Мировая торговля: ее структура, виды, направление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание

Международная торговля—старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… .3-4

Международная торговля в системе международных экономических отношений. Концепции международной торговли ……………………5-9
Особенности динамики и изменений территориально-
товарной структуры международной торговли ………………………….10-11
Противоречия современной международной торговли. Роль
международной организации — Генеральной ассоциации по тарифам и торговле (Всемирной торговой организации) ……………………………12-16
Место и роль России в международной торговле ………………………..17-18
Особенности развития мировой торговли на современном этапе …….19-32
Заключение ………………………………………………………………33-34

Список используемой литературы ……………………………………34-35

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.docx

— 88.06 Кб (Скачать документ)

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

  1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
  2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

  1. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
  2. «Меркосур» — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
  3. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
  4. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные  процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Образование зон  свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран.2 Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, перерастающие в т. н. «торговые войны» (тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами—членами ЕС).

Страны-участницы торгово-экономических  блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Р. Руджеро призвал правительства стран-участниц ВТО содействовать в развитии многосторонней торговой системы. Это, по его мнению, не менее важно, чем налаживание региональных систем. Предполагается, что создание глобальной зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 году.

Важную роль в  регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался  на ряде принципов и норм:

— недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

— режим наибольшего благоприятствования, означающий предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип 
может распространяться на ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

  • использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;
  • прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;
  • предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;
  • разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины.

К началу 1996 г. в  ГАТТ состояло около 130 стран. Как отмечалось выше, с января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами-основателями стала 81 страна. Соглашению о создании ВТО предшествовал 7-летний период переговоров в рамках «уругвайского раунда». По мнению Р. Руджеро, генерального директора Всемирной торговой организации (ВТО), уругвайский раунд приведет к росту объемов торговли «почти такому же, как в золотом веке» (т. е. в 50-70-е годы).

Всемирная торговая организация помимо принципов ГАТТ включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС). Новая организация будет также регулировать международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью и контролировать защиту инвестиции. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл. Деятельность Всемирной торговой организации должна принести мировой экономике около 250 млрд. долл. дополнительного дохода ежегодно.

К концу 90-х годов  средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран должна снизиться примерно до 3%. У России в середине 90-х годов она составляла около 15%.

Во время действия соглашения ГАТТ государства, снижая таможенные пошлины, компенсировали их т. н. нетарифными барьерами. К ним можно отнести дотации национальному производству, введение различных стандартов и норм, сертификацию товаров. На Уругвайском раунде ГАТТ были подняты вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут стать преградой на пути свободной торговли. Все эти вопросы предстоит теперь решать Всемирной торговой организации.

 

 

 

 

 

               

 

 1.4.Место и роль России в международной торговле.

 

Удельный вес  СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в 1983 г., а затем постепенно снижался, со ставив 1,8% в 1990 г. (примерно 61 млрд. долл.). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР), приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна.

В товарной структуре  экспорта России сохраняется сырьевая направленность с преобладанием  в ней энергоносителей. Доля сырьевых отраслей в экспорте страны составляет около 90%. Хотя окупаемость вложенного рубля в них достигает 10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5, в электронике — 2-3, сфере обращения — 1-1,5 года.

Некоторые российские экономисты не видят большой беды в сырьевой экспортной ориентации страны. Если подобная экспортная специализация выгодна, считают они, значит ее следует поддерживать, одновременно добиваясь повышения глубины и качества переработки первичных ресурсов. Проблема как раз в другом, а именно — в сокращении в последние годы (1992-1995 гг.) доли нефти и газа в экспорте России и в увеличении доли экспорта продукции экологически вредных производств, в частности, продукции металлургической, целлюлозно-бумажной, химической отраслей. Наращивая производство и экспорт продукции такого рода, Россия берет на себя значительные экологические риски, втягивается в неблагоприятное для себя в перспективе международное разделение труда.

Помимо отмеченных выше российская внешняя торговля сталкивается с рядом других серьезных проблем. И одна из главных среди них — это необходимость стимулирования промышленного экспорта.

Федеральная программа  поддержки экспорта, разработанная  МВЭС РФ, ориентирована главным образом на обрабатывающие отрасли и предполагает рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 г. Для обеспечения устойчивого роста доли готовой продукции в российском экспорте необходима поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от национального дохода, что соответствует 0,7-1 млрд. долл.

