Монетаризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучение теории монетаризма и его идей.
Для достижения цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить сущность монетаризма;
- рассмотреть эволюцию развития теории монетаризма;
- проанализировать идеи монетарной политики.

Работа состоит из  1 файл

Монетаризм.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

     Описанная последовательность эффектов объясняет, почему всякая попытка удержать учетную  ставку на низком уровне вынуждает финансовые органы все шире и шире использовать операции на открытом рынке. Она показывает на исторических примерах, почему высокие и продолжающие расти ставки, сопровождаются быстрым ростом денежной массы. Парадоксально, что финансовые органы могли бы добиться снижения номинальной учетной ставки, но для этого им необходимо было начинать движение в прямо противоположном направлении, проводя дефляционную монетарную политику. И аналогично: можно прийти к высоким номинальным ставкам, проводя инфляционную политику и временно допустив их снижение.

     2.   Занятость как критерий политики.

     Второе  ограничение идет прямо вразрез с общепринятым образом мышления. Утверждают, что рост денежной массы должен стимулировать занятость, а ее сжатие − тормозить.

     Финансовые органы способны непосредственно контролировать собственные обязательства, лишь, когда последние выражены в номинальных величинах. Они могут фиксировать, например, величину валютного курса, номинальный уровень национального дохода, величину того или иного денежного агрегата либо задать темпы изменения некоторых номинальных показателей — уровня инфляции или дефляции, роста или падения национального дохода, увеличения или сжатия денежной массы. Они, однако, не способны контролировать реальные показатели, такие, как реальная учетная ставка, реальный уровень безработицы, уровень реального национального дохода, реальное количество денег, равно как и темпы роста реального дохода или реального количества денег. Монетарная политика не может зафиксировать реальные показатели на определенном уровне, однако она может оказывать на них серьезное влияние. И одно совсем не противоречит другому. Верно, что деньги только механизм, но механизм в высшей степени эффективный. Без него  не удалось бы достичь тех поразительных успехов в росте производства и уровня жизни, которые произошли за последние два столетия.

     Любая из инфляции явилась следствием денежной эмиссии, к которой прибегали во время войны для покрытия неудовлетворенного спроса в дополнение к явным налогам. Первый и самый важный урок, которому учит история, урок, возможно, наиболее поучительный, состоит в том, что монетарная политика способна отвлечь деньги от роли главного источника экономических затруднений. Это звучит, как предостережение избегать больших ошибок, и отчасти так оно и есть. Великой депрессии могло и не быть, а если бы она и произошла, то протекала бы гораздо мягче, не наделай финансовые органы ошибок или не имей они в своих руках столь мощных инструментов, какие оказались в то время в распоряжении Федеральной резервной системы. Перед финансовыми институтами стоит нужная и важная задача: внести в нее такие усовершенствования, которые свели бы к минимуму ее случайные сбои и позволили извлечь из нее наибольшую пользу. Вторая задача монетарной политики как основы стабильной экономики — поддерживать машину, если пользоваться аналогией Милля, в хорошо смазанном состоянии. Экономическая система будет функционировать нормально, когда производители и потребители, работодатели и наемные рабочие полностью уверены в том, что средний уровень цен будет вести себя в будущем предсказуемым образом: лучше всего — оставаясь стабильным. При любых мыслимых институциональных ограничениях, существует лишь весьма ограниченная подвижность цен и заработной платы. Необходимо сохранить эту степень подвижности, чтобы обеспечить возможность относительных колебаний цен и зарплаты, которые требуются для приспособления к прогрессивным изменениям в технологии и вкусах. Правительства не должны стремиться к достижению какого-то абсолютного уровня цен, который сам по себе не несет никакой экономической функции. В прежние времена уверенность в стабильности денег связывалась с золотым стандартом, и в пору его расцвета он служил этой цели весьма успешно. Конечно, эти времена уже не вернуть, и в мире осталось считанное количество стран, готовых позволить себе роскошь золотого стандарта, — существуют веские причины от него отказаться. Финансовые институты фактически прибегают к некоему суррогату золотого стандарта, когда фиксируют обменные курсы, реагируя на колебания платежного баланса исключительно изменением объема денежной массы, нисколько не заботясь при этом о "стерилизации" избытков и дефицитов и не прибегая в открытой или скрытой форме к контролю за курсом валюты или к введению тарифов и квот. Хотя многие центральные банки говорят о такой возможности, только единицы действительно хотели бы следовать этим курсом, и отнюдь не безобидные причины заставляют большинство воздерживаться от такого шага. Дело в том, что подобная политика отдает страну во власть не безличного автомата в образе золотого стандарта, а финансовых органов, которые могут действовать как обдуманно, так и спонтанно. В современном мире, если уж на монетарную политику возлагается обеспечение стабильности экономического фундамента, пользоваться ее мощью следует в высшей степени осмотрительно. Монетарная политика может в определенной мере нейтрализовать самые сильные возмущения, воздействующие на экономическую систему со стороны.

