Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:15, реферат
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.
Сегодня решил
напечатать наработки по предмету “Основы
внешнеэкономической
Приятного всем чтения, надеюсь информация будет Вам полезна!
Внешнеторговая
политика представляет собой систему
мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего
рынка или на стимулирование роста
объема внешней торговли, изменение
ее структуры и направлений
Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм).
Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики.
Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, "добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению "коллективного протекционизма" – образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль
Тарифы – это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи.
Квоты – количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац. .
Основные виды протекционизма:
- Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
- Отраслевой протекционизм государства – защита конкретной отрасли;
- Коллективный
протекционизм — взаимная
- Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.
Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.
Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.
Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией.
Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам
Современный протекционизм
развитых капиталистических государств
выражает в первую очередь интересы
крупных национальных и международных
монополий. Захват, делёж и перераспределение
рынков сбыта товаров и капиталов стран
главное его содержание. Осуществляется
с помощью сложной системы государственно-
В Российской Федерации
дискуссии о преимуществах и
недостатках протекционизма и свободы
торговли начались в начале 90-х годов.
В пользу открытия внутреннего рынка
для иностранных товаров
Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой.
Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:
- необходимость
обеспечения экономической
- специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
- в условиях
спада производства –
- в условиях
экономического кризиса
Естественно, что
перечисленные аргументы в
Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья "О режиме наибольшего благоприятствования" (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон " О защите промышленности" и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определеннее стала проводить политику поворота к автаркии.
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. "Раунд Кеннеди" стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли.
В 80—90-е гг. в
общем русле либерализации
Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодности торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.