Модель функционирования политической системы Дэвида Истона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:43, реферат

Описание

Цель данной работы рассмотреть модель функционирования политической системы Дэвида Истона.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать функционирование политической системы Д. Истона
- изучить концепцию политической системы Д. Истона: политическая система как «черный ящик»;
- рассмотреть модель политической системы Д. Истона и их разделение по Т. Парсонсу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: МОДЕЛЬ Д. ИСТОНА 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЭВИДА ИСТОНА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» 9
3. МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНА И ИХ РАЗДЕЛЕНИЕ ПО Т.ПАРСОНСУ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа состоит из  1 файл

модель.doc

— 786.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политическая наука  занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем  мире. Своеобразным было понимание  политических процессов в Древнем  Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как  самостоятельную часть или подсистему.

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Цель данной работы рассмотреть  модель функционирования политической системы Дэвида Истона.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать функционирование  политической системы Д. Истона

- изучить концепцию  политической системы Д. Истона: политическая система как «черный  ящик»;

- рассмотреть модель  политической системы Д. Истона  и их разделение по Т. Парсонсу.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

1. Функционирование политической системы: модель Д. Истона

 

Политическая система  – совокупность политических структур, норм, ориентаций, выполняющих функции интеграции общества, адаптации к окружающей среде и способствующих принятию наиболее важных политических решений. Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д. Истоном. Разработанная им теоретическая модель была призвана выразить целостный характер политики. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Само властное распределение ценностей в обществе трактовалось как определение порядка доступа к социально значимым ресурсам. Значительный вклад в разработку теории политической системы внес Г. Алмонд. Американский политолог понимал под политической системой особый тип социальной системы – такой, которая задействована в принятии властных публичных решений. «Политическая система, – отмечает он, – представляет собой совокупность институтов (таких как парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воплощают в жизнь коллективные цели общества и существующих в них групп.

 По Т. Парсонсу, политическая система, будучи  частью более общей – социальной  системы, выполняя функцию целеполагания,  обеспечивает принятие решений  и мобилизацию ресурсов на  их выполнение, сохранение целостности  всего сообщества перед лицом  глобальных угроз. Политическая система выполняет также функцию принуждения, связанную с сохранением образцов культуры, отклонение от которых влечет за собой применение санкций. Важнейшим элементом этой системы выступает государство, поддерживающее общественный порядок, решающее вопросы, которые связаны с общественными интересами, и обеспечивающее территориальную целостность. Вырабатываемая данной системой политика представляет собой совокупность способов организации элементов социальной системы в соответствии с функцией «эффективного коллективного действия для достижения общих целей».

 Рис. 1 Компоненты окружающей  среды политической системы

С точки зрения теории политической системы Д. Истона политическая система взаимодействует с окружающей средой. Данное взаимодействие носит двойственный характер. С одной стороны, из окружающей среды в политическую систему поступают требования и поддержка, с другой – решения и действия политической системы оказывают влияние на окружающую среду, вызывая в ней изменения различного рода.

Окружающую среду Д. Истон подразделил на внутреннюю и внешнюю. К внутренней окружающей среде относятся подсистемы более  общей системы, существующие наряду с политической системой. К внешней  окружающей среде относятся международные  компоненты глобальной системы. В структуру внутренней окружающей среды американский политолог включил экологическую, биологическую, персональную (отдельных индивидов) системы, а также социальную систему. Последняя включает социальную структуру, систему культуры (ценности, нормы, правила, обычаи, традиции, символы), экономическую, демографическую и другие системы. В структуру внешней окружающей среды были включены внешние (по отношению к данной) политические системы (другие государства, части международного сообщества), внешние экологические и социальные системы.

Разработка концепции  окружающей среды в теории политической системы позволяла учитывать  источники основных требований и  поддержки политической системы, а  также характер и направленность ее деятельности.

 

Рис. 2 Динамическая модель политической системы Д. Истона

Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.

От внешней среды  исходят импульсы, на которые реагирует  политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия. Существуют два типа импульсов, воздействующих на политическую систему: требования и поддержка. Без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не смогла бы функционировать. Однако одни требования, без поддержки, способны разрушить политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка.

Требования могут быть подразделены на несколько видов:

1) касающиеся регулирования  поведения (например, требования  обеспечения безопасности, проведения протекционистской политики по отношению к национальным компаниям и др.);

2) касающиеся коммуникации  и информации (например, требования  обеспечения свободного и равного  доступа к информации и др.).

Поддержка политической системы выражается в:

1) соблюдении законов; 

2) участии в политической  жизни (например, участие в выборах);

3) лояльном отношении  к власти и внимании к официальной  информации;

4) оказании услуг и  материальном финансировании политической  системы (например, исполнение воинской повинности, уплата налогов и др.). Поступающие импульсы «перерабатываются» политической системой, на основе чего принимаются решения и осуществляются политические действия.

Содержанием «исходящих»  импульсов выступают:

1) регулирование поведения  и взаимодействия в обществе;

2) распределение ценностей  и услуг; 

3) создание законов  и норм. Попадая в политическую  систему, требования и поддержка  превращаются в политические  решения.

 

Рис. 3 Функционирование политической системы: модель Д. Истона

D – зона преобразования потребностей в политические требования.

S, T, U, V, W – каналы передачи  требований.

S – канал «отсева»  требований, «фильтр», который задерживает  передачу требований политической  системе.

T – канал, пропускающий  требования, совпадающие с доминантой политической системы.