 

     2.2. Особенности монетарной  политики государства 

     Высшей  и конечной целью монетарной политики государства является обеспечение  стабильности цен, полной занятости  и роста реального объема ВНП. Проводником монетарной политики является центральный банк страны. Объекты  политики – предложение и спрос  на денежном рынке. Предложение денег – это общее количество денег, находящееся в обращении. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обращения (или деловой, операционный спрос для совершения сделок) и как средство для сохранения стоимости. Общий спрос определяется уровнем номинального ВНП. Операционный спрос не зависит от процентной ставки ЦБ. Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки.

      

      

      

   

     Графически  денежный рынок представляется следующим образом:

     Рис. 2. Денежный рынок

где D – спрос денег на рынке, S – предложение денег, E – равновесная ставка % или цена денег, M – деньги в обращении, % - процентная ставка.

     Если  предложение выросло, то ставка процента снижается. Люди стремятся уменьшить количество денежных запасов путем покупки других финансовых активов (облигаций, например). Спрос на них растет, цены увеличиваются, процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносит прежнего дохода. Ликвидность становится менее дорогой. Вследствие чего население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов, которые они готовы держать на руках и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

     Если  спрос на деньги вырос, то процентная ставка повышается. Это может быть из-за роста номинального ВНП. Т.е. население и фирмы хотят держать больше активов в виде наличных денег и чековых вкладов, продавая облигации. При неизменном предложении денег равновесие может быть установлено поднятием процентной ставки.

     При проведении монетарной политики центральный  банк может использовать следующие  инструменты:

  1. за счет операций на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских бумаг. ЦБ может скупать или продавать ценные бумаги. Тем самым можно увеличивать или уменьшать спрос на деньги.
  2. политика учетной ставки, т.е. регулируется процент по займам коммерческих банков у центрального банка.
  3. изменение норматива обязательных резервов. Это наибольший по эффективности инструмент.

     Монетарная  политика действует в краткосрочном  периоде. С точки зрения кейнсианцев  основа монетарной политики – уровень  процентной ставки. С точки зрения монетаристов – сам уровень предложения  денег.

     В то же время монетаристский подход, который имеет достаточно строгие логические основания в условиях нормальных рыночных экономик, выглядит весьма странным особенно в странах бывшего соцлагеря. Можно и на цифрах, и на жизненных примерах показывать, как ужесточение монетарной политики в данных условиях вело не столько к ограничению инфляции, сколько к прогрессирующему «дефициту денег». Точно так же можно на цифрах продемонстрировать, как сокращение государственных расходов приводило к тому, к чему оно в нормальных условиях приводить не может: к примерно такому же, а иногда и еще большему сокращению доходов бюджета. Это являлось следствием того, что в таких условиях урезание расходов провоцировало распространение бартерных сделок и неплатежей, чего не должно происходить в функционирующих по стандартным правилам рыночных экономиках.

     М. Фридмен, строя свои выводы о зависимости  динамики цен и экономической  стабильности от предложения денег  высокой эффективности (т.е. от эмиссии  центральных банков), опирается на данные за вековой период; в то же время он подчеркивает, что к коротким периодам времени его выводы не относятся. Внутри короткого периода времени решающими факторами экономической динамики являются ставка процента и уровень доходов (прежде всего - заработной платы). Капитализм некоторых стран не располагает вековой историей, в различных экономиках последнего десятилетия короткие периоды усиления и ослабления спада сменяют друг друга. Теория Фридмена, очевидно, имеет в виду развитое, устоявшееся капиталистическое общество, со сложившимися вековыми тенденциями. К кризисной экономике переходного типа она явно неприменима.

     Далее М. Фридмен полагает, что в обществе существует сложившийся, привычный  уровень дохода для основной массы  индивидов, который обусловливает  устойчивость ожиданий - ценовых, процентных, ожиданий будущих доходов; на основе устойчивых ожиданий складывается стабильный спрос на деньги. В кризисной экономике и эта предпосылка монетаризма отсутствует. Уровень цен и доходов подвержен резким и частым изменениям, ожидания индивидов и фирм неустойчивы.

