Методы социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение сущности методов, принципов и функций социальной защиты населения.
Исходя из цели, автор ставит перед собой следующие задачи:
Изучить литературу и нормативно правовые акты по данной теме;
дать характеристику методов, принципов и функций социальной защиты населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Социальная защита населения…………………………………………..….... 5
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения……….... 5
1.2. Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты
населения ………………………………………………………………………...12
2. Методы социальной защиты населения……………………………….....… 20
2.1 .Социально-экономические методы социальной защиты населения…… 20
2.2 Организационно-распорядительные методы социальной защиты
населения………………………………………………………………………... 28
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эк.теории социальная защита.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

       Координационный комитет, созданный на основе Указа  Президента РФ 5 августа 1991 г., затем  был организован департамент  по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.).

       Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.7

       Особенность социальной политики государств в современных  условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

       В последние годы наблюдается значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения.

В связи  с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом  социальном явлении в современной  России.

       Третий  сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли».

             Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно- распорядительные, финансово- материальные и кадровые. 

Механизм  социального взаимодействия государства  и некоммерческих организаций.

        

Механизмы Суть Нормативно-правовая база
Государственный социальный заказ        Принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы  предприятиями независимо от форм собственности  через конкурсный механизм. Закон проект «О государственном социальном заказе»
Социальное  обслуживание Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование). ФЗ «О

некоммерческих  организациях» ст.24

Государственное социальное спонсорство Предоставление  льгот

Некоммерческим

 благотворительным 

организациям.

 
Лоббирование Легализация и  правовое регулирование лоббистской  деятельности для содействия реализации конституционного права граждан  РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также для обеспечения большей гласности в работе этих органов. Законопроект  «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»
Стимулирование  финансовой активности прямым финишированием Прямое, контракто-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ. ФЗ «О

некоммерческих  организациях»

13, ФЗ «О

благотворительной деятельности и благотворительных  организациях»,

18 ФЗ «об общественных  объединениях», ст 17 

Социальное  побуждение негосударственных спонсоров Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим  материальную поддержку в форме  взносов.  
2. Методы социальной  защиты населения

       2.1.Социально-экономические  методы социальной  защиты

       населения 

       Переход к социально ориентированной  рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной  системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан - законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относятся:

       • права, закрепленные конституцией: на труд и льготы, связанный с его условиями, на образование и медицинское обслуживание, на отдых на жилище;

       • права, устанавливаемые законодательными и нормативными актами: минимальная  заработная плата, уровень пенсионного  обеспечения, стипендий, пособий социального страхования, пособий отдельным категориям населения.

       Необходимо  не только сохранение этих гарантий, но и наполнение их новым содержанием, укрепление финансовой базы и, что принципиально  важно, - дополнение их новыми.

       Методы  социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.

       Традиционно технологии разрабатывания минимального потребительского бюджета формировались  на чисто статистической, нормативно-статистической и чисто нормативной базе, то есть информационно-методических основах. Статистический подход предполагал использование данных обследований бюджетов населения с уровнем доходов ниже средних. Исходя из них определялось конкретное количество входящих в бюджет материальных благ и услуг и расходов на них. Значительно более распространенным является нормативно-статистический подход. Он предполагает разработку научно обоснованных нормативов для продуктов питания и наиболее важных услуг, прежде всего жилья, и оценки расходов на удовлетворение других видов потребностей по статистическим данным с учетом настоятельности различных потребностей, определяемых на базе тех же статистических закономерностей и экспертных оценок.8

       При исчислении прожиточного минимума до начала 1990 г. минимальный прожиточный  бюджет, который должен был лечь в основу социальных гарантий, разрабатывался практически чисто нормативным методом, с использованием статистической информации в качестве вспомогательной. Бюджет включал приблизительно триста разновидностей различных товаров и услуг, объединенных в «потребительские корзины»: продукты питания, гардероб. Предметы бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, предметы санитарии и гигиены, лекарства, социально-культурные услуги, содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.

