Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:37, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение сущности методов, принципов и функций социальной защиты населения.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Изучить литературу и нормативно правовые акты по данной теме;
дать характеристику методов, принципов и функций социальной защиты населения;
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Социальная защита населения…………………………………………..….... 5
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения……….... 5
1.2. Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты
населения ………………………………………………………………………...12
2. Методы социальной защиты населения……………………………….....… 20
2.1 .Социально-экономические методы социальной защиты населения…… 20
2.2 Организационно-распорядительные методы социальной защиты
населения………………………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………
Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ 5 августа 1991 г., затем был организован департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.).
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.7
Особенность социальной политики государств в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
В последние годы наблюдается значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения.
В связи с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом социальном явлении в современной России.
Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли».
Среди механизмов социальной защиты населения
можно выделить следующие: правовые, организационно-
распорядительные, финансово- материальные
и кадровые.
Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций.
Механизмы | Суть | Нормативно-правовая база | |
Государственный социальный заказ | Принципы,
правила и положения |
Закон проект «О государственном социальном заказе» | |
Социальное обслуживание | Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование). | ФЗ «О
некоммерческих организациях» ст.24 | |
Государственное социальное спонсорство | Предоставление
льгот
Некоммерческим благотворительным организациям. |
||
Лоббирование | Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также для обеспечения большей гласности в работе этих органов. | Законопроект
«О регулировании лоббистской | |
Стимулирование финансовой активности прямым финишированием | Прямое, контракто-договорное
и конкурсное финансирование деятельности
организаций и общественно |
ФЗ «О
некоммерческих организациях» 13, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», 18 ФЗ «об общественных
объединениях», ст 17 | |
Социальное побуждение негосударственных спонсоров | Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов. | ||
2.
Методы социальной
защиты населения
2.1.Социально- населения Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся: • права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых на жилище; •
права, устанавливаемые Необходимо не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально важно, - дополнение их новыми. Методы социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг. Традиционно технологии разрабатывания минимального потребительского бюджета формировались на чисто статистической, нормативно-статистической и чисто нормативной базе, то есть информационно-методических основах. Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок.8 При исчислении прожиточного минимума до начала 1990 г. минимальный прожиточный бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно триста разновидностей различных товаров и услуг, объединенных в «потребительские корзины»: продукты питания, гардероб. Предметы бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п. ___________________ 8Кучерков Н. С. Пенсионная
система РФ: состояние и пути реформирования
// Вестник финансовой Академии. 2005. № 4,с.5-12 Поскольку потребности разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки.9 Отдельным вопросом стоял уровень цен, принимаемых при расчетах стоимостных объемов годовых покупок, и, следовательно, годового и месячного объемов минимального потребительского бюджета. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен.10 Создаваемая
в настоящее время система
социальной защиты населения во многом
базируется на опыте наиболее развитых
зарубежных стран с рыночной экономикой.
Однако если в России ее основные элементы
создаются одноразово, на законодательной
основе и в основном на государственной
экономической базе, то в большинстве
других стран система социальной защиты
явилась результатом достаточно длительного
развития и отличается множеством форм
и экономических источников. В то же время
системы социальной поддержки имеют и
общие, обусловленные основными особенностями
социализированной экономики характеристики,
что позволяет творчески заимствовать
опыт других стран. Рассмотрим с этой точки
зрения основные элементы системы социальной
защиты.11 ____________________ 9 Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство ВЕК, 2006г, с.76-79 10 Иванченко В. Перспективы социально-интегрированного общества // Экономист, 2007, № 1, с.123-126
11 Курс экономики:
Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.4-е изд.,
перераб. И доп. – М.:ИНФРА – М, 2006г, с.243-246
____________________ 12 Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Под ред. А.Г. Анагбегяна. - Новосибирск: Наука, 2004г, с.82-86 Заключение Итак, социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан. Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. На формирование механизма социальной защиты населения влияли следующие факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические и факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Механизм социальной защиты населения состоит из следующих основных частей - это: правовая, организационная, финансово-материальная и кадровая части. Методы социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет. Итак,
группа социально-экономических Список
использованных источников 1. Конституция РФ от 12.12.1993 года. 2. Закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.07 № 111 – ФЗ. 3.
Закон РФ «О занятости 4. Трудовой кодекс РФ от 25.07.2002 года №116-ФЗ 5. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- Минск, книжный дом. – 2004г. 6. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Омега- Л, 2007г. 7. Березин И. О «бедности» и борьбе с ней, среднем классе, социальной структуре и дифференциации доходов в России в начале XXI века // «Практический маркетинг». 2007. № 7. 8. Богатые и бедные // Экономика России: ХХI век. 2005. № 14. 9. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юристь, 2005г. 10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика.\ Общая ред. В.М. Гальперина. – СПБ: Экономическая школа, 2006г. 11. Государственное регулирование экономики / Морозова Т. Г., Дурдыев Ю. М., Тихонов В. Ф. и др.; Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 12.
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология
экономической жизни. Очерки 13. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство ВЕК, 2006г. 14. Иванченко В. Перспективы социально-интегрированного общества // Экономист, 2007, № 1. 15.
Курс экономики: Учебник / Под
ред. Б.А. Райзберга.4-е изд., перераб. И доп.
– М.:ИНФРА – М, 2006г. 16.
Кучерков Н. С. Пенсионная 17.
К.Э.Лайкам, заместитель Министра труда
и социального развития РФ, Основные этапы
и направления реформирования социальной
политики в Российской Федерации //http://www.budgetrf.ru/ 18. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006г. 19. Михеев С. // обозреватель Политком.Ру // №18(145) 7-14 мая 2005г. 20.Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008г. 21. Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: «Дашков и Ко», 2005. 22. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.-М.: ИНФРА -М, 2004г. 23. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003. 24.
Сайт Федеральной службы 25. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2007 26. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М,2007 27. Технология социальной работы/Под ред. И.Г, Зайнышева - М.: ВЛАДОС, 2006 28. Чечелева Т. В. Социальные проблемы на фоне современной экономики. // Вестник финансовой академии. 2005. № 4. 29. Экономика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: «Интеллект центр», 2005г. 30. Юрьев М.З., заместитель Председателя Государственной Думы Федераль-ного Собрания Российской Федерации Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №24(112)-1999.-с. 32. 31. Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология - М.: ВЛАДОС,
2007 |