U – канал, включающий  в себя механизмы агрегации  интересов (зона R).

V – канал, предназначенный  для обработки общенациональных  требований, способных стать основой  для межпартийной коалиции (зона I).

W – канал, предназначенный для группировки требований нескольких больших групп, способных стать основой для межпартийного консенсуса.

I – канал превращения требований  в решения, которые становятся  результатом деятельности политической  системы.

О – превращение решений в  действия (исполнение решений власти).

2. Концепция политической системы  Дэвида Истона: политическая система  как «черный ящик»

 

Положения из общей теории систем и системный подход были введены  в научный оборот в политологии  в начале 1950-х гг. благодаря работам  Толкотта Парсонса, Дэвида Истона, Габриэля Алмонда и ряда других американских ученых. Эти авторы опирались не только на идеи Богданова и Берталанфи. Еще Платон, Аристотель и Томас Гоббс уподобляли общество живому организму, а значит, видели в нем целостность и упорядоченность. В трудах Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма также имеются тезисы, которые позднее получили дополнительную аргументацию при разработке системной социальной теории.

Обычно введение термина  «политическая система» приписывается  американскому политологу Дэвиду Истону, который в 1953 г. выпустил книгу под  названием «Политическая система».

Истон считал: системный  анализ политической жизни основан  на тезисе о «системе, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны, а это означает, что для выживания системе нужна способность реагировать. При этом политическая система – это система особого рода, поскольку она, являясь совокупностью разных взаимодействий, осуществляет привнесение в общество ценностей авторитетным способом.

Важно отметить, что термин «политическая система» стал использоваться в том числе для того, чтобы  уйти от государственноцентричности в  анализе политике, что было особенно актуально применительно к незападным, развивающимся обществам, для которых была чрезвычайно актуальна проблема государственности (точнее, государственной состоятельности). Таким образом, термин политическая «система» позволил обойти несовершенство политической науки 1950-х в изучении и современных, и несовременных обществ.

Анализируя политическую систему, Истон использовал тот  же алгоритм функционирования открытой системы, который описывал фон Берталанфи, – при взаимодействии с внешней  средой политическая система вырабатывает ответные реакции на поступившие стимулы. Сама политическая система – это «черный ящик», а, значит, система подлежит исследованию исключительно через взаимодействия с внешней средой.

Понятие «черный ящик»  был заимствован из системотехники. Он используется для обозначения систем, чья структура и внутренние процессы очень сложны либо вообще неизвестны. Метод изучения таких систем основан на исследовании их реакций на известные (заданные) входные воздействия (сигналы).

Истон определил границы  политической системы, использовав понятия «вход» и «выход». На «входе» Истон выделяются два основных вида импульсов: требования и поддержка. Истон выделил три основных вида требований – распределительные, регулировочные, коммуникативные. Если требования являются неким «кнутом» для политической системы, то поддержку можно рассматривать в виде «пряника» - как лояльное отношение к политической системе со стороны внешней среды.

Политическая система, реагируя на воздействия внешней  среды, преобразует стимулы (требования и поддержку) в решения и действия на «выходе». Политические решения – это новые нормы, они имеют форму законов, заявлений, регламентов, тогда как политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Посредством решений и действий политическая система воздействует на общественную жизнь и неким образом преобразует ее, добиваясь более позитивных стимулов в дальнейшем в виде поддержки на «входе».

Необходимо отметить, что политическая система, как это  следует из самой логики системного подхода, является «открытой системой», получающей постоянные раздражители и стимулы от внешней среды. Основной целью политической системы являются выживание и сохранение стабильности посредством адаптации, приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип, согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на вызовы внешней среды. Последняя подразделяется на интрасоциетальную (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетальную («все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу», включая международное сообщество).

3. Модель политической системы  Д.Истона и их разделение по  Т.Парсонсу

 

Теория политических систем была создана в 50-е гг. в ХХ веке, прежде всего, усилиями американских политологов Д.Истона, Т.Парсонса, Г.Алмонда, Р.Даля, К.Дойча и др. Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон.

Политическая система является «открытой системой», получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В основе этого механизма лежит принцип «гомеостатического равновесия», согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой.

Недостатками модели политической системы по Истону являются:

· чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

· некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

· недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

Изучая общество, американский социолог Толкотт Парсонс (1902 - 1979) выделил  такие достаточно самостоятельные  системы, как духовная, экономическая  и политическая, различающиеся по своим функциям.

Экономическая система  служит для адаптации общества к  окружающей среде; духовная система поддерживает устоявшиеся образы жизни, воспитывает, развивает общественное сознание, разрешает конфликты; политическая система обеспечивает интеграцию общества, эффективность общей деятельности и реализацию общих целей.

Образцом для создателей теории послужила концепция "социальной системы" Т.Парсонса, который рассматривал системы человеческого действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении своих специфических проблем. Так, на уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры, которая, по Парсонсу, составляет "анатомию" социума, - система верований, мораль и институты социализации (семья, система образования и т.д.), функцию целедостижения - политическая подсистема. Каждая из подсистем общества, обладая свойством открытости, зависит от результатов деятельности остальных. При этом взаимообмен в сложных системах осуществляется не прямо, а с помощью "символических посредников", каковыми на уровне социальной системы являются: деньги, влияние, ценностные приверженности и власть. Власть, прежде всего, "обобщенный посредник" в политической подсистеме, в то время как деньги являются "обобщенным посредником" экономического процесса и т.д.

Информация о работе Модель функционирования политической системы Дэвида Истона