то в рамках агентского договора агент (даже если он выступает от имени принципала) может передать часть своих обязанностей субагенту, если это не будет противоречить пункту 2 статьи 1009 ГК РФ, в соответствии с которым субагент может действовать от имени принципала на общих условиях передоверия.

     Это означает, что субагенту должна быть выдана нотариально удостоверенная доверенность. Однако в данном случае спорным становится вопрос о возможности  многократного передоверия. Так  же, как это предусмотрено для договора комиссии, агент обязан во всех случаях представлять отчеты принципалу в соответствии со статьей 1008 ГК РФ.

     В этом заключается отличие от договора поручения, когда, в зависимости  от характера поручения, может отсутствовать  необходимость представлять отчет доверителю.

     Если  посредническим договором не предусмотрены  сроки представления отчетов, то комиссионер должен представить  отчет по исполнении поручения, а  агент - по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.

Информация о работе Методика учета экспортных операций