___________________

       8Кучерков Н. С. Пенсионная система РФ: состояние и пути реформирования // Вестник финансовой Академии. 2005. № 4,с.5-12 

            Поскольку потребности разных групп населения различны, нормативы потребления по конкретным продуктам определялись по различным демографическим группам населения: детей по четырем возрастным группам, трудоспособных мужчин и женщин, пенсионеров, жителей города и деревни, семей разного состава. Для количественного определения норм потребления использовались данные специальных научных исследований, статистические данные, экспертные оценки.9

       Отдельным вопросом стоял уровень цен, принимаемых  при расчетах стоимостных объемов  годовых покупок, и, следовательно, годового и месячного объемов  минимального потребительского бюджета. Традиционные методики, совпадающие в этом плане с общепринятыми мировыми положениями, предполагали использование в расчетах прейскурантных цен.10

       Создаваемая в настоящее время система  социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран. Рассмотрим с этой точки зрения основные элементы системы социальной защиты.11 
 

____________________

       9 Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство ВЕК, 2006г, с.76-79

       10 Иванченко В. Перспективы социально-интегрированного общества // Экономист, 2007, № 1, с.123-126

        11 Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга.4-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА – М, 2006г, с.243-246 

        Минимальный потребительский бюджет - нормативная основа системы социальной защиты населения. С какими же конкретными функциями это связано?

       1) Прежде всего, объем минимального  потребительского бюджета является  той границей, которая очерчивает  уровень малообеспеченности. Все  лица, уровень дохода которых  ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, т.к. они попадают в категорию бедности.

       Бедность - это состояние, вызванное недостатком  материальных ресурсов в течение  определенного отрезка времени  и в такой степени, что ведение нормального образа жизни и наличие условий жизни, которые являются привычными или, по крайней мере, поощряются или принимаются в обществе, становятся невозможными или чрезвычайно затруднительным.

       Черта бедности - минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, т.е. обеспечить прожиточный минимум. Прожиточный минимум - минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

       В настоящее время в социальных науках сложилось две технологии определения бедности.

       а) Абсолютный подход. Основан на понимании  бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

       б) Относительный подход. Бедность рассматривается как

       относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени  отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ  жизни, наиболее распространенный в  обществе.

       В данном случае за основу может быть взят показатель «среднедушевой доход  семьи». К бедным будет отнесен  такой слой людей, которые имеют  доход, составляющий половину среднедушевого дохода в данной стране за данный период. К нищим будут, относится люди, чьи доходы составляют половину дохода бедных, или лишь четверть среднедушевого дохода по стране.

       На  практике широко распространено «административное» определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически  не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом «бедных» наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

       Однако  необходимо отметить, что на сегодняшний  день измерение бедности осуществить  чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д. Например, по мнению В.Б. Медведева, выделяется три уровня измерения бедности: а) действующая статистическая модель - определение бедности

количественным  методом по принятым нормативам; б) расширенная модель статистического  анализа; в) поддающиеся статистическому  анализу типичные факторы риска.

       Проблема  бедных - одна из самых сложных для  любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой - чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

       Поддержка нетрудоспособных граждан, например, инвалидов  детства, многодетных и неполных семей - всех, кто по объективным  причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в бюджет государства.

       Государство при этом выступает, а роли перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами - от английского слова «transfer» перемещение, передача).

       2) Вторая важнейшая функция минимального  бюджета - собственно функция  нормативной основы социальной  защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, - размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

       Нормативно-информационной основой обеспечения этих гарантий являются системы нормативных бюджетов, прежде всего бюджеты «скромного достатка». Такие бюджеты разрабатываются государственными органами, научными организациями по заказам профсоюзов. Результаты их разработки - уровни скромного достатка и бедности - не являются официальными нормативными актами, однако служат основой при определении устанавливаемой правительством минимальной заработной платы, она корреспондируется с уровнем скромного достатка (минимума материальной обеспеченности в нашей терминологии). Такой уровень в среднем составляет примерно 70% к среднему уровню дохода.

       Уровень бедности может обеспечить только самые  необходимые потребности - в питании  и некоторых услугах. К такому уровню привязывается минимальное  социальное пособие, на которое имеют право практически все граждане страны. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

       Нормативы минимального потребительского бюджета  являются также основой для установления и пересмотра норм потребления в  учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

       3) И, наконец, третья функция.  «Потребительская корзинка» - набор  предметов, входящих в состав  минимального потребительского бюджета, - служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что в свою очередь, является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения.

