Модель макроэкономического оборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:13, контрольная работа

Описание

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы и другие, предприниматели и другие физические лица. Во-вторых, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

Содержание

1 Основные субъекты рынка и виды рынков.
2 Циклические потоки в экономике.
3 Роль государства в экономике.

Работа состоит из  1 файл

ЭТ.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство связи и информатизации РБ

     Высший  государственный колледж связи

     Факультет заочного обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Контрольная работа № 1

         по  теме: “Модель макроэкономического оборота”

         вариант № 18

         по  дисциплине Экономическая теория 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

     Минск 2010 год

     Тема  Модель макроэкономического оборота

     План:

     1 Основные субъекты рынка и виды рынков.

     2 Циклические потоки в экономике.

     3 Роль государства в экономике.

     Задача

     В одной из стран производятся только два товара – велосипеды и стиральные машины, причём все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице 3. 

     Таблица 3 – Варианты производственных комбинаций 

Варианты выбора Велосипеды,

шт.

Стиральные  машины, шт. Временные издержки
одного  велосипеда одной стиральной машины
A 100 0 10 -
B 90 10 10 10
C 75 20 10 15
D 55 30 10 20
E 0 40 - 35
 

     Начертите кривую производственных возможностей. Найдите временные издержки. Что  показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 велосипедов  и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чём свидетельствует эти точки? 
 
 
 

     1 Основные субъекты рынка и виды рынков.

     Субъектами  рыночных отношений являются участники  рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы и другие, предприниматели и другие физические лица. Во-вторых, юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государство.

     Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей. С позиции форм собственности выделяются субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, частной собственности.

     В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечно потребители, и владельцы ссудного капитала, и собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. Домашние хозяйство являются собственниками и поставщиками факторов производства и рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала деньги идут на удовлетворение личных потребностей, а не наращивание прибыли. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

     Бизнес-это  деловое предприятие, функционирующее  с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело собственного или заемного капитала и являющееся поставщиком товаров и услуг.

     Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые  реализуют функции государственного регулирования экономики. Кроме  того, оно само предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства.

     Один  и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным  служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства. Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам рыночных отношений.

     Объекты рыночных отношений - это все то, по поводу чего возникают отношения  купли-продажи. Сюда относятся материальные и нематериальные блага и услуги, факторы производства – средства производства, рабочая сила, капиталю (фонды), технические новшества и идеи.

     Рынок как развитая система отношений  товарного обмена характеризуется  богатой и сложной структурой. Он представляет собой систему отдельных, взаимосвязанных рынков, которые  выступают в качестве составных  элементов одного «большого» рынка страны. Рынок можно квалифицировать по различным критериям. По экономическому назначению объектов рыночных отношений можно выделить ранок факторов производства, а также товарный и финансовый рынки.

     Развитой  рынок начинается с возможности приобретения элементов производительных сил, т.е. средств производства и рабочей силы, которые, будучи соединены между собой определенным способом, определяют характер самого производства. Поэтому рынок факторов производства включает: рынок средств производства и рынок рабочей силы.

     Рынок средств производства состоит: из рынка  производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов  продукции производственного назначения.

     Рынок рабочей силы является связующим звеном между подготовкой рабочей силы и ее использованием, выполняя роль механизма, обеспечивающего соответствие между спросом и предложением рабочей силы. Здесь осуществляется купля-продажа рабочей силы по равновесной цене, устраивающей как покупателей этого специфического товара, так и ее продавцов.

     Товарный  рынок включает в себя потребительский  рынок, т.е. рынок предметов потребления  услуг, и рынок информации и интеллектуального  продукта.

     Потребительский рынок состоит из рынка продовольственных  и непродовольственных товаров (одежды, обуви, легковых автомобилей и т.д.), а также из рынка жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения (кафе, магазины, аптеки и т.д.). Потребительский рынок наряду с рынком факторов производства имеет первостепенное экономическое значение. Без развития этого рынка теряется всякий общественный смысл развития отношений обмена.

