Модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ...……5
2. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ……………………….....…10
3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………….…...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….......27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 81.96 Кб (Скачать документ)

Рынок как эффективный  механизм координации деятельности экономических субъектов характеризуется  следующими преимуществами: эффективное  распределение ресурсов; возможность  функционирования при ограниченной информации о цене и издержках; гибкая приспособляемость к изменениям (70-е гг. - рост цен на энергоносители разработка альтернативных источников, ресурсосбережение); оптимальное использование  результатов НТР; свобода выбора и действий; способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Отрицательными  сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества. Практика современной экономики  предполагает использование гибкой фискальной политики, формирование стратегических переходящих запасов для стабилизации развития национальной экономики в  кризисных ситуациях.

Проявление монополистических  тенденций, ведущих к повышению  цен, сокращению производства и ухудшению  качества предполагаемых услуг, предполагает проведение государством взвешенной антимонопольной  политики и стимулирование конкурентной борьбы на товарных рынках.

Значительная  дифференциация доходов, их неравномерное  распределение. Поэтому одной из функций государства является проявление эффективной налоговой политики и осуществление социальной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. [18. С.35]

В сегодняшней  реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной  от государства экономики. Передовые  страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и  социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких  систем обусловлено тем, что конкуренция  в эпоху чистого капитализма  неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять  этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность  этих мощных блоков манипулировать работой  рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах  объективно требует вмешательство  государства в процесс регулирования  экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет  к расширению этого вмешательства как методами экономического характера, так и административными методами.

В ней с одной  стороны, большая часть хозяйственных  ресурсов находится в частных  руках, многочисленные малые и средние  бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка, свобода частной  инициативы гарантирует право на частную собственность, самостоятельность  в хозяйственной деятельности, свободные  цены, конкуренция, свобода торговли.

В то же время, с  другой стороны, ряд важных сфер (оборонный  и космический комплексы, общее  образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы. При этом забота иных государств о  развитии столь значительна (как  скажем, в Германии, Швеции), что хозяйство  таких стран часто называют социально-рыночной экономикой.

В разных странах  и регионам складываются различные  модели смешанной экономики. Они  отличаются друг от друга своим специфическим  сочетанием разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Смешанная экономика - экономическая система, в которой  и правительственные, и частные  решения определяют структуру распределения  ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное  управление допускало существование  рынка. Большинство развитых стран, включая США, Англию, Францию, Германию, имеют смешанную экономику, в  которой и государство, и частный  сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении  всех ресурсов и материальных благ. Государство вмешивается в рыночную экономику, но не настолько, чтобы совсем уничтожить регулирующую роль рынка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  независимости от вида экономической  системы, она никогда не может  быть идеальной, то есть - без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система  имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно  убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и  может приводить к краху целые  государства.

3. МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ 

Экономическая модель каждой страны - это результат  длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается  соотношение элементов модели и  формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать  на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей  устойчивости каждая национальная экономика  имеет свой жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамического роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют «экономическим чудом». [19. С.188]

Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать  элементы рынка или плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие - на рыночные рычаги. Различают  несколько моделей смешанной  экономики (табл. 1.).

Например, модель с минимальным участием государства  в регулировании экономики. В  ней преобладает сфера рынка  по сравнению с государственным  сектором. Это американская (или  либеральная) модель рыночной экономики. В США примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Прежде всего делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной  функцией является регулирование внешних  эффектов, которые представляют собой  побочные последствия хозяйственной  деятельности отдельных участников рынка.

Особая задача государства - управление нерыночным сектором национального хозяйства, который  представляет населению товары и  услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергосистеме и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п. [20. С.343]

Американская  модель основана на высоком уровне производительности труда и ориентации граждан на достижение личного успеха. Государство поощряет предпринимательскую  активность, обогащение наиболее активной части населения. При отсутствии диктата социального равенства  как государственной задачи именно оно создает приемлемый уровень  жизни малообеспеченным группам  населения за счет частичных льгот  и пособий.

Таким образом, отметим характерные для американской модели черты:

- абсолютное  преобладание частной собственности;

- законодательное  обеспечение максимальной свободы  субъектов рынка; 

- ограничение  сферы государственного регулирования  в основном проведением макроэкономической  политики;

- относительно  небольшая доля государственного  бюджета в ВВП и удельного  веса госинвестиций и выплат  по линии социального обеспечения  в структуре государственных  расходов.

Германская модель - это модель социального рыночного  хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием  особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики.

В Германии государству  отведена регулирующая функция. При  этом действует принцип: «как можно  меньше государства, насколько это  возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники  и работодатели выступают как  социальные партнеры, свободно и в  основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности  рабочего времени и отпусков, о  других условиях труда.

Одновременно  действует разветвленная система  социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто  пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую  профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались даже слишком высокими, и менее трудолюбивая часть немцев начала ими злоупотреблять. [21. С.162]

Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан - равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

- смешанная экономика  характеризуется более или менее  значительным государственным сектором;

- осуществляется  государственное регулирование  не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов; 

- социальная  ориентация экономики, существенный  патернализм (отеческое отношение)  государства реализуется по отношению  ко всем членам общества, обеспечивая  таким путем гарантии определенного  уровня удовлетворения потребностей  населения в услугах здравоохранения,  образования, культуры, в жилье; 

- направленность  регулирования на поддержание  свободной конкуренции, уменьшение  концентрации капиталов в немногих  руках, создание новых хозяйственных  единиц;

- регулирование  занятости населения с ориентацией  на минимизацию безработицы; 

- большой удельный  вес госбюджета в ВВП (хотя  ФРГ находится в середине развитых  капиталистических стран по этому  показателю);

- регулирование  экономики в основном через  кредитно-денежную политику, а не  бюджетно-финансовую.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения  национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем  высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной  социализации», при которой функция  производства ложится на частные  предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий  уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

В целом шведскую модель можно определить как модель, сочетающую полную занятость населения  и стабильность цен путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет. [22. С.100]

Швеция, избравшая  принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что сделало страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного  населения была занята в государственном  секторе, что отражалось в высоких  ставках налогообложения. Суммарные  государственные доходы, включающие, как издержки на государственный  сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по расходам. Эта часть шведской модели характеризуется  как социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение.

Информация о работе Модели рыночной экономики