Следует, однако, иметь в  виду, что расширение экспорта может в значительной степени означать лишь отток ресурсов и капиталов за рубеж, если не будет сформирован эффективный механизм внешнеторгового контроля, а также благоприятный инвестиционный климат внутри страны. В противном случае наращивание экспорта, в т. ч. готовых изделий, будет означать разбазаривание ресурсов и утечку капитала за рубеж.

Создание экспортной базы в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке несет с собой не только явные, но и скрытые проблемы. Так, например, ряд стран, в т. ч. США, предусматривают применение санкций против стран, применяющих т. н. «таргетинг», т. ё. целевое наращивание экспортного потенциала. Сейчас перед лицом таких санкций оказались «новые индустриальные страны»; используются эти санкции и в отношении Японии. При выработке внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся обстоятельства и строить свой курс в соответствии с ними и сложившимися реалиями.

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Особенности развития мировой торговли на современном этапе

 

Мировая торговля в 2002 году развивается медленнее, чем прогнозировалось, в частности ВТО, что в основном связано с низкими темпами прироста ВВП в США, Западной Европе и Японии. В Соединенных Штатах данный показатель во II квартале (1,1% относительно того же периода прошлого года) оказался ниже, чем прогнозировалось [более 2%). Оптимистично настроенные аналитики обращают внимание на рост внутреннего спроса в этой стране. Примечательно, что он все в большей степени удовлетворялся за счет импорта (его обьем во II квартале вырос на значительную величину - 23%). Пессимисты не исключают возможности двойной рецессии в США (т. е. с двумя спадами по прошествии между ними сравнительно небольшого времени). В этом случае сильный удар будет нанесен по экспортерам в других странах, прежде всего западноевропейских и азиатских.

В Западной Европе экономический рост также не отличается высокими показателями. Так, на III и IV кварталы прирост ВВП прогнозируется на уровне соответственно 1,8 и 1,7%, а за год в целом -1,5%. Экономический рост в ЕС в текущем году был в основном связан с увеличением экспорта. Все большая ставка делается на поставки в США, где доходы населения в расчете на одного жителя в 90-е годы росли в два раза быстрее, чем в ЕС. Западноевропейским закупкам на внешнем рынке должно способствовать повышение курса евро относительно доллара, ожидаемое в течение ближайшего года

Внутренний спрос  в Японии почти не растет, поэтому  источником роста в сложившихся условиях должно быть увеличение поставок за рубеж, но состояние внешнего рынка и курс национальной валюты пока не внушают особого оптимизма. Повышение стоимости иены на каждые 10% вызывает сокращение показателя прироста ВВП на половину процентного пункта. При достижении порогового уровня 100 иен за 1 долл. ближайшие перспективы подъема в стране окажутся под вопросом. Однако такого укрепления иены пока не предвидится: согласно прогнозу в ноябре 2002 г. за один доллар будут давать примерно 118, а в августе 2003 г. -117 иен.

Большие надежды  экспортеров во многих странах связаны  с продолжающимся экономическим подъемом в Китае и отменой им целого ряда торговых барьеров в рамках программы, согласованной с ВТО. Согласно большинству прогнозов прирост ВВП КНР превысит 7%. Продолжится внешнеэкономическая экспансия, одновременно резко возрастет импорт.

Появившиеся в августе  статистические данные о развитии внешней  торговли России не вселяют особого  оптимизма. Ожидающееся постепенное  ослабление рубля по отношению к  доллару и тем более относительно других валют создает предпосылки  для расширения российских поставок за рубеж, но вряд ли удастся использовать их с максимальной эффективностью. Конъюнктура на основном для России западноевропейском рынке (на ЕС в первом полугодии приходилось 37,6 % всего  товарооборота РФ) остается вялой.

Нестабильность на фондовых рынках, усиление недоверия к американским компаниям (связано с рядом скандалов  с их участием) и разочаровывающие результаты экономического развития большинства  ведущих стран 2002 г. заставили аналитиков пересмотреть прогнозы развития мировой  экономики и торговли. Еженедельник “Economist” в конце июля 2002 опубликовал следующие данные об ожидаемом приросте ВВП отдельных стран (%) [см. в приложении таблицу 1].

Более пессимистичный прогноз  подготовил МВФ. По его расчетам, прирост  ВВП США скорее всего составит соответственно 2,2 и 2,5 %, а не 2,5 и 3,25 %, как предполагалось ранее. В Германии экономический рост прогнозируется на уровне всего лишь 0,7 % в 2002 г. и 2,1 % в 2003 г.

Информация о работе Мировая торговля: ее структура, виды, направление и развитие