Методы экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:28, реферат

Описание

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Работа состоит из  1 файл

вариант 5.docx

— 85.47 Кб (Скачать документ)

Торговый  капитал – капитал, функционирующий  в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся часть промышленного (товарного) капитала. Практически это  означает, что промышленник, вкладывающий свой капитал в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а  передает эту функцию специальным  торговым предприятиям. Торговый капитал  становится как бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический смысл такого обособления  состоит в том, что торговец экономит промышленнику время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров  быстрее (лучше знает условия  реализации, спрос покупателей и  т.д.) и с меньшими затратами.

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Отсюда  рынок как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Единство  всех вышеназванных категорий заключается  в том, что они выражают единую сущность – экономические связи  между людьми в процессе движения товаров.

Суть  рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.

 

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками  любой структуры являются:

-тесная  связь между ее элементами;

-определенная  устойчивость этих связей;

-целостность,  совокупность данных элементов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

Рынок в  целом характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев. Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры и системы рынка:

- По объектам:

1. Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

  1. - рынок продовольственных товаров;
  2. - рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
  3. - рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

2. Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- рынок  жилья распространяет свои действия  на жилые помещения;

- особой  категорией рынка недвижимости  выступает земля; под землей  в данном случае понимаются  не только земельные участки  для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные  ископаемые.

3. Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

4. Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

5. Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами.

6. Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

7. Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

8. Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

9. Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

- По субъектам:

1. Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

2. Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

3. Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

4. Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

- По общественному разделению труда:

1. Местный  (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

2. Региональный рынок

3. Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

4. Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

- По уровню насыщения:

  1. -Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;
  2. -Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;
  3. -Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

- По степени зрелости:

  1. -Неразвитый рынок;
  2. -Развитый рынок;
  3. -Формирующийся рынок;

- По степени ограниченности конкуренции:

1. Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции не-зависимых товаропроизводителей;

2. Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция;

3. Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

4. Смешанный рынок;

- По соответствию действующему законодательству:

1. Легальный рынок (открытый, узаконенный);

2. Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

- По организации рыночного обмена:

  1. -Оптовый рынок;
  2. -Розничный рынок;
  3. -Экспортный рынок;
  4. -Импортный рынок;

- С учетом ассортимента товаров:

1. Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

2. Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей;

3. Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

4. Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой;

 

4. Выберите номер правильного ответа и обоснуйте его. Фактором повышения эластичности спроса является:

а) уменьшение затрат, приходящихся на покупку данных товаров в общем бюджете потребителя;

б) рост числа товаров субститутов;

в) повышение  субъективной необходимости в приобретении данного товара.

 

Ответ: б

 

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

 

Список литературы:

 

  1. Курс экономической теории: учеб. для вузов / Под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 830 с;
  2. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия. – М.: Экономика, 2005. – 727 с.
  3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2006. – 561 с;
  4. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. 4-е изд. М.: Юрайт-Издат, 2005. – 650 с.
  5. Фишер С. У., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер.с англ. – М.: Дело, 1999. – 829 с.

 


Информация о работе Методы экономической теории