     Денежно-кредитная  политика. Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной  массы  в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей  денежного обращения и рынка  ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель   заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на  их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Предполагается, что кредитная экспансия может оказать положительное влияние на динамику капиталовложений, потребительский спрос и способствовать выведению экономики из кризисного состояния. Например, экономический подъем обычно сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких случаях   центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи кредитной рестрикции: ограничение кредита, повышения процента, сдерживания темпов эмиссии платежных средств и т.п.  Цель денежно-кредитной политики центрального банка - обеспечение благоприятных условий для финансового капитала. Эта цель конкретизируется в задачах органов денежно-кредитного контроля: смягчение или устранение   циклических колебаний производства и занятости рабочей силы; регулирование   темпов экономического  роста; сдерживание инфляции; выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика отличается от других методов государственного регулирования косвенным   характером воздействия на процесс воспроизводства. Наиболее распространена следующая схема регулирования: денежная масса - норма процента -  капиталовложения - национальный доход. Центральный банк пытается непосредственно изменять только объем денежной эмиссии и кредита. Эти операции влияют на рынок ссудных капиталов, что находит выражение в динамике нормы процента. Уровень процента, по мнению некоторых экономистов, важен для инвестирования капитала. Изменяя условия капиталовложений, центральные банки в конечном счете оказывают влияние на производство и занятость.

     Методы  денежно-кредитной политики делятся  на две группы: общие, влияющие на рынок  ссудных капиталов в целом, и  селективные, предназначенные для  регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм и т.д.  К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика;  операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов.

     Учетная политика - старейший метод кредитного регулирования. Этот метод был связан с превращением центрального банка  в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него  свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сократить заимствования. С 50-х г. во многих странах вновь возродилась активная учетная политика.  Однако в целом значение этого метода регулирования по сравнению   с другими снизилось.

     Операции  на открытом рынке заключаются в  покупке или продаже центральным  банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный   банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже ценных бумаг центральный банк списывает суммы с этих счетов.  Таким образом, указанные   операции используются как метод регулирования резервов банков, а также   процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Увеличение рынка государственных облигаций и переход к активной покупке центральными банками в   40-х годах ХХв. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке    в главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США, Великобритании, Канаде, Внедрение их в других странах тормозится  отсутствием там достаточно широкого и активного рынка государственных   облигаций;  с 50-х годов применяются в ФРГ, Нидерландах, Японии,  скандинавских странах.

     Изменение норм обязательных резервов, хранимых кредитными учреждениями в центральном банке, - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод был введен в   США в 1933 г. Ныне он используется во многих странах. В   дополнение к общим методам денежно-кредитного регулирования в практике центральных банков применяются селективные.

     Кредитно-денежная политика монетарных властей реально  может иметь дело лишь с процессами, протекающими на коротком отрезке времени, причем в условиях кризиса. Именно таков  подход к анализу экономических  процессов, развитый Дж. М. Кейнсом.

     Идеи  Кейнса, интерпретированные Дж. Р. Хиксом в духе неоклассической школы, получили воплощение в знаменитой модели LS-LM (investment-saving-liguidity-money).

     Основные  зависимости, описываемые этой моделью, это обратная зависимость национального  дохода от процента в реальном секторе экономики (чем ниже процент, тем выше инвестиции и национальный доход, причем инвестиции определенно равны сбережениям), и прямая зависимость процента от национального дохода в денежном секторе экономики (чем выше национальный доход при заданной денежной массе, тем больше денег необходимо для обслуживания трансакций, тем меньше денег может поступать на спекулятивные рынки, тем выше ставка процента). Главный вывод из модели IS-LM заключается в том, что увеличение денежной массы относительно достигнутого уровня национального дохода позволяет снизить равновесную ставку процента и добиться увеличения национального дохода.

     Если  в реальном секторе модель IS-LM постулирует  равенство инвестиций и сбережений, то в денежном секторе эта модель постулирует автоматическое первоначальное поступление денег на обслуживание трансакций, и лишь избытка денежной массы сверх необходимых трансакций - на спекулятивные рынки. Возможность инвестирования сбережений и нехватки

денег для обслуживания трансакций априори исключается, что может противоречить реалиям экономики некоторых стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Суммируя  вышеизложенное можно заключить, что  монетаризм – это одно из направлений экономической мысли 20-го столетия. Монетаризм создавался как альтернатива кейнсианскому подходу в экономике. Основными положениями монетаризма является следующее:

     1) Существует «последовательная, хотя и не абсолютно точная связь» между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода;

     2) Изменения номинального дохода  следуют за изменениями денежной массы с отсрочкой в 6 - 9 месяцев. В краткосрочном периоде сдвиги оказывают влияние главным образом на производство, а в долговременном—на цены;

     3) Инфляция «всегда и везде представляет собой денежное явление», будучи связана с опережающим ростом денег по сравнению с производством. При этом рост государственных расходов может иметь или не иметь инфляционных последствий в зависимости от того, покрываются ли они за счет дополнительного выпуска денег;

Информация о работе Монетаризм