     Потребительский рынок выступает в качестве связующего звена между производством товаров  и их конечным потреблением. Поскольку  общественный продукт создается людьми ради удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит, в конечном счете, потребителю.

     Рынок информации и интеллектуального  продукта в отличие от потребительского рынка распространяется уже на духовную сферу человеческой деятельности. Он превращает в объект купли-продажи технологию и духовные идеи, включая в себя рынок изобретений, рынок информационных услуг, рынок продуктов творческого труда (книги, кинофильмы).

     В современных условиях происходит активное вовлечение в производственный процесс научно-технических достижений. Рынок материально стимулирует их рождение, распространение использование. Наука в таких условиях все больше превращается в непосредственную производительную силу. Поэтому возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок.

     Финансовый  рынок обеспечивает подвижность  капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, и наиболее важные и перспективные отрасли производства. Он включает в себя:

     - кредитный рынок;

     - рынок ценных бумаг;

     - валютно-денежный рынок.

     Кредитный рынок-это рынок заемного капитала. С ним непосредственно связаны  фактически все предприятия, когда  для приобретения необходимых ресурсов им не хватает собственных денежных средств. В таком случае они обращаются на рынок за кредитом, который предоставляет на определенный срок, пользование которым устанавливается плата в виде процента.

     Рынок ценных бумаг - это рынок, где продаются  и покупаются, прежде всего, доли участия  в собственности предприятия (акционерного общества), т.е. это рынок собственного капитала. Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации. Последние, однако, не дают покупателю права собственности на часть имущества предприятия и управления им. Они дают лишь право на получение фиксированного дохода.

     Валютно-денежный рынок-это рынок по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. В качестве глазных объектов валютного рынка выступают крупные транснациональные банки, имеющие разветвленную сеть филиалов и широко применяющие современные средства связи, компьютерную технику и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Циклические потоки в экономике.

     Для рыночной экономики характерна нестабильность: ей присуща периодическая смена подъемов и падений, которые формируют экономический цикл страны. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

     Экономический цикл включает в себя следующие фазы: кризис (спад), депрессию, оживление и подъем. В зависимости от причин и продолжительности выделяют кратко, средне и долгосрочные циклы. Продолжительность краткосрочных циклов – 3-4 года (их причины экономисты связывают с закономерностями денежного обращения), продолжительность среднесрочных – 10-20 лет (в их основе лежит периодичность обновления основных фондов и жилья) и долгосрочных – 48-55 лет. Исследованиями такого рода колебаний занимались Н.Д. Кондратьев и Й. Шумпетер.

     В структуре цикла выделяют высшую (пик) и низшую точки активности и  находящиеся между ними фазы спада (рецессии) и подъема (экспансии). Фазы экономического цикла представлены на рисунке 1. 

       

     Рис.1. Фазы экономического цикла 

     В низшей точке спада возникает  перепроизводство товаров по сравнению  с платежным спросом на них. В результате избытка предложения происходит падение цен и, как следствие, имеет место резкое сокращение объема производства. Данный процесс провоцирует рост безработицы, снижает уровень жизни экономически активного населения и еще больше уменьшает совокупный спрос. В кризисное состояние втягивается кредитная сфера, поскольку возникает потребность в наличности при недостатке ее предложения. В подобной ситуации предприниматели готовы платить высокие проценты за кредит, хотя массовое изъятие вкладов лишает банки возможности предоставлять ссуды.

     Фаза  подзема характеризуется восстановлением  объема производства на прежнем уровне, значительным ростом товарных цен, сокращением безработицы. В результате повышения спроса на ссудный капитал увеличивается уровень ссудного процента.

     Пику  цикла соответствуют наиболее высокая  занятость, деловая активность, значительный уровень цен, ставки зарплаты и ссудного процента.

     Спад  характеризуется сокращением производства и занятости, в результате превышения предложения товаров над их спросом и начинается падение цен. Капитал не находит применения в промышленности и торговле и стекается в банки, что вызывает рост наличности при незначительном спросе на нее.

     Как следствие, ссудный процент значительно  падает.

     Циклическому  развитию экономики свойственны  периодические повторяющиеся циклы.

Информация о работе Модель макроэкономического оборота