       Индексация  должна соответствовать текущему росту  цен. Для регистрации ее создается служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг.

       Индексация  представляет собой механизм корректирования  денежных доходов населения с учетом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые подлежат индексации, и частоты их регулирования.

       Основными направлениями социальной политики государства в области доходов  с 1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий). Главным инструментом такого регулирования является показатель «прожиточный минимум», который представляет собой минимально допустимую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

       При проведении индексации обычно допускаются  следующие манипуляции:

       • «в корзину» включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные  товары с разной возможностью роста  цен;

       • объем потребления определяется по физиологическому минимуму

       и нередко бывает даже значительно  ниже этого минимума;

       • индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием  от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно «прикарманивать» доходы населения.

       Таким образом, опыт проведения мероприятий  социальной защиты показывает, что  они могут являться действенным  инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее  время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру, индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

       В настоящее время приводится в  жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых «уравнительных» льгот для больших групп населения с различными уровнями доходов; планирование помощи  только социально незащищенным группам населения с уровнем душевого дохода ниже стоимости продуктовой корзины минимального потребительского бюджета.

       Итак, группа социально-экономических методов  объединяет все те способы, с помощью  которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов.             Изменения происходящие в обществе, в частности переход к рыночным отношениям в экономике, требуют кардинальной перестройки всех основных элементов общественных отношений. Успех радикальной экономической реформы, социальное состояние общества, его стабильность в значительной степени зависят от того, насколько органично взаимодействуют свойственные рыночной экономике мотивации и стимулы к труду, свобода и масштабы предпринимательской деятельности с эффективной социальной защитой населения и материальной поддержкой его наиболее слабых слоев. 
 
 

2.2 Организационно-распорядительные  методы социальной

       защиты  населения 

       Административные (организационные) методы имеют большое значение в практике управления. Они основаны на отношениях субординации, власти и подчинения, присущих системе управления.

       В системе управления используется достаточно большое число методов административного  воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.

       Если  в качестве критерия рассматривать  функцию, которую выполняют способы  административного воздействия  в реальном управлении, то можно  выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

       Распорядительные  методы - это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или  иная система организации, определяются задачи, права и ответственность  структур управления, устанавливаются  определенные правила, конкретные предписания  к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

       К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструментирование и др.

       Регламентирование представляет собой разработку и  применение положений, должностных  инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива.

       Регламентный  метод включает в себя следующие  положения: организационную структуры, состав органов управления коллектива и его подразделений; конкретное разграничение прав и обязанностей, полномочий органов управления; порядок разрешения противоречий, возникающих между отдельными органами управления в процессе профессиональной деятельности; перечень форм и методов управления в коллективе, организации, используемых для решения тех или иных вопросов (формы - общее собрание, конференция, комиссия, методы - коллективное обсуждение проблем, изучение общественного мнения, общественная экспертиза); конкретные процедуры принятия решений по отдельным социальным, профессиональным и другим вопросам; системы и меры материальной, моральной, административно-правовой защиты, системы стимулирования и т.д.

       Регламентирование обеспечивает организованность в работе, поддерживает оптимальный режим  деятельности, не допускает действия стихийных факторов, вносит в деятельность коллектива порядок и дисциплину.

       Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и  перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место  и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.

       Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная, символическая, графическая, цветовая.

       Организационные методы. Применяются при необходимости  создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

       Инструктирование - процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

       Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяются две формы использования этих методов: письменно документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.

       Распорядительное  воздействие методов направлено, прежде всего, на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности.

       Дисциплинарные  методы. В социальной работе, когда  приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо  без соответствующего порядка и  правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

       Классифицируются  методы и по функциям управления. Понятие  «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений.

       Одна  из важнейших функций социального  управления - планирование. Планирование предполагает: определение целей деятельности, выбор средств осуществления поставленной цели, определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи, создание программы достижения поставленной цели, учет результатов деятельности, корректировку принятых программ, научно обоснованное предвидение результатов реализации программы, постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.

