Модель IS-LM в экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 15:11, курсовая работа

Описание

Целью представленной курсовой работы является изучение модели IS-LM, описывающей условия равновесия на рынках благ и услуг. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
* дается характеристика денежного рынка и рынков товаров и услуг;
* изучается построение модели денежного рынка и рынков товаров и услуг;
* проводится анализ экономической политики в рамках модели IS-LM;
* исследуются особенности построения модели IS-LM в переходной экономике Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

модель.doc

— 600.00 Кб (Скачать документ)

    Попробуем представить ситуацию графически, при  этом примем, что в краткосрочной  перспективе цены (Р) остаются постоянными, что соответствует реальной ситуации в белорусской экономике. 
 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рис. 8. Модель IS-LM для белорусской экономики 

    Кривые IS и LM приближаются к вертикалям, поскольку рост r не влечет за собой повышения реальных инвестиций и, соответственно, заметного увеличения Y. Между тем, как мы знаем, условием эффективной экономики является инвестиционная активность.

    Предположим, что между L и М достигнуто соответствие. «Разведение»  кривых IS и LM требует  для получения желаемого эффекта  еще и стабильной ставки процента r. Спокойное состояние r и Р, наряду с упорядочением налогов, хозяйственного законодательства, позволит продвинуться в сторону экономического оживления.

    Остается  еще один показатель неравновесия, затрудняющий налаживание нормального кредитования производственного сектора и частных предпринимателей. Норма прибыли, как известно, является верхней границей банковского процента. Но если последний превышает ее, то вряд ли кредиты будут востребованы. Как отмечалось выше, около 28 % промышленных предприятий убыточны, в среднем по республике норма прибыли составляет около 13 % [24, с. 141]. Необходима селективная государственная поддержка промышленности, финансирование программ и проектов, научно обоснованных и отобранных на конкурсной основе. Некоторые экономисты считают, что государственное финансирование промышленности должно составлять не менее одной пятой бюджетных расходов. В структуре расходов государственного бюджета Республики Беларусь за 2005 г. эта статья составляет 0,3 % (!) [24, с. 138]. Для сравнения – расходы белорусского бюджета на социально-культурные мероприятия в 2005 г. составили 13 % [24, с. 138].

    Стимулятором  инвестиций в реальный сектор является испытанная практика ускоренных амортизационных списаний, которая стала возможной благодаря пересмотру нормативных актов по начислению амортизации основных средств и нематериальных активов, а также снижение транспортных тарифов на грузовые перевозки, избирательное введение на местном уровне целевых налогов, в частности, налога на продажи.

    Обращает  на себя внимание возникающее порой, неизвестное в советские времена отставание платежеспособного спроса от предложения потребительских товаров. Причинами являются конкуренция импортной продукции, оттягивающая, согласно кейнсианскому мультипликатору, часть доходов и совокупного спроса, а также явное оживление отечественного производства продуктов питания – молочных продуктов, овощей, хлебобулочных и кондитерских изделий. Ситуацию преобладания предложения над спросом на потребительском рынке можно назвать свидетельством выздоровления экономики.

    Надежды на нормативные действия (ограничение  импорта, налоги на малый и средний  бизнес) могут оказаться контрпродуктивными.

    Фактором, тормозящим наше продвижение вперед, остается отставание общественного сознания, приверженность к старым психологическим установкам. Необходимо стимулировать активность и самостоятельность, материальную заинтересованность, используя для этих целей средства массовой информации, показывать несостоятельность расчетов на перераспределение путем раскулачивания или на обязанность государства содержать своих граждан.

    Вместе  с тем следует отметить, что переходная экономика подвержена влиянию непрерывно изменяющихся условий, что требует соответствующего приспособления к последним. Ведь уже изначально в качестве нормы признается не равновесное, а всего лишь менее деструктивное состояние социально-экономической системы. Поэтому ослабление того или иного кризисного явления, переход к его менее разрушительной форме должны рассматриваться как достижение относительного равновесия. На практике следует тщательно рассчитывать цену такого приспособления.

