Модели экономического равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 01:29, контрольная работа

Описание

Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

Содержание

Теоретическая часть
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения
1.3 Классическая теория макроэкономического равновесия
1.4 Макроэкономическое равновесие в моетаристкой модели
1.5 Кейнсианская модель общего равновесия
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МЭР2.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Теоретическая часть

1.1 Понятие совокупного спроса  и его составляющие, факторы изменения  спроса

1.2 Понятие совокупного предложения,  факторы изменения предложения

1.3 Классическая теория макроэкономического равновесия

1.4 Макроэкономическое равновесие в моетаристкой модели

1.5 Кейнсианская модель общего равновесия

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и факторы совокупного  спроса и совокупного предложения

    1. Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса.

Совокупный спрос, агрегированный спрос – это совокупный объем  экономических благ (товаров и  услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных  уровнях цен. В экономической  теории под совокупным спросом также понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этих расходов в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50%, а в США — около 67%. Еще более высока доля элемента С в общем объеме расходов населения на рынке благ. Единственным компонентом этих расходов, не включаемым в состав расходов на потребление, являются затраты на строительство жилья.

В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины запланированного объема покупок от уровня цен, данное представителями неокейнсианства и неоклассического синтеза. Это обоснование базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен.

Эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход их владельцам (банковских вкладов и облигаций). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках, стремясь восстановить прежний уровень богатства.

Эффект импортных закупок обусловлен влиянием изменения уровня цен в той или иной стране на соотношение внутренних и мировых цен и конкурентоспособность отечественных и иностранных товаров. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, поскольку цены на иностранные товары станут для потребителей более привлекательными и их конкурентоспособность на мировом товарном рынке повысится. В то же время рост цен в какой-либо одной стране заставит иностранных потребителей воздерживаться от покупки товаров данной страны, которые стали менее конкурентоспособными.

Объем запланированных расходов на все конечные товары и услуги, выпускаемые в национальной экономике, зависит от следующих факторов:

доходов домохозяйств от продажи факторов производства (национального дохода страны);

размеров налогообложения доходов;

стоимости накопленного имущества;

общего уровня цен в стране;

ожиданий фирм и домохозяйств относительно изменения общего уровня цен;

величины процентной ставки;

ожидаемой предпринимателями прибыльности инвестиций и их оценок относительно перспектив расширения объема продаж;

количества  денег, находящихся в обращении;

совокупности  политических и социально-экономических  факторов, определяющих величину государственных  расходов;

обменного курса  валют, уровня дохода иностранных покупателей, внешнеторговой политики правительства  и других неценовых факторов, влияющих на величину чистого экспорта.

При изменении  неценовых факторов совокупного  спроса кривая совокупного спроса может  смещаться влево или вправо (см. рис.2). Правостороннее смещение отражает увеличение величины плановых расходов при каждом данном уровне цен, левостороннее – их уменьшение.

 

1.2 Понятие совокупного спроса, факторы изменения предложения

Совокупное предложение, агрегированное предложение это совокупный объем  национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен.

Как и рыночное предложение в  микроэкономике, совокупное предложение  в макроэкономике имеет положительный  наклон, так как при росте уровня цен производители в целом  будут склонны при прочих равных условиях наращивать предложение товаров и услуг.

Характер влияния уровня цен  на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного  предложения в решающей степени  зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения.

Проблема кривой совокупного предложения  и факторов, ее определяющих, имеет  не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретический взгляд на эту проблему оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие России в годы реформирования ее экономики. Так, первые реформаторы российской экономики (Е. Гайдар, Б. Федоров и др.) считали, что для экономического подъема необходимо не стимулировать спрос, а его замораживать, чтобы избежать инфляции. Такое решение проблемы основано на классической концепции, связывающий спрос не с при ростом объемов производства, а с инфляцией. В данном случае игнорировалась реальная социально-экономическая ситуация в России 1992-1995 гг.: снижение промышленного производства почти в 2 раза, т.е. картина – весьма далекая от полной занятости всех ресурсов, характерной для развитой экономики. В конкретной российской ситуации слепое следование теоретическим концепциям развитой рыночной экономики способствовало углублению кризиса. Как показала 10-летняя практика рыночного реформирования в постсоциалистических странах, положительные результаты в макроэкономическом равновесии и выходе из социально-экономического кризиса получены в тех странах, где правительство отказалось от западных рецептов реформирования, ориентируясь на здравый смысл, стимулируя совокупный спрос и всеми мерами воздействуя на рост производства.

