Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:49, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение теории монетаризма и его идей.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность монетаризма;
- рассмотреть эволюцию развития теории монетаризма;
- проанализировать идеи монетарной политики.
2.2.
Особенности монетарной
политики государства
Высшей и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение стабильности цен, полной занятости и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты политики – предложение и спрос на денежном рынке. Предложение денег – это общее количество денег, находящееся в обращении. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обращения (или деловой, операционный спрос для совершения сделок) и как средство для сохранения стоимости. Общий спрос определяется уровнем номинального ВНП. Операционный спрос не зависит от процентной ставки ЦБ. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки.
Графически денежный рынок представляется следующим образом:
Рис. 2. Денежный рынок
где D – спрос денег на рынке, S – предложение денег, E – равновесная ставка % или цена денег, M – деньги в обращении, % - процентная ставка.
Если предложение выросло, то ставка процента снижается. Люди стремятся уменьшить количество денежных запасов путем покупки других финансовых активов (облигаций, например). Спрос на них растет, цены увеличиваются, процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносит прежнего дохода. Ликвидность становится менее дорогой. Вследствие чего население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.
Если спрос на деньги вырос, то процентная ставка повышается. Это может быть из-за роста номинального ВНП. Т.е. население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег и чековых вкладов, продавая облигации. При неизменном предложении денег равновесие может быть установлено поднятием процентной ставки.
При проведении монетарной политики центральный банк может использовать следующие инструменты:
Монетарная политика действует в краткосрочном периоде. С точки зрения кейнсианцев основа монетарной политики – уровень процентной ставки. С точки зрения монетаристов – сам уровень предложения денег.
В то же время монетаристский подход, который имеет достаточно строгие логические основания в условиях нормальных рыночных экономик, выглядит весьма странным особенно в странах бывшего соцлагеря. Можно и на цифрах, и на жизненных примерах показывать, как ужесточение монетарной политики в данных условиях вело не столько к ограничению инфляции, сколько к прогрессирующему «дефициту денег». Точно так же можно на цифрах продемонстрировать, как сокращение государственных расходов приводило к тому, к чему оно в нормальных условиях приводить не может: к примерно такому же, а иногда и еще большему сокращению доходов бюджета. Это являлось следствием того, что в таких условиях урезание расходов провоцировало распространение бартерных сделок и неплатежей, чего не должно происходить в функционирующих по стандартным правилам рыночных экономиках.
М. Фридмен, строя свои выводы о зависимости динамики цен и экономической стабильности от предложения денег высокой эффективности (т.е. от эмиссии центральных банков), опирается на данные за вековой период; в то же время он подчеркивает, что к коротким периодам времени его выводы не относятся. Внутри короткого периода времени решающими факторами экономической динамики являются ставка процента и уровень доходов (прежде всего - заработной платы). Капитализм некоторых стран не располагает вековой историей, в различных экономиках последнего десятилетия короткие периоды усиления и ослабления спада сменяют друг друга. Теория Фридмена, очевидно, имеет в виду развитое, устоявшееся капиталистическое общество, со сложившимися вековыми тенденциями. К кризисной экономике переходного типа она явно неприменима.
Далее М. Фридмен полагает, что в обществе существует сложившийся, привычный уровень дохода для основной массы индивидов, который обусловливает устойчивость ожиданий - ценовых, процентных, ожиданий будущих доходов; на основе устойчивых ожиданий складывается стабильный спрос на деньги. В кризисной экономике и эта предпосылка монетаризма отсутствует. Уровень цен и доходов подвержен резким и частым изменениям, ожидания индивидов и фирм неустойчивы.
Денежно-кредитная политика. Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Предполагается, что кредитная экспансия может оказать положительное влияние на динамику капиталовложений, потребительский спрос и способствовать выведению экономики из кризисного состояния. Например, экономический подъем обычно сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких случаях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи кредитной рестрикции: ограничение кредита, повышения процента, сдерживания темпов эмиссии платежных средств и т.п. Цель денежно-кредитной политики центрального банка - обеспечение благоприятных условий для финансового капитала. Эта цель конкретизируется в задачах органов денежно-кредитного контроля: смягчение или устранение циклических колебаний производства и занятости рабочей силы; регулирование темпов экономического роста; сдерживание инфляции; выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика отличается от других методов государственного регулирования косвенным характером воздействия на процесс воспроизводства. Наиболее распространена следующая схема регулирования: денежная масса - норма процента - капиталовложения - национальный доход. Центральный банк пытается непосредственно изменять только объем денежной эмиссии и кредита. Эти операции влияют на рынок ссудных капиталов, что находит выражение в динамике нормы процента. Уровень процента, по мнению некоторых экономистов, важен для инвестирования капитала. Изменяя условия капиталовложений, центральные банки в конечном счете оказывают влияние на производство и занятость.
Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д. К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика; операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов.
Учетная политика - старейший метод кредитного регулирования. Этот метод был связан с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сократить заимствования. С 50-х г. во многих странах вновь возродилась активная учетная политика. Однако в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.
Операции
на открытом рынке заключаются в
покупке или продаже
Изменение норм обязательных резервов, хранимых кредитными учреждениями в центральном банке, - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод был введен в США в 1933 г. Ныне он используется во многих странах. В дополнение к общим методам денежно-кредитного регулирования в практике центральных банков применяются селективные.
Кредитно-денежная политика монетарных властей реально может иметь дело лишь с процессами, протекающими на коротком отрезке времени, причем в условиях кризиса. Именно таков подход к анализу экономических процессов, развитый Дж. М. Кейнсом.
Идеи
Кейнса, интерпретированные Дж. Р. Хиксом
в духе неоклассической школы, получили
воплощение в знаменитой модели LS-LM
(investment-saving-liguidity-
Основные зависимости, описываемые этой моделью, это обратная зависимость национального дохода от процента в реальном секторе экономики (чем ниже процент, тем выше инвестиции и национальный доход, причем инвестиции определенно равны сбережениям), и прямая зависимость процента от национального дохода в денежном секторе экономики (чем выше национальный доход при заданной денежной массе, тем больше денег необходимо для обслуживания трансакций, тем меньше денег может поступать на спекулятивные рынки, тем выше ставка процента). Главный вывод из модели IS-LM заключается в том, что увеличение денежной массы относительно достигнутого уровня национального дохода позволяет снизить равновесную ставку процента и добиться увеличения национального дохода.
Если в реальном секторе модель IS-LM постулирует равенство инвестиций и сбережений, то в денежном секторе эта модель постулирует автоматическое первоначальное поступление денег на обслуживание трансакций, и лишь избытка денежной массы сверх необходимых трансакций - на спекулятивные рынки. Возможность инвестирования сбережений и нехватки
денег
для обслуживания трансакций априори
исключается, что может противоречить
реалиям экономики некоторых стран.
Заключение
Суммируя вышеизложенное можно заключить, что монетаризм – это одно из направлений экономической мысли 20-го столетия. Монетаризм создавался как альтернатива кейнсианскому подходу в экономике. Основными положениями монетаризма является следующее:
1) Существует «последовательная, хотя и не абсолютно точная связь» между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода;
2)
Изменения номинального дохода
следуют за изменениями
3) Инфляция «всегда и везде представляет собой денежное явление», будучи связана с опережающим ростом денег по сравнению с производством. При этом рост государственных расходов может иметь или не иметь инфляционных последствий в зависимости от того, покрываются ли они за счет дополнительного выпуска денег;