    Например, стремясь минимизировать дефицит госбюджета, следует обратить внимание на методы покрытия такого дефицита (доходы от приватизации, внутренний или внешний займы, кредитная эмиссия или эмиссия ценных бумаг правительства), а также на методы (жесткие или мягкие) бюджетной политики и направления использования бюджетных средств.

    Потеря  национальными деньгами основных функций и кризис платежной системы автоматически увеличивают бартер во внутренних и международных расчетах. Вопреки некоторым тенденциям такую ситуацию все же следует рассматривать как менее болезненную форму приспособления национальной экономики к далеко не идеальным условиям хозяйствования. Борьба с бартером исключительно административными методами отрицательно сказывается на загрузке белорусских предприятий.

    Предстоящие реструктуризация и рационализация производства неизбежно вызовут вытеснение из производства лишней рабочей силы и, как следствие, рост безработицы. Однако трансформация безработицы из скрытой в открытую форму свидетельствует прежде всего о дефиците достойно оплачиваемых рабочих мест, и не должна трактоваться как признак усиления неравновесности национальной экономики.

    Таким образом, в период трансформации  национальной экономики обеспечение  относительной ее равновесности через минимизацию неравновесности является одной из основных цепей проводимых преобразований. Обеспечение равновесности соответствует решению общей стратегический задачи повышения экономической эффективности.

    Среди основных обстоятельств, которые в переходный период способствуют сохранению негативных тенденций и приводят к значительным отклонениям от принятой нормы, следует выделить наследование кризисных явлений из административной экономики (состояние производственного потенциала,  экономического сознания и др.); прямые экономические потери в переходный период (трансформационные издержки); отсутствие нормальных условий для проведения неотложных преобразований.

    Особым  фактором торможения трансформации экономики всегда выступает отсутствие развернутого теоретического обеспечения этого процесса. Достижение равновесия в переходной экономике также затрудняют и допущенные ошибки.

    Кризисные явления в переходной экономике, образуя единый комплекс торможения, не позволяют приступить к проведению последовательных и широкомасштабных преобразований. Первые признаки стабилизации появляются тогда, когда удается не допустить дальнейшего углубления экономического кризиса и удержать в определенных границах основные макроэкономические показатели. Преодоление спада производства, сдерживание инфляции и девальвации национальной валюты, ограничение роста безработицы, получение внешней финансовой поддержки, выравнивание торгового и платежного баланса - это показатели, позволяющие при оценке экономической ситуации меньше использовать так называемые отрицательные категории и больше внимания уделять точкам экономического роста.

    В концепции МВФ стабилизация национальной экономики обычно раскрывается через систему таких индикаторов, как снижение до определенного уровня темпов инфляции, сокращение бюджетного дефицита, упразднение налоговых льгот, полная либерализация внешней торговли, завершение приватизации, проведение земельной реформы, создание механизмов социальной защиты населения, конвертируемость национальной валюты по текущим операциям.

    Такие рекомендации, предполагая конкретные действия по формированию новой экономической системы, исключают определение национальных приоритетов ее развития и выработку принципов новой промышленной политики. Объясняется это тем, что МВФ как международный финансовый институт в первую очередь беспокоит лишь степень защиты экономических интересов будущих кредиторов, надежность обеспечения выдаваемых займов и гарантии их возврата.

    С позиций сторонников монетаризма  социально-экономическая стабилизация в переходный период наступает вслед за прекращением роста цен и снижения объемов ВВП, дополненных стабилизацией обменного курса и минимизацией дефицита госбюджета. Вслед за рационализацией социальных расходов последний предстает прежде всего как бюджет развития.

    Действительно, за счет финансовой стабилизации создаются стимулы для роста сбережений, облегчается обслуживание внешнего долга, четко определяется круг неблагополучных предприятий. Хозяйствующие субъекты постепенно переориентируются на проведение рационализации производства. Выполнение деньгами функции сбережений позволяет создавать предпосылки для запуска инвестиционного механизма и на долговременной основе сокращать издержки производства.