 

1.3 Классическая теория макроэкономического равновесия

Макроэкономическое равновесие можно охарактеризовать как ситуацию, когда весь произведенный продукт полностью куплен, т.е. производству соответствует платежеспособный спрос.

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в  экономике, предполагающий сбалансированность использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.

Идеальным (теоретически желаемым) равновесием  будет стабильное использование  экономического потенциала ресурсов общества при оптимальной реализации интересов  всех участников хозяйственной деятельности. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от их идеальной модели дает возможность нахождения путей и способов их устранения. Кроме идеального и фактического (реального) равновесия выделяют, как уже отмечалось, частичное, т.е. равновесие на отдельных рынках, и общее, представляющее собой единую взаимосвязанную систему частичных равновесий.

Формально никто из представителей классиков и неоклассиков (Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и  др.) не оперировал макроэкономическими  категориями. Для этих экономистов был характерен микроэкономический анализ, однако в их взглядах и подходах вполне определенно прослеживаются ясные и четкие представления о функционировании рыночной системы совершенной конкуренции в целом.

Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского экономиста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, а следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства экономических агентов[8].

Однако тут возникает вопрос, а если не весь доход будет потрачен, а часть его пойдет на сбережения, что, в свою очередь, вызовет соответствующее сокращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продукции и, в конечном счете, приведет к сокращению занятости. Такое предположение сразу же ставит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из кругооборота «доходы-расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а следовательно, к нарушению существующего равновесия между спросом и предложением.

Понимая справедливость высказанного выше предположения, представители классического направления пошли дальше и разработали достаточно стройную теорию общеэкономического равновесия, объясняющую автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя. Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существование вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальный ВВП, номинальная заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Таким образом, рыночный механизм в  теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие  в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства  оказывается ненужным. А раз так, то может показаться, что невозможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической политики правительства, если главным в этой политике провозглашается принцип «laissez-faire», т. е. принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь.

1.4 Макроэкономическое равновесие в монетариской модели

Инфляция всегда и везде есть явление денежное в том смысле, что ее может вызвать и вызывает более быстрое по сравнению с  возрастанием выпуска продукции  увеличение количества денег. Поэтому  размеры предложения денег и степень ограничения денежного обращения и кредита должны определять центральные банки.  
В наши дни существует множество теорий о том, какой способ управления денежной сферой является лучшим. Некоторые верят в активную государственную политику, когда при возникновении угрозы инфляции темпы роста денежной массы следует замедлять, и наоборот. Другие довольно скептичны относительно способности государства использовать кредитно-денежную политику для «точной настройки» экономики. На дальнем конце спектра воззрений находятся монетаристы, полагающие, что дискреционная (политика, представленная на усмотрение правительства) кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся неизменным правилам. Лучше всего монетаризм можно понять, если вначале обратиться к истории количественной теории денег. Тогда мы сможем увидеть, что она тесно связана, как с классическим, так и кейнсианским подходами. 

В соответствии с положениями монетаризма  предложение денег является главным  фактором краткосрочных колебаний ВВП и долгосрочных колебаний цен. Конечно, кейн- сианцы также признают ключевую роль денег в определении величины совокупного спроса. Основное различие между монетаристами и представителями других школ лежит в их подходе к определению совокупного спроса. В то время как кейнсианская теория гласит, что на совокупный спрос оказывает влияние множество факторов, монетаристы утверждают, что главным фактором, обусловливающим изменения выпуска продукции и цен, являются изменения предложения денег.

 

 

 

 

 

 

1.5 Кейнсианская модель общего равновесия

Кейнсианская модель макроэкономического  равновесия, как нам уже в самых  общих чертах известно, построена  на допущении о фиксированных  ценах. Отметим основные положения  кейнсианской теории, которые произвели  переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики. Во-первых, Кейнс, в отличие от классиков, выдвинул положение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а, наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т. е. максимально возможный уровень выпуска продукции (совокупное предложение) и, соответственно, занятости. Во-вторых, Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. В-третьих, процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений, как это представляется в модели классиков. В-четвертых, полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.

Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких важнейших категорий, как функции потребления и сбережения. И потребление, и сбережения являются, по Кейнсу, функцией дохода. Функция потребления и сбережения имеют следующий вид:

Кейнс выдвинул положение, которое принято называть основным психологическим законом: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход». А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства. Недостаточность склонности к потреблению может привести к хроническому отставанию совокупного спроса от уровня, обеспечивающего полную занятость.

Эмпирические исследования показали, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени и нередко остаются одной и той же величиной даже на протяжении длительного периода.

Информация о работе Модели экономического равновесия