Мировая торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Международная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т. п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и эволюция международной торговли 4
1.1 Понятие международной торговли, ее современные формы и методы 4
1.2 Основные теории международной торговли 8
Глава 2. Современная международная торговля 11
2.1 Факторы, определяющие необходимость международной торговли 11
2.2 Особенности современного мирового рынка 13
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

курсовая экт.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     Доля  торговли промышленно развитых стран  с развивающимися относительно снизилась. Но по-прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота.

     В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота).

     В 2006 году наиболее динамично развивающимися регионами были Азия и страны с  переходной экономикой. Их экспорт и импорт выросли в среднем на 10-12% (более чем в 2 раза по сравнению с темпами роста мировой торговли). Западная Европа и Латинская Америка имели самые низкие темпы роста импорта - менее 2%.

     Среди стран самые высокие темпы  роста экспорта и импорта у Китая – 35 и 40% соответственно9.

     Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:

     Глобализация  международной торговли. Эта тенденция  проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

     Основными чертами глобализации международной  торговли являются:

     - интеграция,

     - рост темпов международной торговли и международного движения капитала,

     - транснационализация и корпоративность  мирового экспорта,

     - дальнейшая унификация правил  и норм международной торговли.

     Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д10.

     На  современном этапе транснациональные  корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50 % мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне.

     Экономический потенциал многих ТНК соизмерим  с некоторыми государствами. Так, объем продаж американской ТНК «Дженерал Моторс» превышает суммарный ВНП таких стран, как Швейцария, Австрия и Швеция.

     Однако, необходимо отметить, что в 2001 году ускорилось падение курсов акций ведущих транснациональных корпораций. Наиболее сильное падение испытали курсы акций высокотехнологичных компаний. Основными причинами этого являлись:

     - перекапитализация (доля компаний  высоких технологий в активах  нефинансовых компаний, в объеме продаж и числе занятых не превышала 10%, тогда как в капитализации фондового рынка она составляла 36%),

     - неэффективное использование привлеченных  капиталов,

     - спекулятивная активность на  рынке акций высоких технологий.

     Унификация правил и норм международной торговли. Рост международной торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам.

     Существенную  роль в улучшении условий международной  торговли играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действующее  с января 1948 года. Оно основано на признании режима наибольшего благоприятствования и в котором участвует большая часть стран мира. С января 1995 года ГАТТ преобразовано в ВТО (Всемирная торговая организация).

     В 1994 году были подписаны еще два  очень важных соглашения, регулирующих торговлю услугами – Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - и торговлю результатами интеллектуальной деятельности - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Таким образом, в настоящее время на глобальном уровне существуют соглашения, регулирующие отношения по трем основным направлениям международной торговли.

       Характерной чертой глобализации  международной торговли на современном этапе является также активный процесс унификации правил и норм. Вхождение экспортера любой страны в систему мирового рынка в качестве члена специализированных международных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МВФ и т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями. Членство в этих организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами, при неукоснительном выполнении самой договоренности о мерах регулирования торговли и движения капиталов. Каждая страна осуществляет свою деятельность на мировом рынке на основе дву- и многосторонних соглашений и договоров. Это должно привести к формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием единого платежного средства или обратимых платежных средств.

     Кроме того, на процесс глобализации, безусловно, влияют такие факторы, как политическое сотрудничество, либерализация международной торговли, миграция рабочей силы, международные финансовые операции.

     Возрастание роли научно-технического прогресса  и электронных технологий. Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.

     В настоящее время изменение структуры  мировой торговли также проявляется в увеличении доли наукоемкой продукции и доли электронного и телекоммуникационного оборудования на мировом рынке.

     Доминирующая  роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.

     Следует отметить, что рассмотренные основные тенденции современной международной торговли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость свободного и быстрого получения информации о конъюнктуре мирового рынка. А развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран.

     Наряду  с вышеперечисленными основными  тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как:

     - возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского  региона (в 1995 году на их  долю приходилось 65% экспорта  развивающихся стран, значительное  место в экспорте этой группы государств принадлежит так называемым новым индустриальным странам (НИС) и Китаю, который в последнее десятилетие очень бурно обновлял свой промышленный потенциал),

     - уменьшение доминирующей роли  США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в  мировом экспорте товаров и  услуг составлял 11,9 и 18,1% , то  в 2003 году – 9,7 и 16% соответственно, в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2003 году – 10,0 и 6,3%),

     - возрастание роли экологических  аспектов продукции мирового  товарооборота,

     - быстрый рост торговли между  развивающимися странами (экспортная  экспансия НИС),

     - рост объемов рынка услуг, особенно  в экспорте индустриальных стран,

     - увеличение объемов внутриотраслевой  торговли между развитыми странами и т.д11.

 

Заключение

     Основная  роль во внешнеэкономических связях отводится торговле. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

     Необходимость  международной  торговли  обусловлена  такими факторами, как особенность  занимаемой  страной  территории, различия  в  природно-климатических  условиях  стран, необходимость внешней торговли вызвана неравномерностью развития  различных  отраслей  народного  хозяйства. В  результате  у  абсолютного большинства стран возникает потребность в сбыте излишков своей продукции на внешних  рынках,  а  также  необходимость  получения  определенных  товаров  и услуг  извне. 

     На  современном  этапе  развития  национальных экономических  систем  четко  прослеживается  тенденция  к  максимальному расширению  размеров  производства. 

     Главным  внешним  признаком  существования  мирового  рынка  является передвижение  товаров  и  услуг  между  странами,  т.  е.  международная  торговля, состоящая из двух встречных потоков: экспорта и импорта.

     Современный  мировой  рынок  отличается  очень  высоким  динамизмом, неравномерность  показателя  внешнеторгового  оборота  по  отдельным странам, нарастание  в общем объеме международного оборота доли промежуточных продуктов за счет соответствующего  сокращения  доли  конечных  изделий.

     Таким  образом,  современная  международная  торговля  постепенно утрачивает  изначально  присущие  ей  черты  простой  реализации  на  внешнем  рынке  определенного  излишка  продукции  и  все  более  сводится  к  заранее согласованным  поставкам  товаров  между  кооперирующимися  предприятиями разных стран.

 

Список литературы

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические  отношения. – М., 2000.
  2. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. – М.: Владос, 2002. 140с.
  3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.:«Финансы и статистика», 2006. 280с.
  4. Винокуров Е. Мировая торговля и международные инвестиции // Мировая торговля и международные отношения. – 2008, № 10. С.30.
  5. Глазьев С. Как добиться экономического роста?// Российский экономический журнал. 2008. №7, С.5.
  6. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции //Мировая экономика и международные отношения. – 2007, № 8. С.14.
  7. Киреев А.П. Международная экономика. М.: 2004. 300с.
  8. Пузакова Е. П. Международные экономические отношения. – Ростов на Дону, 2006. 230с.
  9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М., 2006. 200с.
  10. Фомичев В. И. Международная торговля. – М.: Инфра-М, 2006. 180с.
  11. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С.  Булатова. М.: БЕК, 2008. 120с.

Информация о работе Мировая торговля