Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции………………………………………………….…5
1.2. Причины инфляции………...…………………………………………6
1.3. Виды и типы инфляции……………………………………………….7
II. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РБ
2.1. Последствия инфляции 13
2.2. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.3. Основные направления и методы антиинфляционного регулирова-ния в Республике Беларусь………………………………………….……18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения. Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения.
2.
Следует ликвидировать в 2004 г.
перекрестное субсидирование
Такая динамика ликвидации перекрестного субсидирования может дать 10-15 процентных пунктов прироста ИПЦ ежегодно в течение трех лет и возможность многократного превышения темпов роста индексов тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с индексами роста их себестоимости. Вместе с тем специфика этого процесса такова, что он не требует адекватной девальвации национальной валюты с целью поддержания конкурентоспособности экспорта, наоборот, даже при нулевой эластичности обменного курса по отношению к этому росту цен, вызванному снятием перекрестного субсидирования, ценовая конкурентоспособность экспорта должна возрастать. Меры данного порядка потребуют соответствующего роста номинальной заработной платы и доходов населения, которые, однако, с учетом предыдущих замечаний повысят долларовое значение заработной платы и доходов населения. В целом указанные подвижки создадут условия для повышения эффективности работы служб ЖКХ.
3. Доведение тарифов на услуги пассажирского транспорта в течение 2004 гг. до уровня, обеспечивающего его самоокупаемость, (вклад около 2-3 процентных пунктов в ИПЦ в течение двух лет) должно поднять уровень самофинансирования транспорта и повысить эффективность его работы. Замечания, сделанные в отношении ЖКХ, во многом справедливы и для пассажирского транспорта – подобное повышение цен не стимулирует девальвацию (через необходимость повышения ценовой конкурентоспособности экспорта) и требует повышения заработной платы и доходов населения.
4. Выравнивание потребительских цен на продовольствие и закупочных сельскохозяйственных цен с западными областями России в основном должно быть осуществлено в 2004 г.
Это позволит, учитывая стратегическое партнерство с Россией и наличие бестаможенных с ней границ, нормализовать продовольственный рынок и целенаправленно ориентировать отечественных производителей на норму эффективности, адекватную российскому рынку (поскольку его размеры превосходят белорусский рынок).
Структурные изменения в системе цен до 2005 г. должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении, а также действий по вступлению Беларуси в ВТО. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.
1.
С учетом финансовой и
2.
При осуществлении
3.
Для обоснования целевого
4.
Использование изложенного
Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.
1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета. 2004. 18 янв.
2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003.
4.
Бирюкова О. Дневник
5.
Борисова Г.Б. Высокая
6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. № 44. С. 9.
7.
Ивашковский С.Н.
8.
Инфляция должна быть
9. Корбут Н. Финансовая система жива, специалисты реально оценивают проблемы и имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2002. № 2. С. 4-6.
10. Кухтик Л. 2003 год: платежи в целевые бюджетные фонды. // Национальная экономическая газета. 2003. №8. С. 5-7.
11. Масинкевич Н. Бремя станет легче? // Национальная экономическая газета. 2002. 06 сент. С. 13.
12.
Образкова Т.В. Особенности
13.
Основные направления
14. Ракова Е.Ю. Анализ факторов роста потребительских цен в Республике Беларусь // Проблемы экономико-математического моделирования. 2000. С. 103-115.
15.
Республика Беларусь в цифрах:
краткий статистический
16.
Скуратович К. Цена
17. Тарасов В. Ожидается усиление рубля // Белорусский рынок. 2003. №37. С. 14.
18. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.