       Прогнозирование - научное предвидение будущего, определение конечного состояния  клиента на перспективу, ее переходных состояний.

       Моделирование - идеальная разработка различных  ситуаций и состояний развития объекта  в течение всего планируемого периода.

       Программирование - выявление этапов последовательного  перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

       Особую  группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно исполнительская деятельность; кадровое обеспечение; ресурсное обеспечение; распорядительство; определение времени работы; контроль. Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.12

       Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социальной защиты населения - помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

____________________

               12 Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Под ред. А.Г. Анагбегяна. - Новосибирск: Наука, 2004г, с.82-86

Заключение 

       Итак, социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан.

       Органы  управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений

       Механизм  социальной защиты старых людей реализуется  на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.

       На  формирование механизма социальной защиты населения влияли следующие  факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические и факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Механизм социальной защиты населения состоит из следующих основных частей - это: правовая, организационная, финансово-материальная и кадровая части.

       Методы  социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов  и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.

       Итак, группа социально-экономических методов  объединяет все те способы, с помощью  которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

       1. Конституция РФ от 12.12.1993 года.

       2. Закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.07 № 111 – ФЗ.

       3. Закон РФ «О занятости населения  в РФ» от 29.12.06 № 188 – ФЗ.

       4. Трудовой кодекс РФ от 25.07.2002 года  №116-ФЗ

       5. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник.- Минск, книжный дом. – 2004г.

       6. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Омега- Л, 2007г.

       7. Березин И. О «бедности» и борьбе с ней, среднем классе, социальной структуре и дифференциации доходов в России в начале XXI века // «Практический маркетинг». 2007. № 7.

       8. Богатые и бедные // Экономика России: ХХI век. 2005. № 14.

       9. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие – МЮ: Юристь, 2005г.

       10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов  В.И. Микроэкономика.\ Общая ред.  В.М. Гальперина. – СПБ: Экономическая  школа, 2006г. 

        11. Государственное регулирование экономики / Морозова Т. Г., Дурдыев Ю. М., Тихонов В. Ф. и др.; Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

       12. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология  экономической жизни. Очерки теории. Под ред. А.Г. Анагбегяна. - Новосибирск: Наука, 2004г.

       13. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство ВЕК, 2006г.

       14. Иванченко В. Перспективы социально-интегрированного общества // Экономист, 2007, № 1.

       15. Курс экономики: Учебник / Под  ред. Б.А. Райзберга.4-е изд., перераб. И доп. – М.:ИНФРА – М, 2006г. 

       16. Кучерков Н. С. Пенсионная система  РФ: состояние и пути реформирования // Вестник финансовой Академии. 2005. № 4.

       17. К.Э.Лайкам, заместитель Министра труда и социального развития РФ, Основные этапы и направления реформирования социальной политики в Российской Федерации //http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/

       18. Макроэкономика. Теория и российская  практика / Под ред. Грязновой  А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2006г.

       19. Михеев С. // обозреватель Политком.Ру // №18(145) 7-14 мая 2005г.

       20.Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008г.

       21. Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: «Дашков и Ко», 2005.

       22. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.-М.: ИНФРА -М, 2004г.

       23. Сажина М. А., Чибриков Г. Г.  Экономическая теория. – М.: Издательство  НОРМА, 2003.

       24. Сайт Федеральной службы занятости  // http://rustrud.ru

       25. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 2007

       26. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М,2007

       27. Технология социальной работы/Под ред. И.Г, Зайнышева - М.:

ВЛАДОС, 2006

       28. Чечелева Т. В. Социальные проблемы на фоне современной экономики. // Вестник финансовой академии. 2005. № 4.

       29. Экономика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: «Интеллект центр», 2005г.

       30. Юрьев М.З., заместитель Председателя Государственной Думы Федераль-ного Собрания Российской Федерации Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №24(112)-1999.-с. 32.

       31. Яцемирская Р.С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология - М.:

ВЛАДОС, 2007 
 
 

       

Информация о работе Методы социальной защиты населения