Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:14, курсовая работа

Описание

Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность международной экономической интеграции…………………......6
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции………………………………………………………………….7
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции………………………………………………………………...10
1.3 Факторы развития международной экономической интеграции….12
1.4 Признаки интеграции….……………………………………………...13
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции………………..16
2.1 Этапы экономической интеграции………………...………………...19
2.2 Преференциальные торговые соглашения…………..……………...19
2.3 Зона свободной торговли…………………...………………………. 20
2.4 Таможенный союз…..………………………………………………...22
2.5 Общий рынок……...…………………………………………………..23
2.6 Экономический союз………………………..………………………..24
2.7 Политико-экономический союз……………..……………………….27
3. Теории международной экономической интеграции………………………27
4. Последствия международной экономической интеграции………………...31
5. Модели современных интеграционных процессов…………………………32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Межд. Эк. Инт..doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

     Результатом международного разделения труда и  международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле-, самолетостроение и т.п.) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.

     Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

     Интернационализация производства может развиваться  по-разному. Простейшая ситуация –  это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические  связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО)2 и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ)3.

     Более высокая ступень интернационализации  предполагает выравнивание экономических  параметров стран-участниц. В международном  масштабе этот процесс стремятся  направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

     Помимо  чисто экономических причин у  региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических  отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны4, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.

     В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного  характера. Международные экономические  интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС)5, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

 

    1.2 Предпосылки международной экономической интеграции

 

     Предпосылки международной экономической интеграции состоят из:

     • Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся  стран.

     За  редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между  индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

     • Географической близости интегрирующихся  стран, наличие в большинстве  случаев общей границы и исторически  сложившихся экономических связей.

     Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных  на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном  языке. К изначальной группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

     • Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области  развития, финансирования, регулирования  экономики, политического сотрудничества и т.д.

     Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят  перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная  проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

     • Демонстрационный эффект.

     В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  экономические сдвиги (ускорение  темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

     • «Эффект домино».

     После того как большинство стран того или иного региона стали членами  интеграционного объединения, остальные  страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

 

     1.3 Факторы развития  международной экономической  интеграции

 

     1.Социально-экономическая однородность национальных предприятий.

     2.Близкие уровни экономического развития групп стран.

     3.Тесное переплетение национальных экономик на микроуровне.

     4.Длительный пролет сотрудничества.

     5.Общие границы и условия развития.

     6.Развитие коммуникационных возможностей.

     7.Общность культурных и исторических традиций.

     8.Целеустремленность государственных органов и партий стран относительно интеграционных процессов.

     9.Объективна необходимость общего решения глобальных проблем человечества.

     Главные участники и организаторы интеграционного  процесса:

     1.Государства. 

     2.Партии.

     3.ТНК. 

     4.Общественные  организации.

     Тенденциями международной экономической интеграции является глобализация мировой экономики и регионализация. Развитие МЭО (Международные Экономические Отношения), под воздействием специализации и разделения труда, приводит к глобализации.

     Основные  черты глобализации:

     Изменяется  форма производства, она переходит  в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).

     Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами.

 

     1.4 Признаки интеграции

 

     Признаками  интеграции являются: взаимопроникновение  и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;

необходимость и целенаправленное регулирование  интеграционных процессов; возникновение  межгосударственных (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).

     Условия интеграции:

     1) развитая инфраструктура;

     2) наличие политических решений  правительства (создание условий  для интеграции - политическая и  экономическая база).

     Уровни  интеграции:

     1) макроэкономический (государственный  уровень);

     2) микроэкономический (межфирменный - ТНК).

     Развивающиеся страны создают интеграционные группировки  для преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно от 35 до 40.

     Примером  может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

     Цели  и значения международной экономической  интеграции:

     1.Использование  преимуществ экономии от масштаба за счет расширения размеров рынка, сокращения трансакционных издержек.

     2.Создание  более стабильной и предсказуемой  среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешнеполитической  среды, т.е. укрепление взаимопонимания  и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях.

     3.Создание  блока стран для участия в  многосторонних торговых и иных  переговорах.

     4.Содействие  структурной перестройке экономики  стран, осуществляющих глубокие  экономические реформы, при подключении их к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне рыночного развития.

     5.Поддержание  молодых отраслей национальной  промышленности, для которых в  этом случае возникает более  широкий региональный рынок.

     6.Достижение  наиболее высокой эффективности  производства.

     7.Возможность  регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

Информация о работе Международная экономическая интеграция