    Однако  денежно-кредитная политика способна лишь временно смягчить накопившиеся противоречия. Сама по себе она оказывается не в состоянии ликвидировать причины системного кризиса. Для концепции в методологическом плане присущ меновой подход, что и предопределяет конечную ограниченность времени ее использования в государственной экономической политике. Не затрагивая принципов функционирования реального сектора экономики и не реформируя экономический базис, нельзя осуществить долговременную стабилизацию ситуации и ее дальнейшее улучшение.

    Сторонники  различных мультипликационных эффектов в экономике считают, что достаточно направить денежные ресурсы за счет средств бюджета, усиленного другими источниками, в некоторые приоритетные отрасли (например, сельское хозяйство, жилищное и дорожное строительство и др.), чтобы, получив финансирование, последние дали работу другим отраслям. Сделать это можно, по их мнению, не дожидаясь преодоления инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты.

    Такие построения действительно во многом напоминают так называемый эффект мультипликации, в свое время обнаруженный английским экономистом Дж. М. Кейнсом. Однако известный теоретик имел дело с рыночной экономикой, созданной эффективными собственниками. А в период трансформации экономики постсоциалистической страны приходится иметь дело с технически и организационно отсталой экономической системой, т.е. с неэффективной экономикой.

    Рекомендации  кейнсианцев в 30-50 годы прошлого века были направлены на создание платежеспособного  спроса в национальной экономике, которая  переживает кризис перепроизводства и уже прошла полный цикл технической модернизации или стремится его ускорить по ключевым направлениям научно-технического прогресса. В период трансформации в центре внимания оказываются вопросы ресурсосбережения, тотальной экономии и бережливости, становления класса эффективных собственников. В условиях новых экономических отношений еще предстоит сформировать должную мотивацию к труду, а также культурную привычку оставлять капитал на родине, а не вывозить его в оффшоры.

    Накопленный опыт показывает, что при выработке программ стабилизации национальной экономики следует в полном объеме учитывать специфику переходного периода от административной к экономической системе рыночного типа и не копировать голые теоретические схемы. Генеральным направлением движения вперед должно стать формирование новой экономической системы.

    Таким образом, экономическая политика переходного  периода в нашей республике имеет  основную цель – снять существующее в обществе критическое напряжение, связанное с проводимыми реформами, и обеспечить в национальной экономике относительное общее и частичное равновесие.  
 
 
 

    Заключение 

    Модель IS-LM показывает взаимодействие денежного  и товарного рынков.   Экзогенными  переменными в ней являются параметры  бюджетно-налоговой политики, кредитно-денежной политики и уровень цен. Модель объединяет две эндогенные переменные: ставку процента и уровень национального дохода. Построение и анализ экономической модели равновесия денежного и товарного рынков позволяет сформировать эффективную экономическую политику и избежать трансформационного спада и связанных с ним экономических и социальных потерь. Поэтому проблема построения модели IS-LM является актуальной проблемой для современной экономики Республики Беларусь.

    Кривая IS представляет собой сочетание значений реального ВВП и процентных ставок, совместимых с равновесием на рынке благ при данном уровне цен. Эта кривая является убывающей, поскольку повышение процентной ставки сокращает расходы на потребление и инвестиции, и для восстановления равновесия необходимо снижение выпуска.

    Условие равновесия на денежном рынке описывается  кривой LM, которая представляет собой  положительную связь между реальным ВВП и ставкой процента при  данной реальной денежной массе. Наклон кривой LM является положительным, так как рост ставки процента, уменьшающий спрос на деньги (для восстановления равновесия), должен быть компенсирован увеличением ВВП, которое повышает денежный спрос.

    Таким образом, кривая IS отражает обратную связь  между ставкой процента и уровнем дохода, которая возникает в результате установления равновесия на рынке товаров и услуг. Кривая LM представляет положительную взаимосвязь между ставкой процента и уровнем дохода, которая возникает на рынке денежных средств. Равновесие в модели IS-LM – точка пересечения кривых IS и LM – представляет собой одновременное равновесие на рынке товаров и услуг и на рынке денег.

Информация о работе Модель IS-LM в экономике Республики Беларусь